Этика, творчество и менеджер
В последнее время все более возрастает значимость действий человека в системе экономических отношений, т.к. от решения личности зависит направление дальнейшего развития общества. Необходимо создать соответствующие условия для реализации потенциала личности, пробуждения и развития в ней творческого начала. Особенно это важно для личности руководителя. Менеджер любого уровня занимается социальным творчеством, т.к. управляет людьми. Менеджеру, как и любому деловому человеку, профессионально необходимо знать основы формирования творческого климата в коллективе. Кстати, для государственных служащих это значимо вдвойне.
Принято считать, что существует два вида творчества – первичное и вторичное.
Суть первичного творчества – генерирование идей. Это удел единиц, ярких, неповторимых личностей, «Прометеев».
Второй вид (творчество вторичное) является осознанным, целенаправленным процессом, это путь проб и ошибок, путь логического осмысления информации о неизвестных ранее путях, методах и процессах, путь выработки гипотезы о развитии исследуемого процесса, проверки этой гипотезы, использования ее для прогнозирования развития процесса в будущем. Такой тип творческого мышления доступен всем, а не только единичным гениальным личностям. Этому можно и нужно научиться. Руководитель, стремящийся создать у себя в коллективе творческий климат, должен направить своих подчиненных (и прежде всего – себя) именно по этому пути сознательного творчества.
Взаимодействие между представителями первого и второго типа творчества может быть различным. Оба могут существовать и работать в рамках одного коллектива, не зная друг о друге, не оказывая сознательного, видимого влияния друг на друга, а могут и сотрудничать – «творец-труженик» улавливает ценное и значимое в идее «Прометея» и они вместе ее успешно реализуют.
Поскольку гениев, способных генерировать идеи, чрезвычайно мало, руководителю следует всячески способствовать развитию и становлению творческого климата, позволяющего творцам и труженикам успешно работать.
Существует три группы мотивов творчеств:
Первая группа – мотивы, исходящие из внутренних побуждений личности; как правило, внутренние побуждения идентичны потребностям личности. Менеджеру следует знать или хотя бы иметь некоторое представление о потребностях подчиненных и стараться, опираясь на эти потребности, активизируя их, культивировать внутренние мотивы творчества.
Вторая группа – индуцированные, т.е. сознательно насаждаемые менеджером мотивы творчества. От руководителя требуется особое искусство: нельзя ошибаться в пробуждении новых потребностей, поскольку есть риск, что они станут не стимулом, а тормозом творчества. Следует учитывать психологический склад личности, пол, возраст, интеллектуальный уровень, и многое другое.
Третью группу составляют так называемые безличные мотивы, источником которых является внешняя по отношению к коллективу обстановка, от него не зависящая (например, выход в свет новых законов и постановлений государственных органов). Именно от руководителя зависит, как безличные мотивы творчества будут восприняты коллективом.
Творческой личности, как правило, свойственны и определенные черты:
1) Открытость ума. Эта черта проявляется в готовности человека воспринять и понять новые идеи, доказательства, доводы, в способности видеть задачу, проблему так, как ее не видят другие, умение стать на точку зрения собеседника, готовность воспринимать новое.
2) Отсутствие конформизма. Как правило, творческие личности не склонны менять свою позицию или точку зрения под давлением обстоятельств или позиций окружающих их людей, не склонны слепо присоединяться к мнению признанных авторитетов, отрекаясь от своего мнения, ранее выработанного.
3) Склонность к самоутверждению. Эта черта выражается в том, что человек стремится найти свой путь решения проблемы и не боится взять на себя ответственность за это.
4) Отсутствие преклонения перед традициями. Эта черта человеческой личности может показаться отрицательной, однако у творческой личности она проявляется в разумных пределах и при подобающих обстоятельствах. По существу, это просто нежелание слепо следовать существующим обычаям, привычными методами решения задачи. Другими словами, эту черту можно охарактеризовать как стремление к нововведениям.
5) Склонность устранять проблемы нетривиальным путем.
6) Высокий коэффициент интеллектуальности, как правило, характерен для творческих личностей, но не наоборот, т.к. человека с высоким коэффициентом интеллектуальности далеко не всегда можно отнести к творческим личностям; часто это работник с энциклопедическим складом ума, с большим объемом знаний, но не способныйих рационально использовать.
7) Склонность к юмору. Это довольно спорная черта, однако предрасположенность к восприятию событий, окрашенному юмором, позволяет не принимать всерьез возникающую неблагоприятную ситуацию. Такая жизненная позиция придает человеку силы не опускать руки и помогает бороться с трудностями. Такой сотрудник не зацикливается на своих ошибках, но и на успехах тоже, что порождает постоянное критическое отношение к себе, препятствует развитию таких черт, как себялюбие, самоуверенность, самолюбование, тщеславие, амбициозность. Это важно для создания благоприятного творческого и хорошего психологического климата.
8) Склонность к личностной изоляции, Потребность в уединении, отстраненность, созерцательность – эта черта творческой личности основывается на желании оградить свое «я», свою индивидуальность от нивелирующего воздействия окружающей действительности. Творческий человек не склонен «смешиваться с толпой», он, как правило, не присоединяется ни к каким группировкам в коллективе, что позволяет ему сохранять независимость суждений.
9) Повышенная чувствительность, способность к непосредственным эмоциональным реакциям. Чувствительность означает реагирование такого сотрудника на изменение производственных, экономических и прочих условий труда, отношение к нему и оценку его труда руководством коллегами.
10) Общая возбудимость. Творческая личность, как правило, реагирует быстро, остро, объемно, масштабно. Менеджеру следует учитывать эту и предыдущую психологические особенности творческой личности, чтобы не парализовать ее творческую деятельность замечанием, сделанным в несоответствующей форме, упреком и даже неуместной похвалой.
11) Непосредственность, свежесть, острота восприятия, богатый спектр эмоциональных реакций, а в результате – более частое по сравнению с другими прохождение через «пики эмоций», в том числе более частое возникновение стресса.
12) Проявление творческих способностей в разных сферах деятельности.
Отмечают еще несколько характерных черт творческих личностей, которые являются однородными, по крайней мере, близкими друг к другу (их можно назвать демократическими). Это более благожелательное по сравнению с другими людьми восприятие действительности, преобладание мажорных тональностей в настроении, большая терпимость к складывающимся ситуациям, обстоятельствам, склонность к установлению доброжелательных межличностных отношений, более терпимый, по сравнению с другими, характер, альтруизм, склонность к самоотдаче и даже самопожертвованию.
Творческую личность характеризует также умение отличать главное, существенное, значимое от второстепенного, производного, склонность к глобальному мышлению, стремление к выявлению тенденций, закономерностей, законов. Творческая личность обычно стремится к иерархизации и структуризации целей – как собственных жизненных, так и связанных с работой, ориентируется на крупные цели, умеет сочетать их с более близкими и более достижимыми по времени целями и правильно построить сеть приоритетов при определении направлений мышления.
Менеджер обязан учитывать особенности творческого потенциала женщин. Установлено, что по легкости генерирования идей, по ассоциативной продуктивности, по оригинальности продуцируемых идей и гибкости мышления женщины не отличаются от мужчин. Единственное интеллектуальное отличие – худшее, по сравнению с мужчинами, пространственное воображение, хотя бывают и исключения.
Специалисты по теории управления выделяют ряд факторов, способствующих становлению творческого климата в коллективе. Перечислим основные из них:
– устранение ролевой неопределенности;
– накопление информации – т.е. обмен опытом, знаниями, технологиями с помощью проведения научных, научно-практических конференций, встреч, семинаров, расширенных совещаний, деловых туров, экскурсий, повышения квалификации и т.д.;
– оптимизация численности творческих коллективов (согласно теории малых групп, – до 12 человек);
– этичный стиль общения администрации, руководство должно быть демократично и доступно, поддерживать творческие инициативы и начинания; необходим четкий распорядок дня для руководства с «окнами» для приема сотрудников, временем для обхода рабочих мест, временем для своей творческой работы;
– наличие элементов соревнования (но не агрессивного соперничества);
– комплектование групп из людей с различными характерами: несходство черт порождает разнообразие подходов к решению проблем, ведёт к большей результативности труда;
– правильно построенная система стимулов.
Развитию и упрочнение творческого климата в коллективе зачастую мешают следующие человеческие черты и жизненные обстоятельства:
– чувство боязни у сотрудников;
– отсутствие внутренней дисциплины;
– лень и склонность к бесполезным фантазиям;
– самомнение и его противоположность – неверие в собственные силы;
– неумение уловить возможность для творчества;
– переутомление, нерешенные домашние проблемы, неудобное рабочее место и т.д.
Следует сказать несколько слов о таком «тормозе» в творческом развитии, как продвижение по служебной лестнице: не имея времени сосредоточиться, менеджер высшего эшелона часто постепенно теряет способность творчески мыслить.
Очень важна высокая степень этичности при работе по пробуждению творческого потенциала подчиненных.
В ходе творческого процесса выделяют следующие этапы:
– осознание цели процесса;
– поиск и анализ традиционных методов решения задачи;
– сокращение «проблемного поля»;
– фантазия, рождение новых идей.
Человек познает окружающую реальность двумя способами – логически-рациональными рассуждениями, которые поддаются анализу, разложению на этапы и интуитивно, что связанно с умением воспринимать образные сигналы, способностью к озарению. Руководитель должен сочетать в своей работе и логическое мышление, и интуицию.
В зависимости от сферы приложения творческая деятельность бывает
интеллектуального типа, основанная на логике, строгих закономерностях и законах и технического типа, выражающаяся в способности к техническим нововведениям. Кроме того, творческая деятельность может быть эстетической (создание новых форм для чувственных сфер восприятия) и социальной, которая проявляется в способности к межличностным отношениям, способствующим развитию творческого потенциала людей.
Руководителю необходимо владеть всеми типами творческой деятельности, он должен сознательно стремиться идти в своем творчестве, как по пути логики, так и по пути интуиции.
Для руководителя самой важной является творческая одаренность в области межличностных отношений. Он должен в своей административной работе больше доверять собственной интуиции. Если что-то подсказывает Вам, что из подчиненного может получиться хороший работник, хотя обстоятельства складываются неблагоприятно для него, – положитесь на свою интуицию, скорее всего, она Вас не подведет.
Стиль мышления конкретного руководителя зависит от ряда факторов: от особенностей, носящих генетический характер, от специфики стиля мышления, привитых ему в школьные и институтские годы (в период становления личности), от уровня развития интеллекта, от формы и содержания его основной деятельности и т.п. Однако, руководитель должен сознательно стремиться выработать, воспитать у себя (и у своих подчиненных) гибкий альтернативный стиль мышления, равно как и отсутствие догматизма, косности. Хороший менеджер сможет сознательно развивать в своих подчиненных творческое начало, его поступки будут этичными по отношению к руководимым им творческим личностям только в том случае, если он будет достаточно хорошо знаком со спецификой творческой деятельности, процессом мышления.