Социальная сфера жизни общества.
В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. К социальной сфере принято относить эк. объекты и процессы, виды эк. деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом.Сущность социальной сферы. Философское понятие социальной сферы фиксирует ту область деятельности и взаимоотношений в обществе, которая связана с существованием больших групп людей, их интересами и, взаимоотношениями, ролью в общественной жизни. Каждому конкретно-историческому типу общества соответствует своя, специфическая социальная жизнь. Социальная сфера жизни - это мир классов и слоев, наций и народностей, профессиональных, возрастных, половых и иных групп людей, связанных системой прямых и опосредованных отношений и взаимодействий. Это сфера потребностей и интересов, мотивов поведения и активности этих групп. Она предполагает определенный социальный строй в обществе, который можно определить как социальное пространство общественной жизни. Данная сфера имеет собственную структуру, т.е. совокупность элементов, каждый из которых имеет собственные характеристики и занимает определенное место в социальном пространстве. Большое теоретическое значение имеет и марксистский подход к исследованию социальной сферы общественной жизни. В его рамках принято исходить из тезиса о том, что объективным основанием социальной сферы является материальная (экономическая) жизнь общества. С точки зрения марксизма, в социальной сфере зарождаются самые разнообразные интересы людей, которые затем находят свое проявление в политической, культурной, духовной жизни общества. Общество, как и природа, представляет собой противоречивое единство стабильности и нестабильности, устойчивости и изменчивости. Поэтому социальный анализ предполагает рассмотрение общества не только в статике, с точки зрения его структуры, но и в динамике, с точки зрения его изменения и развития.Чтобы понять общество как целое, нужно изучить свойства: самодеятельность; самоорганизация; саморазвитие; самодостаточность (способность социальной системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все потребное для коллективной жизни). Социальная общность и ее характеристики. В отечественной философии большое внимание идее социальной неоднородности было уделено П. Сорокиным. По его мнению,
существует три формы социальной стратификации. Первая - профессиональная, Вторая - это экономическое расслоение людей. И третья форма расслоения - политическая стратификация, что означает неизбежное деление населения общества на правителей (элита) и управляемых (масса).Социальная стратификация - это естественная дифференциация населения общества на слои (страты), которые образуют определенную систему интересов и отношений. Между стратами неравномерно распределяются права и привилегии, обязанности и ответственность, власть и влияние в обществе. Так же изучение социальной мобильности (возможность смены социального слоя) было начато П. Сорокиным. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Элементы социальной структуры общества. Принято считать основными элементами социальной структуры: индивидов с их статусом и социальными ролями, объединения этих индивидов в социальные группы, социально-территориальные, этнические и другие общности. Человечество — это вся совокупность людей, объединенных общими чертами, имеющими общественную социальную природу. Интересы человечества: выживание и сохранение совместной жизни на Земле; совокупная деятельность по развитию цивилизации, мировой культуры; активное способствование прогрессу во всех областях — развитии природы, материального производства, духовной культуры; интимно-личностный интерес. Целостность и взаимосвязь социальной жизни общества. Суть марксистско-ленинской концепции классов: классы и классовые отношения являются социальной основой всей жизни общества; выступают основой всех других социальных общностей, а в развитии классов усматривается ключ решения всех социальных проблем; отношения классов рассматриваются преимущественно в духе противостояния, борьбы, при этом в центр ставится борьба трудящихся и господствующих классов; из признания классовой борьбы как социальной основы общества выводилась характеристика социального устройства, базируясь на идее господства определенного класса, или его диктатуры. Следует отметить, что переход от экономической к социальной сфере углубляет, конкретизирует сущность человека как общественного субъекта. Так, если в материальной сфере раскрывается облик человека как главной производительной силы общества, человека-работника, то в социальной сфере человек раскрывается в своих социальных связях как социальный субъект. Здесь он не просто творец материально-вещного и духовного богатства, но и выступает как творец своих социальных отношений и связей с другими людьми.
№36
Культура и цивилизация.
Культура (от лат. ) - явление общественное, присуща только человеческому обществу; результат деятельности людей. Культуре нужно применять критерий прогрессивности. Цивилизация (с лат. гражданский, гос-ый). Культура – лишь элемент цивилизации. Цивилизация включает не только культуру, но и технологическую основу наше жизни, нравственное представление людей. Цивилизация – высшая степень культурного объединения людей. Её определяют общие объективные элементы – язык, история, религия, обычаи. Организации. А также субъективные элементы – самосознание людей. Впервые различия между культурой и цивилизацией рассмотрел Кант. Стадии развития человечества: дикость, варварство, цивилизация. Цивилизация – уровень развития культуры и общества в целом, а с другой – способ освоения культурных ценностей. Шпенглер выделял западную, японскую, исламскую, индуистскую, конфуцианскую цивилизацию. Данилевский «Россия и Европа» добавил ко всем цивилизациям словяно-православную. Хантингтон выделил 2 цивилизации: западную и восточную. Культура – совокупность положительных достижений общества в его материальном и духовном развитии. Культура – созданная и развивающаяся человеком система материальных и духовных ценностей, служащих соц. прогрессу и формированию исторически сменяющихся типов личности.
Структурные элементы культуры: готовые продукты материальной и духовной деятельности людей; умение владеть продуктами материальной и духовной деятельности; навыки, способы, приёмы создания материальных и духовных ценностей; исторический тип личности, отражающий достигнутую степень культурного развития общества. Типы культуры: материальная, духовная (идеальное образование, существующее в сознании людей или проявление в материальных формах изложения). Культура подчиняется всем закономерностям развития общества. Типы культуры соответствуют типам развития общества. Основные закономерности: зависимость культуры от экономического и соц-политич. строя общества; относительная самостоятельность в развитии культуры (неравномерность развития отдельных сторон культуры; преемственность; внутренняя взаимодействие различных сторон культуры; взаимовлияние и взаимопроникновение культур разных народов). Локальные культуры: культура инков и майя в Америке, культура аборигенов в Африке. Культура: массовая, элитарная. Нельзя отождествлять массовую культуру с культурой самих народных масс. Культура и контркультура (отрицает ценности доминирующей культуры) – понятия, используемые для обозначения социально-культурных установок и ценностей, направленных против ценностей массовой и элитарной культуры.