Проблема жанра в литературоведении
1. Различные определения жанра.
2. Соотношение категорий рода и жанра. Уязвимость внутриродовых жанровых классификаций. Традиционные жанровые формы эпоса, лирики, драмы; межродовые и внеродовые формы.
3. М.М.Бахтин о памяти жанра. Жанр как взаимодействие нормы (канона) и отступлений от неё.
4. Жанр как «ведущий герой» литературного процесса до XVIII века и инициативный автор в искусстве последних столетий.
Литература
Л.В. Чернец. Жанры // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец. В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек; Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. – С. 161-170.
Введение в литературоведение. Хрестоматия. (Раздел VI. Литературные жанры) / Сост. П.А. Николаев и др. – М., 1997. – С. 278-315.
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е. – М., 1986.
Тамарченко Н.Д. Жанр // Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001 (2003). – Стлб. 263-265.
Занятие 18
Понятие литературного процесса
1. Литературный процесс в синхронии и диахронии.
2. Преемственность как закон литературного процесса. Диалектика традиций и новаторства.
3. Национальная специфика литературы. Международные литературные связи.
4. Стадиальность литературного процесса
5. Литературные направления. Литературные течения и школы.
Задание. Подготовьте сообщения об отдельных литературных направлениях (например, о классицизме, сентиментализме, романтизме, реализме XIX века) и течениях (например, натуральная школа Гоголя, ОБЭРИУты, озёрная школа английских романтиков).
Литература
Бройтман С.Н. Стадиальность развития литературы // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я Эсалнек и др. / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. – С. 594-603.
А.Я. Эсалнек. Литературное направление // Там же. – С. 603-616.
Есаулов И.А. Национальное своеобразие литературы // Там же. – С. 616-624.
II. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМУ КУРСУ
Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др./ Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. шк.; Издат центр «Академия», 2000; Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004.
Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 1997.
Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высш. шк., 1999.
Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. – СПб., 1996.
Лейдерман Н.Л, Барковская Н.В. Теория литературы (вводный курс). – Екатеринбург, 2000.
Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2 частях. – М., 2003.
Холшевников В.Е. Основы стиховедения. – СПб., 2002.
Словарь литературоведческих терминов / Под ред Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева. – М., 1974.
Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
Квятковский А.П Поэтический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1996; Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.: Дрофа, 1998.
Бахтин М.М. Эпос и роман. – СПб.: Азбука, 2000 (статья «Формы времени и хронотопа в романе»).
Бахтин М.М. Автор и герой. – СПб.: Азбука, 2000 (статья «Автор и герой в эстетической деятельности»).
Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. - М., 1968.
Гинзбург Л.Я. О литературном герое. – Л., 1979.
Добин Е.С. Сюжет и действительность. – Л., 1976.
Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы: В 3-х т. – Т.2. – М., 1964.
Лихачёв Д.С. Внутренний мир литературного произведения // Вопросы литературы. – 1968. – №8.
Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979 (разд. «Поэтика художественного времени», «Поэтика художественного пространства»).
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, 1988.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1995.
Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. – М., 1994.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996.
Успенский Б.А. Поэтика композиции. – М., 1970.
Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения. – М.: Наука, 2001.
III. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
к курсу «Введение в литературоведение»
1. Литературоведение как наука: состав, вспомогательные литературоведческие дисциплины, связь с другими науками.
2. Литература как вид искусства, её отличия от других искусств.
3. Словесный художественный образ. Его структура и своеобразие.
4. Классификация словесных художественных образов.
5. Вымысел и его роль в создании произведения. Вторичная условность, её виды.
6. Литературное произведение как художественное целое. Текст и произведение. Произведение, фрагмент, цикл. Рамочные компоненты произведения, их содержательность.
7. Литературное произведение как художественное единство. Содержательность художественной формы. Общая структурная модель литературного произведения.
8. Художественная речь, её отличие от обыденной речи и литературного языка.
9. Фигуры и тропы, их место и роль в произведении.
10. Понятие ритма. Стихи и проза. Носители ритма.
11. Песенно-тоническая и силлабическая системы стихосложения.
12. Силлабо-тоническая система стихосложения. Ритмообразующие элементы силлабо-тоники.
13. Логаэд, дольник, тактовик.
14. Рифма, её эстетическая функция. Виды рифм.
15. Строфа. Виды строф. Твёрдые формы стиха. Сонет. Онегинская строфа.
16. Сюжет и фабула: соотношение понятий. Основные и факультативные элементы сюжета.
17. Композиция литературного произведения. Соотношение композиции и других уровней произведения.
18. Конфликт, его своеобразие в эпосе, драме, лирике.
19. Специфика художественного пространства и времени. Бахтин о хронотопе.
20. Персонаж, тип, характер. Система персонажей.
21. Автор и субъектная организация эпического произведения. Особенности личного и «романного» повествования.
22. Автор и его представитель в лирическом произведении. Формы высказывания в лирике.
23. «Чужое» слово в произведении. Стилизация. Пародия. Реминисценция. Сказ.
24. Предметный мир произведения (портрет, вещь, пейзаж).
25. Эпос как литературный род. Познавательная направленность. Речевая организация. Эпические ценности. Поэтика эпоса.
26. Драма как род литературы. Действие в драме. Особенности драматической поэтики.
27. Лирика как род литературы. Содержание и поэтика лирики.
28. Общая характеристика понятия «жанр».
29. Понятие литературного процесса, его составляющие. Диалектика традиций и новаторства.
30. Понятие «литературное направление». Общая характеристика одного из литературных направлений.