Каковы социально-экономические условия, теоретические и естественнонаучные предпосылки формирования философии марксизма?
Марксизм сформировался в Германии, но его нельзя рассматривать как чисто немецкое явление, так как в нем нашли отражение интересы и потребности международного рабочего движения. Характеризуя процесс формирования философии марксизма, его теоретическую значимость и значительное влияние на духовную ситуацию эпохи, необходимо отметить, что марксизм возник не в стороне от столбовой дороги мировой цивилизации, а, с одной стороны, явился продолжением всего того, что выработано человечеством,
и, с другой, марксизм принял вызовы эпохи и дал ответы, которые история поставила перед ищущей теоретической мыслью.
Социально-экономические предпосылки философии марксизма. Для ответа на вопрос о том, какие исторические условия способствовали зарождению конкретной теории, отражающей социальные вызовы эпохи, необходимо иметь представление о том, что
из себя представляло конкретное общество.
К середине ХIХ века окончательно сформировался капиталистический способ производства, и со всей очевидностью стали проявляться противоречия, связанные с социальным неравенством общества, приводящим к проявлениям антагонистических противоречий между основными классами этого общества – буржуазией
и пролетариатом. Капитализм настолько упростил общественные связи и отношения, что решение вопроса о движущих силах общественного развития стало очевидным и открывало путь к разработке философских концепций, стремящихся научно объяснить особенности человеческой истории.
Возникновение марксизма в середине ХIХ века было подготовлено ходом истории, вызвано объективными общественными потребностями. Социальной основой появления марксизма явился рост противоречий капитализма, выступление пролетариата, имеющего свои особые экономические и социальные интересы, в качестве самостоятельной политической силы, которая требовала идеологического обоснования и выявления природы интересов и их роли в реализации исторической необходимости и социального прогресса.
Рабочий класс все больше использует новые организованные формы борьбы – стачки, восстания. Чартистское движение в Англии стало первым политически оформленным пролетарским движением, требующим предоставления демократических свобод в политической жизни страны.
Во Франции крупнейшим социально-политическим событием
с участием пролетариата стало восстание лионских ткачей в 1834 году, проходившим под лозунгом «Жить, работая, или умереть
в борьбе». В полуфеодальной Германии, раздробленной на десятки государств, произвол буржуазии, тяжелые условия труда приводили селезских ткачей в 1844 году к открытым выступлениям пролетариата за обеспечение человеческих условий труда и его оплаты.
Таким образом, к середине ХIХ века объективно возникает потребность в теории, способной вскрыть сущность, определить перспективу социального развития, служить средством построения общества, способного обеспечить социальное, экономическое и политическое равенство членам общества, а также требовалось научное обобщение опыта классовой борьбы пролетариата и обоснование исторической перспективы пролетариата, ведущего борьбу за социальное освобождение. Говоря словами Маркса, необходимо было превратить пролетариат из класса «в себе» в класс «для себя».
Марксистская концепция общества и социальных отношений, создававшаяся в результате осмысления уроков социально-политических движений, складывалась во взаимосвязи с формированием нового мировоззрения.
Теоретические источники марксизма. Для формирования марксизма как целостной социально-философской теории важную роль сыграли: французский материализм второй половины ХVIII века в лице Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), Ж.О. Ламетри (1709–1751), П.А.Т. Гольбаха (1723–1789), К.А. Гельвеция (1715–1771) и немецкая классическая философия в лице диалектика Г.В.Ф. Гегеля (1770–1831) и материалиста Л.А. Фейербаха; английская политическая экономия в лице
А. Смита (1723–1790) и Д. Риккардо (1772–1823); французского утопического социализма в лице К.-А. Сен-Симона (1760–1825), Ш. Фурье (1772–1837) и практика английского социалиста Р. Оуэна (1771–1858)
и французская история периода Реставрации в лице Ф. Гизо (1787–1874), О. Минье (1796–1884), О. Тьерри (1795–1856).
Важную роль в формировании философии марксизма сыграли идеи французских материалистов, признававших, что материализм является единственно верным философским направлением, выступающим против спиритуализма (т.е. идеализма) и религии.
Сопоставляя философскую революцию ХVIII века во Франции
с философской революцией в Германии первой половины ХIХ века,
Ф. Энгельс отмечал социальную непохожесть этих революций. Французы ведут открытую войну с официальной наукой, с церковью, а также с государством. Их работы издаются за пределами Франции, а сами они близки к тому, чтобы попасть в Бастилию. В Германии же произведения профессоров философии являются общепризнанными, сами они назначаются государством в качестве наставников юношества, а философия Гегеля возводится в ранг королевско-прусской государственной философии, за которой скрывалась революция духа.
При создании диалектического материализма Маркс и Энгельс использовали наиболее ценное в философии Гегеля и Фейербаха,
а именно, диалектические идеи гегелевской философии и материалистическое понимание природы и человека у Фейербаха. Критическая переработка идеалистической диалектики Гегеля и антропологического материализма Фейербаха потребовали использования идей представителей классического материализма и рационализма.
Важным идейно-теоретическим источником марксистской диалектико-материалистической философии, подтверждающим ее эвристическую значимость, явились достижения естествознания первой половины ХIХ века, которые стихийно требовали диалектико-материалистической методологии и вытеснения метафизических представлений. Энгельс указывает на три крупных достижения науки: открытие клетки, открытие закона сохранения и превращения энергии, создание эволюционной теории.
Клеточную теорию выдвинули М.Я. Шлейден (1804–1881) и
Т. Шванн (1810–1882), которые доказали, что все растения и животные состоят из клеток. Тем самым, была найдена та единица, из которой при размножении и дифференциации развивается тело растений и животных, а также доказано, что развитие и рост всех высших организмов осуществляется по единым законам, что служило естественнонаучным обоснованием принципа единства материального мира.
Закон сохранения и превращения энергии, открытый Ю.Р. Майером (1814–1878), обосновывал принцип единства мира, принцип материализма (несотворимости и неуничтожимости материи). Согласно закону, химическая, тепловая и механическая энергия могут превращаться друг в друга в определенных количественных пропорциях.
Прогресс в биологической науке, связанный с обоснованием клеточного строения живых организмов, стимулировал поиски естествоиспытателями оснований взаимосвязей и взаимозависимостей в процессе развития живых организмов. Английский естествоиспытатель Ч.Р. Дарвин (1809–1882) представил человечеству теорию
о происхождении видов путем естественного отбора, которая разрушала креационистскую концепцию о сотворении видов, подрывала основы представления о божественном происхождении человека, о его исключительном положении в системе органического мира. Философское значение эволюционной теории происхождения видов заключалось в том, что она обосновывала и подтверждала принцип развития и взаимообусловленности материального мира.
Достижения в развитии естествознания в середине ХIХ века вплотную подводило естествоиспытателей к философским обобщениям, выходящим за рамки как идеалистической диалектики, так
и метафизического материализма.
Промышленная революция в Англии, породившая антагонистические классы нового общества – буржуазию и пролетариат, способствовала формированию буржуазной экономической мысли, заложившей научные основы анализа экономики буржуазного общества. Основоположники английской буржуазной политической экономии А. Смит и Д. Риккардо разработали трудовую теорию стоимости, суть которой заключается в том, что труд является источником стоимости и прибыли. Однако обмен товаров они сводили лишь
к обмену вещей, а отношения между людьми в функционировании буржуазного общества оставались вне их исследовательского поля. Поэтому законы капитализма являются вечными, так как детерминированы эгоистической природой человека. На основании теории трудовой стоимости в марксизме разработана теория прибавочной стоимости, выражающая сущность буржуазных экономических отношений, являющейся краеугольным камнем экономической теории марксизма. Фактический материал по истории экономического развития способствовал разработке и научному обоснованию материалистического понимания истории.
Политические революции во Франции в конце XVIII в. и в середине ХIХ в. по богатству форм классовой борьбы, по объему и четкости революционного опыта являлись классической лабораторией революционной теории и практики. Определенную роль в формировании теоретических источников марксизма сыграли выводы историков эпохи французской Реставрации, которые пришли к идее
о борьбе классов как движущей силе исторического процесса. Вместе с этим выводом возникали вопросы: каков подлинный путь уничтожения социального неравенства и несправедливости, угнетения
и эксплуатации в классовом обществе? Каким должно быть общество, основным содержанием которого должны стать равенство, справедливость, свобода и т.п.? Попытку дать ответы на возникающие вопросы предприняли социалисты-утописты К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн. Они указали на противоречия, в которых запуталось буржуазное общество: на рост производства и обнищание пролетариата, на кризисы перепроизводства; на противоположность между умственным и физическим трудом. Однако утопический социализм не мог ни понять, ни разъяснить сущности наемного труда при капитализме, ни найти и предложить общественную силу, способную стать подлинным творцом нового общества. В силу своей утопичности они не могли указать реальный путь для разрешения этих противоречий и ограничились лишь необходимостью просвещения
и убеждения общества в преимуществах социализма как общества, основанного на принципах справедливости, равенства и свободы.
В частности, Сен-Симон пытался уговорить Наполеона принять участие в создании социалистического строя, Оуэн обращался с подобными проектами к английской королеве Виктории, а Фурье даже установил специальные приемные часы для богатых людей, пожелавших пожертвовать свои средства в пользу социализма.
В марксизме на основе скрупулезного анализа духовно-теоретической ситуации Западной Европы, экономической природы капиталистических общественных отношений, политической конъюнктуры современного ему общества доказали, что социализм является необходимым результатом развития капиталистического общества, который всесторонне проанализирован, вскрыты экономические основы социалистической революции и указан класс, который должен совершить эту революцию – пролетариат.
Таким образом, появление марксизма отвечало объективному ходу развития науки и социальной практики середины ХIХ века. При этом основоположники марксизма опирались на достижения предшествующей философской мысли, социальных учений в области политической экономии и социальной теории, современного им естествознания, на объективный анализ социальной практики, революционного движения, классовой борьбы пролетариата.
Исторической заслугой марксизма в области философии является взаимообогащение классического материализма и диалектики как методологии и теории познания объективной действительности, т.е. разработка материалистической диалектики, а также материалистического понимания истории. Итогом философско-теоретических достижений марксистской философии становится превращение философии из объясняющей действительность в практико-преобразующую теорию по изменению действительности.