Процессинг восприятия
Что вы всегда можете сделать с пользой—так это узнать восприятия, которые личность связывает с определенной проблемой. И когда клиент описал восприятия, всегда есть возможность их изменить или поупражняться с ними.
Особенности восприятия—это конкретные подробные качества и количества в разных системах восприятия. Основные системы—зрительная, слуховая и кинестетическая, то есть картинки, звуки и ощущения. Есть еще обонятельная и вкусовая, то есть запах и вкус, но они меньше используются в процессинге, потому что мы мало что можем в них изменить.
Восприятия в процессинге противопоставляются умственным ярлыкам и другим вторичным умственным проявлениям. Мы разыскиваем именно то, что личность реально воспринимает, либо физическими чувствами, либо аналогичным образом в своей внутренней реальности. Это должно быть то, что действительно воспринимается, а не просто слова о том, о сем.
Первая задача состоит в том, чтобы поощрить личность действительно видеть, слышать, и особенно чувствовать части её внутренней реальности. Любой процесс или техника эффективны лишь настолько, насколько мы взаимодействуем с реальностью. Где находится эта реальность и кто с ней согласен—вопрос другой, суть в том, что здесь существует что-то воспринимаемое.
После получения подробностей определенной реальности, следующий шаг в том, чтобы выяснить, где находятся ограничения и как можно создать больше свободы.
Если у клиента внутренняя картина ситуации на работе—это много туманных вещей, непредсказуемо движущихся вокруг, то это наверное его ограничивает. Эта картинка соответствует тому, почему же клиент чувствует разочарование в своих возможностях, ничего не достигая. Так что когда он упоминает разочарование в себе, прежде всего нужно узнать больше подробностей восприятия. Всегда полезна зрительная информация, потому что её легче всего изменить. Потом давайте посмотрим, где же ограничения и в чем можно потренироваться действовать иначе. Ведь если задачи туманные и неясные, то клиент не может увидеть, что же нужно сделать. А если всё движется, клиент не успевает ничего добиться с каждой задачей. Так что мы делаем? Мы изменяем картинку, делая вещи более ясными и приостанавливая что-то на месте. Как именно сделать это, зависит от того, что эффективно для данного клиента. Может быть если он отступит на шаг назад от картинки, устроит себе свободное пространство, приблизит к себе что-то одно и сделает его более ясным, то он перестанет чувствовать разочарование в своих силах.
Дело в том, что у человека не бывает неопределенных, случайных реакций по неопределенным, случайным причинам. Есть очень конкретные особенности восприятия, создаваемые в конкретных последовательностях для получения конкретных результатов. Если мы изменим восприятия, изменятся и реакции.
Все особенности восприятия управляют ощущениями и состоянием, в основном плавно. Вы можете управлять какими-то количествами или качествами, чтобы сделать ощущение больше или меньше. Некоторые из этих управляющих особенностей для личностиважнее, и разные значения особенностей по-разному на нее воздействуют.
Если мы обнаружили, что большая картинка усиливает соответствующие чувства, а маленькая картинка ослабляет их, то это отличный инструмент. Инструмент, который вы можете очень легко дать в руки клиенту. Ему нужно только научиться делать больше положительный образ себя и положительные цели, и делать меньше свои опасения и беспокойства.
Когда личность понимает, что её действия с картинками управляют её ощущениями, то это придает ей силы.
Звуки действуют аналогично. Если у клиента есть голос в голове, говорящий: "ты ничего не делаешь как следует", то наверное важны тон голоса, темп, высота и место нахождение. Если голос такой, "как следует", клиент чувствует угнетенность. Но если мы изменим особенности, сделав голос быстрее, выше, удалив его на 15 метров и тому подобное, то переживание изменится. Трудно настолько же огорчаться из-за придирок отца, когда его голос звучит пискляво и он висит в воздухе под потолком.
Процессинг восприятия можно использовать во многих ситуациях, когда другие техники могут быть тоже эффективны. Наверное, стоит его использовать в тех ситуациях, когда вам кажется, что личность ограничена из-за её собственных восприятий. Вообще-то это всегда так, но если это становится для вас особенно очевидным, то наверное процессинг восприятий сработает.
Еще вы можете использовать процессинг восприятий в дополнение к другим видам работы. Он отлично стыкуется с такими подходами, как например прояснение происшествий, которые больше ориентированы на обнаружение отрицательных причин. Процессинг восприятий более положителен, он предполагает, что индивид конечно является причиной всего этого и ему просто нужно делать что-то по-другому. Эти два похода уравновешивают друг друга. Еще очень полезно узнавать особенности восприятия во многих разных областях, просто чтобы исследовать как они действуют. Это прекрасно вписывается в любой модуль. Например, мы работаем с общением. Есть конкретные восприятия, связанные с застенчивостью, с общительностью, с желанием общаться, и с нежеланием общаться. Есть восприятия, которые определяют, когда и с кем индивид чувствует, что можно общаться. Обнаружив их, личность может начать ими управлять и использовать их как инструменты, а не просто зависеть от них.
Просто полезно разговаривать о любой области жизни. Но если вы можете еще и определить восприятия, руководящие этой областью, вы лучше поможете человеку. Когда он будет знать, как на него влияют разные восприятия этой области, он сможет управлять ими. Рычаги управления его поведением будет переданы в его руки.