Назовите фундаментальные естественнонаучные направления современной науки

Семинарское занятие № 1

• Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Синергетические концепции управления».

• Мировоззренческие и методологические предпосылки учебного курса СКУ для гуманитариев.

• Становление нелинейного мышления и его особенности.

• Специфика концептуального подхода к изучению синергетики управления.

• Основные тематические разделы и задачи курса.

• Литература

• Касперович Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – Мн.: РИЦ Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.

• Касперович Г.И. Синергетические концепции управления: Курс лекций. Мн. Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. Лекции 2-5.

• Аршинов В.И., Синергетика как феномен постнеклассической науки, М., ИФ РАН, 1999.

Семинарское занятие № 2

} Тема 2. Социокультурный статус постнеклассической науки.

} 1.Понятие постнеклассической науки. Специфика и структура современного научного познания. Феномен междисциплинарной науки.

} 2. Метатеоретические основания научного знания: взаимосвязь научной картины мира, идеала научности, стиля научного мышления и философских оснований. Понятие научной рациональности.

} 3. Исторические типы научной рациональности: классический, неклассический и постнеклассический. Понятие научной парадигмы и научной революции, их типы.

} 4.Особенности метатеоретических оснований современной науки. Парадигма нелинейности и становление эволюционно-синергетической парадигмы. Основные социальные функции постнеклассической науки.

Литература

1. Касперович Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – Мн.: РИЦ Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.

2. Касперович Г.И. Синергетические концепции управления: Курс лекций. Мн. Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. Лекции 2-5.

3. Аршинов В.И., Синергетика как феномен постнеклассической науки, М., ИФ РАН, 1999.

Контрольный тест по темам Лекций 2-5.

1. Определите понятие «наука», указав наиболее соответствующее из предложенных:

2. Какие характеристики науки вы считаете верными?

3. Выделите отличительные признаки научного знания:

4. Какие из перечисленных функций характерны для науки:

Выделите основные сферы научного знания в современной науке.

6. Какие науки включает современное естествознание ?

7. Какие вненаучные формы знания существуют в современной культуре ?

8. Что выражает понятие социокультурный статус науки?

Укажите основные уровни научного познания.

10. Выделите основные функции научной теории:

11. Что относится к метатеоретическим основаниям науки ?

12. Что выражает понятие «научная парадигма» ?

Назовите фундаментальные естественнонаучные направления современной науки.

14. Какие области знания относятся к «междисциплинарной науке»?

15. Назовите четыре основные стадии исторического развития науки:

16. Когда возникло научное (экспериментально-математическое) естествознание в истории культуры?

17. Какие черты характерны для доклассической науки?

18. Что характерно для натурфилософского подхода в естествознании?

19. Установите соответствие, позволяющее определить хронологию основных этапов развития науки:

20. Что соответствует понятию «классическая наука»?

21. Укажите основные характеристики современного научного познания:

22. Какие черты соответствуют постнеклассической науке?

23. Как называется современный этап развития науки ?

24. Что выражает понятие «научная картина мира»?

25. Укажите основные функции научной картины мира в научном познании и культуре?

26. Выделите основные уровни научного познания и знания:

27. Когда сформировалась первая научная картина мира и как она называется?

28. Каким образом происходит смена научных картин мира?

29. Выберите наиболее точные с вашей точки зрения критерии научной революции:

30. Как называется первая научная картина мира?

31. Что выражает принцип глобального эволюционизма?

Семинарское занятие № 3

ТЕМА: Становление синергетики: методологические предшественники.

Вопросы семинара № 3

1.Тектологические основы теории самоорганизации-синергетики.

ЗАДАНИЕ по тектологии к семинару № 3:

• Знать основные положения и понятия тектологии и их связь с синергетикой:

• Организованность и дезорганизованность – ключевые понятия тектологии.

• учение о кризисах;

• Какие научные задачи решила тектология?

• (Касперович, Г.И. Синергетические концепции управления. 2-е изд. Мн.: 2005. – Лекция 6. С.107-115)

2. Кибернетическая теория управления – информации.

3. Ключевые понятия синергетической парадигмы: самоорганизация, порядок, хаос, флуктуация, бифуркация, аттрактор и др.

Семинарское занятие № 4

Наши рекомендации