Назовите фундаментальные естественнонаучные направления современной науки
Семинарское занятие № 1
• Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Синергетические концепции управления».
• Мировоззренческие и методологические предпосылки учебного курса СКУ для гуманитариев.
• Становление нелинейного мышления и его особенности.
• Специфика концептуального подхода к изучению синергетики управления.
• Основные тематические разделы и задачи курса.
• Литература
• Касперович Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – Мн.: РИЦ Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.
• Касперович Г.И. Синергетические концепции управления: Курс лекций. Мн. Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. Лекции 2-5.
• Аршинов В.И., Синергетика как феномен постнеклассической науки, М., ИФ РАН, 1999.
Семинарское занятие № 2
} Тема 2. Социокультурный статус постнеклассической науки.
} 1.Понятие постнеклассической науки. Специфика и структура современного научного познания. Феномен междисциплинарной науки.
} 2. Метатеоретические основания научного знания: взаимосвязь научной картины мира, идеала научности, стиля научного мышления и философских оснований. Понятие научной рациональности.
} 3. Исторические типы научной рациональности: классический, неклассический и постнеклассический. Понятие научной парадигмы и научной революции, их типы.
} 4.Особенности метатеоретических оснований современной науки. Парадигма нелинейности и становление эволюционно-синергетической парадигмы. Основные социальные функции постнеклассической науки.
Литература
1. Касперович Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – Мн.: РИЦ Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.
2. Касперович Г.И. Синергетические концепции управления: Курс лекций. Мн. Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. Лекции 2-5.
3. Аршинов В.И., Синергетика как феномен постнеклассической науки, М., ИФ РАН, 1999.
Контрольный тест по темам Лекций 2-5.
1. Определите понятие «наука», указав наиболее соответствующее из предложенных:
2. Какие характеристики науки вы считаете верными?
3. Выделите отличительные признаки научного знания:
4. Какие из перечисленных функций характерны для науки:
Выделите основные сферы научного знания в современной науке.
6. Какие науки включает современное естествознание ?
7. Какие вненаучные формы знания существуют в современной культуре ?
8. Что выражает понятие социокультурный статус науки?
Укажите основные уровни научного познания.
10. Выделите основные функции научной теории:
11. Что относится к метатеоретическим основаниям науки ?
12. Что выражает понятие «научная парадигма» ?
Назовите фундаментальные естественнонаучные направления современной науки.
14. Какие области знания относятся к «междисциплинарной науке»?
15. Назовите четыре основные стадии исторического развития науки:
16. Когда возникло научное (экспериментально-математическое) естествознание в истории культуры?
17. Какие черты характерны для доклассической науки?
18. Что характерно для натурфилософского подхода в естествознании?
19. Установите соответствие, позволяющее определить хронологию основных этапов развития науки:
20. Что соответствует понятию «классическая наука»?
21. Укажите основные характеристики современного научного познания:
22. Какие черты соответствуют постнеклассической науке?
23. Как называется современный этап развития науки ?
24. Что выражает понятие «научная картина мира»?
25. Укажите основные функции научной картины мира в научном познании и культуре?
26. Выделите основные уровни научного познания и знания:
27. Когда сформировалась первая научная картина мира и как она называется?
28. Каким образом происходит смена научных картин мира?
29. Выберите наиболее точные с вашей точки зрения критерии научной революции:
30. Как называется первая научная картина мира?
31. Что выражает принцип глобального эволюционизма?
Семинарское занятие № 3
ТЕМА: Становление синергетики: методологические предшественники.
Вопросы семинара № 3
1.Тектологические основы теории самоорганизации-синергетики.
ЗАДАНИЕ по тектологии к семинару № 3:
• Знать основные положения и понятия тектологии и их связь с синергетикой:
• Организованность и дезорганизованность – ключевые понятия тектологии.
• учение о кризисах;
• Какие научные задачи решила тектология?
• (Касперович, Г.И. Синергетические концепции управления. 2-е изд. Мн.: 2005. – Лекция 6. С.107-115)
2. Кибернетическая теория управления – информации.
3. Ключевые понятия синергетической парадигмы: самоорганизация, порядок, хаос, флуктуация, бифуркация, аттрактор и др.
Семинарское занятие № 4