Проблема реализма в современном литературоведении

1. Реализм как художественный метод. Понятие типизации.

2. Реализм и натурализм.

3. Негативные концепции реализма. Реализм как фикция.

4. Вопрос о сущности соцреализма.

5. Понятия неореализма и неотрадиционализма. «Околореалистические» формы в современной литературе.

6. Проанализировать повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Реалистическое и нереалистическое начала в произведении.

Основная литература

1. Бялый Г.А. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. – Л., 1990.

2. Видуэцкая И.П. «Натуральная школа» и ее роль в становлении русского реализма. – М., 1997.

3. Гройс Б. Рождение социалистического реализма из духа русского авангарда //Вопросы литературы. – 1992. – № 1.

4. Купреянова Е.Н. Что такое романтизм и что такое реализм? // Русская литература. – 1974. – № 2.

5. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. – М., 1997.

6. Синявский А. Что такое социалистический реализм? (Фрагменты) //Соцреализм вчера, сегодня, завтра? М., 1989; либо Терц А.Что такое социалистический реализм //Литературное обозрение. – 1989. – № 8.

Дополнительная литература

1. Баевский В.С. Русский реализм //Пушкин и другие. – Н. Новгород, 1997.

2. Гройс Б. Полуторный стиль: социалистический реализм между модернизмом и постмодернизмом //Новое литературное обозрение. – 1995. –№ 15.

3. Гуревич А.М. Динамика реализма в русской литературе ХIХ в. Пособие для учителя. – М., 1994.

4. Жолковский А. Искусство приспособления // Жолковский А. Блуждающие сны. – М., 1994.

5. Лотман Ю.М. «Человек, каких много» и «исключительная личность»: (К типологии русского реализма первой половины XIX в.) //Лотман Ю.М. О русской литературе. – СПб., 1997.

6. Маврина Л.В. Писатель и читатель в художественной системе критического реализма. – Л., 1990.

7. Миловидов В.А. Поэтика натурализма. –Тверь,1996; либоМиловидов В.А. Натурализм: метод, поэтика, стиль.–Тверь,1993.

8. Проскурина Ю.М. Натуральная школа в свете эволюции и типологии классического реализма. – Екатеринбург, 2001.

Литература к вопросу № 7

1. Дилакторская О.Г. О «Шинели» Гоголя // Литературная учеба. –1982. – № 3.

2. де Лотто Ч. Лествица «Шинели» // Вопросы философии. – 1993. – № 8.

3. Лотман Ю.М. О «реализме» Гоголя //Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. – Тарту, 1996. –№ 2.

4. Набоков В. Николай Гоголь. – М., 1991.

5. Фангер Д. В чем же, наконец, существо «Шинели» и в чем ее особенность // Н.В. Гоголь. Материалы и исследования. – М., 1995.

6. Эйхенбаум Б.О. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б.О. О прозе. – Л., 1969.

Анализ художественного произведения

1. Основные задачи и принципы литературоведческого анализа. Анализ и интерпретация.

2. Дать краткую характеристику одного из видов анализа:

· целостный,

· идейно-тематический,

· эйдологический,

· сюжетно-композиционный,

· анализ пространственно-временных построений,

· стиховедческий,

· лингвистический,

· жанровый,

· биографический,

· историко-культурный,

· структурный,

· герменевтический,

· сопоставительный

и т.д.

Подготовить анализ стихотворения (или небольшого прозаического текста) на основе выбранной методологии.

Основная литература

1. Асоян А.А. Пролегомены: Лекции по теории литературы. – Омск, 1995.

2. Гаспаров М.Л. Избранные труды. – М., 1997. – Т. 2.

3. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений Пушкина, Лермонтова, Тютчева. – М., 1981.

4. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. – М., 1991.

5. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972.

6. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М., 1975.

7. Тюпа В.И. Аналитика художественного. Введение в литературоведческий анализ. – М., 2001.

Дополнительная литература

1. Анализ художественного текста: Литературоведческие штудии. – Омск, 1998.

2. Арнольд И.В. Текст и его компоненты как объект комплексного анализа. – М., 1986.

3. Аспекты и приемы анализа художественного произведения. – Л., 1983.

4. Зырянов О.В. Принципы анализа поэтического текста. – Екатеринбург, 2000.

5. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. – М., 1973.

6. Методология анализа литературного произведения. – М., 1988.

7. Мирошникова О.В. Анализ лирического цикла и книги стихов. – Омск, 2001.

8. Примеры целостного анализа художественного произведения. – Томск, 1988.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

Текущий контроль в форме индивидуальных консультаций (проверка чтения научно-исследовательской; проверка тетрадей с записью лекций, знания тем, вынесенных на самостоятельное изучение; опрос в ходе практических занятий), промежуточный контроль – зачет.

Вопросы к зачету

1. Эстетическое и художественное. Специфика искусства. Место литературы в ряду других искусств.

2. Понятие литературного рода. Межродовые и внеродовые формы.

3. Категория жанра в современном литературоведении. Типология литературных жанров.

4. Роман как «эпос частной жизни».

5. Произведение как центральное понятие теории литературы. Содержание и форма литературного произведения.

6. Проблема автора. Формы выражения авторской субъективности в произведении. Смерть автора.

7. Идейно-тематический уровень произведения. Проблема смысла.

8. Знак и образ. Типы художественных образов. Специфика словесного образа.

9. Теория композиции. Понятие точки зрения.

10. Теория сюжетосложения. Конфликт. Сюжет и фабула. Вопрос о единицах сюжета.

11. Художественная речь, её специфика. Поэзия и проза.

12. Метафоризм как принцип человеческого мышления. Тропы.

13. Фигуры поэтического синтаксиса.

14. Системы стихосложения в мировой литературе. Метр и ритм. Ритм прозы.

15. Русское силлабо-тоническое стихосложение.

16. Дольник. Тактовик. Акцентный стих. Верлибр.

17. Звуковые повторы в стихе. Рифма.

18. Строфика.

19. Основные понятия теории литературного процесса (художественный метод, художественная система, первичные и вторичные стили, эпистема, литературное течение, направление, школа).

20. Метод и стиль.

21. Реализм как художественный метод. Негативные концепции реализма.

22. Анализ литературного произведения. Виды анализа.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

Учебники и учебные пособия

1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Чернец Л.В., Хализев В.Е. и др. – Любое издание.

2. Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2 ч. – М., 2003.

3. Хализев В.Е. Теория литературы. – Любое издание.

Хрестоматии

1. Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. – М., 1997.

2. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Хрестоматия-практикум. – М., 2004 либоТеоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов / Автор-составитель Н.Д. Тамарченко. М., 1999 (имеется в электронном виде).

Словари, энциклопедии

1. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М., 2003.

2. Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М., 1966.

3. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. – М.; Л., 1962-1978.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

5. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

6. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. – М., 1997 (имеется в электронном виде) либоРуднев В. Энциклопедический словарь культуры XX в.: Ключевые понятия и тексты. – М., 2003.

Работы общего характера

См. литературу по разделам курса.

Дополнительная литература

Учебники и учебные пособия

1. Асоян А.А. Пролегомены: Лекции по теории литературы. – Омск, 1995.

2. Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.

3. Давыдова Т.Т. Теория литературы. – М., 2003.

4. Есин А.Б. Литературоведение. Культурология. – М., 2004.

5. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.

6. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. – СПб., 1996.

7. Лейдерман Н.Л., Барковская Л.В. Введение в литературоведение. – Екатеринбург, 2000.

8. Поспелов Г.Н. Теория литературы. – М., 1978.

9. Таборисская Е.М. Литературный процесс. Курс лекций по введению в литературоведение. Учебно-методическое пособие. – СПб., 2003.

10. Тамамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Введение в курс. – М., 2006.

11. Теория литературы. В 2-х тт. Т. 1: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 2: Историческая поэтика / Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. – М., 2004.

12. Тюпа В.И.Художественный дискурс (Введение в теорию литературы). – Тверь, 2002.

13. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М., 1976.

14. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1996.

15. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. – М., 1978.

16. Фарино Е. Введение в литературоведение. – М., 2004.

Хрестоматии

1. Хрестоматия по теории литературы. – М., 1982.

Работы общего характера

См. литературу по разделам курса.

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ)

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Раздел дисциплины Средства обучения Формы обучения Методы обучения
Разделы № 1-9 (лекции) учебная и научно-исследовательская литература, лекционные материалы лекции, индивидуально-групповые консультации объяснительно-иллюстративный
Разделы № 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 (практические занятия) учебная и научно-исследовательская литература, лекционные материалы практические занятия (подготовка сообщений, обсуждение включенных в план занятия вопросов, анализ текста) эвристический, исследовательский

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Раздел дисциплины, содержание Всего ча­сов Задания для самостоятельной работы Формы контроля
1. Эстетическое и художественное. Место литературы в ряду других искусств. Знакомство с литературой по теме лекции:
  1. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. – М., 1968.
  2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
  3. Борев Ю.Б. Эстетика. – М., 1981.
  4. Бычков В.В. Эстетика. – Любое издание.
  5. Ингарден Р. Исследования по эстетике. – М.. 1962.
  6. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М., 1965.
  7. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. – М., 1994.
  8. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. – М., 1965.
Подготовка к практическому занятию № 1. Проанализировать в аспекте рассматриваемой темы стихотворный цикл Б.Л. Пастернака «Весна». См. план практического занятия и литературу к нему.
Текущий контроль: проверка конспектов лекций, опрос студентов в ходе практического занятия, индивидуальные консультации. Студенты, не выступившие с анализом текста на занятии, сдают его письменно.
2. Литературные роды и жанры. Знакомство с литературой по теме лекции:
  1. Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанр как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1996.
  2. Васильев А.З. Жанр как эстетическая категория. – Л., 1987.
  3. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. – М., 1968.
  4. Гинзбург Л. О лирике. – М., 1999.
  5. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. Кн. 2. – М., 1964.
  6. Хализев В.Е. Драма как род литературы. – М., 1986.
  7. Чернец Л.В. Литературные жанры (Проблемы типологии и поэтики). – М., 1982.
Подготовка к практическому занятию № 2. См. план практического занятия и литературу к нему.
Текущий контроль: проверка конспектов лекций, опрос студентов в ходе практического занятия, индивидуальные консультации.
3. Основы стиховедения (метрика, ритмика, фоника и строфика). Знакомство с литературой по теме лекции:
  1. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. М., 1974.
  2. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1978.
  3. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология. М., 1991.
  4. Самойлов Д. Книга о русской рифме. М., 1982.
  5. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. М., 1997.
  6. Холшевников В.Е. Основы стихосложения. Л., 1972.
  7. Шенгели Г. Техника стиха. М., 1960.
Подготовка к практическим занятиям № 3-4. Проанализировать в аспекте рассматриваемой темы стихотворения М.Ю. Лермонтова «Земля и небо», А.С. Пушкина «Сонет». См. планы практических занятий и литературу к ним.
Текущий контроль: проверка конспектов лекций, опрос студентов в ходе практического занятия, индивидуальные консультации. Студенты, не выступившие с анализом текста на занятии, сдают его письменно.
4. Художественная речь. Поэзия и проза. Стилистика. Знакомство с литературой по теме лекции:
  1. Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. – М., 1979.
  2. Гаспаров М.Л. Стих и проза. Ритмика // Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х – 1925 гг. в комментариях. – М., 1993.
  3. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
  4. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М., 1975.
  5. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1996.
  6. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. – Л., 1964.
  7. Федотов О.И. Основы русского стихосложения: в 2 т. – М., 2002.
Подготовка к практическим занятиям № 5-6. Проанализировать в аспекте рассматриваемой темы стихотворения М. Цветаевой «По холмам – круглым и смуглым...», В. Маяковского «Адище города». См. планы практических занятий и литературу к ним.
Текущий контроль: опрос студентов в ходе практического занятия, проверка конспектов лекций и тетрадей для практических занятий. Студенты, не выступившие с анализом текста на занятии, сдают его письменно.
5. Автор. Герой. Читатель. Знакомство с литературой по теме лекции:
  1. Аверинцев С.С. Авторство и авторитет // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1996.
  2. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  3. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. – М., 1989.
  4. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX – нач. ХХ века в свете исторической поэтики: Субъектно-образная структура. – М., 1997.
  5. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. – М., 1979.
  6. Карпов И.П. Словарь авторологических терминов. – Йошкар-Ола, 2003.
  7. Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. – Ижевск, 1982.
  8. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994. (Статьи «Индивид в искусстве», «Личность в искусстве»).
Текущий контроль: проверка конспектов лекций, индивидуальные консультации.
6. Художественный образ. Знакомство с литературой по теме лекции:
  1. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. – Ниж. Новгород, 1997.
  2. Кожинов В. Слово как форма образа // Слово и образ. – М., 1964.
  3. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М., 1982.
  4. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. – М., 1987.
  5. Палиевский П.В. Внутренняя структура образа // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении: В 3 т. – М., 1962. – Т. I.
  6. Романов Ю.И.Образ, знак в искусстве: Философско-методологический анализ. –СПб.,1993.
  7. Чернец Л.В.Виды образа в литературном произведении//Филологические науки. – М., 2003. – N 4.
Подготовка к практическому занятию № 7. Проанализировать в аспекте рассматриваемой темы стихотворение В.Я. Брюсова «Творчество». См. план практического занятия и литературу к нему.
Текущий контроль: опрос студентов в ходе практического занятия, проверка конспектов лекций и тетрадей для практических занятий. Студенты, не выступившие с анализом текста на занятии, сдают его письменно.
7. Сюжетно-композиционная организация художественного произведения. Хронотоп. Знакомство с литературой по теме лекции:
  1. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы. – М., 1987.
  2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
  3. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 2. – М., 1964.
  4. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет и идея. – Рига, 1973.
  5. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.
  6. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1996.
  7. Успенский Б. Поэтика композиции. – М., 1996.
  8. Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. – М., 1987.
  9. Чернейко Л.О. Способы представления пространства и времени в художественном тексте // Филологические науки. – 1994. – № 2.
Подготовка к практическому занятию № 8. Проанализировать в аспекте рассматриваемой темы стихотворение Г.Р. Державина «Фелица». См. план практического занятия и литературу к нему.
Текущий контроль: опрос студентов в ходе практического занятия, проверка конспектов лекций и тетрадей для практических занятий. Студенты, не выступившие с анализом текста на занятии, сдают его письменно.
8. Основные термины и понятия теории литературного процесса. Знакомство с литературой по теме лекции:
  1. Аверинцев С.С. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. – М., 1994.
  2. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М., 1989.
  3. Западов В.А. Литературные направления. – СПб., 1996.
  4. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994.
  5. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X – XVII вв.: Эпохи и стили. – М., 1973.
  6. Методология анализа литературного процесса. – М.. 1989.
  7. Щукин В.Г. Идейное течение как предмет литературоведческого анализа // Филологические науки. – 1992. – № 2.
Подготовка к практическим занятиям № 9-10. Проанализировать в аспекте рассматриваемой темы стихотворение И. Северянина «Белый транс», повесть Н.В. Гоголя «Шинель». См. планы практических занятий и литературу к ним.
Текущий контроль: опрос студентов в ходе практического занятия, проверка конспектов лекций и тетрадей для практических занятий. Студенты, не выступившие с анализом текста на занятии, сдают его письменно.
9. Анализ литературного произведения. Подготовка к практическому занятию № 11. Анализ стихотворения (по выбору студента). См. план практического занятия и литературу к нему. Текущий контроль: опрос студентов в ходе практического занятия, проверка конспектов лекций и тетрадей для практических занятий. Студенты, не выступившие с анализом текста на занятии, сдают его письменно.
10. Подготовка к зачету Подготовка к вопросам зачета. Промежуточный контроль: зачет.

ПРИЛОЖЕНИЕ

(Тексты для анализа на практических занятиях)

I Семестр

Б.Л. Пастернак «Весна»

***

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,

Где даль пугается, где дом упасть боится,

Где воздух синь, как узелок с бельем

У выписавшегося из больницы.

Где вечер пуст, как прерванный рассказ,

Оставленный звездой без продолженья

К недоуменью тысяч шумных глаз,

Бездонных и лишенных выраженья.

1918

***

Пара форточных петелек,

Февраля отголоски.

Пить, пока не заметили,

Пить вискам и прическе!

Гул ворвался, как шомпол.

О холодный, сначала бы!

Бурный друг мой, о чем бы?

Воздух воли и – жалобы?!

Что за смысл в этом пойле?

Боже, кем это мелются,

Языком ли, душой ли,

Этот плеск, эти прелести?

Кто ты, март? – Закипал же

Даже лед, и обуглятся,

Раскатись, экипажи

По свихнувшейся улице!

Научи, как ворочать

Языком, чтоб растрогались,

Как тобой, этой ночью

Эти дрожки и щеголи…

1919

***

Воздух дождиком частым сечется.

Поседев, шелудивеет лед.

Ждешь: вот-вот горизонт и очнется

И – начнется. И гул пойдет.

Как всегда, расстегнув нараспашку

Пальтецо и кашне на груди.

Пред собою погонит неспавших,

Очумелых птиц впереди.

Он зайдет и к тебе и, развинчен,

Станет свечный натек колупать

И зевнет и припомнит, что нынче

Можно снять с гиацинтов колпак.

И шальной, шевелюру ероша,

В замешательстве смысл темня,

Ошарашит тебя нехорошей,

Глупой сказкой своей про меня.

1918

***

Закрой глаза. В наиглушайшем óргане

На тридцать верст забывшихся пространств

Стоят в парах и каплют храп и хорканье,

Смех, лепет, плач, беспамятство и транс.

Им, как и мне, невмочь с весною свыкнуться

Не в первый раз стараюсь,– не привык.

Сейчас по чащам мне и этим мыканцам

Подносит чашу дыма паровик.

Давно ль под сенью орденских капитулов

Служивших в полном облаченьи хвои,

Мирянин март украдкою пропитывал

Тропинки парка терпкой синевой?

Его грехи на мне под старость скажутся,

Бродивших верб откупоривши штоф.

Он уходил с утра под прутья саженцев,

В пруды с угаром тонущих кустов.

В вечерний час переставала двигаться

Жемчужных луж и речек акварель,

И у дверей показывались выходцы

Из первых игр и первых букварей.

1927

***

Чирикали птицы и были искренни,

Сияло солнце на лаке карет.

С точильного камня не сыпались искры,

А сыпались – гасли, в лучах сгорев.

В раскрытые окна на их рукоделье

Садились, как голуби, облака.

Они замечали: с воды похудели

Заборы – заметно, кресты – слегка.

Чирикали птицы. Из школы на улицу,

На тумбы ложилось, хлынув волной,

Немолчное пенье и щелканье шпулек.

Мелькали косички и цокал челнок.

Не сыпались искры, а сыпались – гасли,

Был день расточителен; над школой свежей

Неслись облака, и точильщик был счастлив,

Что столько на свете у женщин ножей.

В.Я. Брюсов «Творчество»

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски1,

В звонко-звучной тишине,

Вырастают, словно блестки,

При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне...

Звуки реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

1 марта 1895

1 беседки (франц. kiosque).

Г.Р.Державин «Фелица»

Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия орды!
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы
Царевичу младому Хлору
Взойти на ту высоку гору,
Где роза без шипов растёт,
Где добродетель обитает,-
Она мой дух и ум пленяет,
Подай найти её совет.

Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Меня твой голос возбуждает,
Меня твой сын препровождает;
Но им последовать я слаб.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб.

Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь;
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до утра.

Не слишком любишь маскарады,
А в клоб не ступишь и ногой;
Храня обычаи, обряды,
Не донкишотствуешь собой;
Коня парнасска не седлаешь,
К духам в собранье не въезжаешь,
Не ходишь с трона на Восток;
Но кротости ходя стезёю,
Благотворящею душою,
Полезных дней проводишь ток.

А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью;
Преобращая в праздник будни,
Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
То, возмечтав, что я султан,
Вселенну устрашаю взглядом;
То вдруг, прельщаяся нарядом,
Скачу к портному по кафтан.

Или в пиру я пребогатом,
Где праздник для меня дают,
Где блещет стол сребром и златом,
Где тысячи различных блюд;
Там славный окорок вестфальской,
Там звенья рыбы астраханской,
Там плов и пироги стоят,
Шампанским вафли запиваю;
И всё на свете забываю
Средь вин, сластей и аромат.

Или средь рощицы прекрасной
В беседке, где фонтан шумит,
При звоне арфы сладкогласной,
Где ветерок едва дышит,
Где всё мне роскошь представляет,
К утехам мысли уловляет,
Томит и оживляет кровь;
На бархатном диване лежа,
Младой девицы чувства нежа,
Вливаю в сердце ей любовь.
Или великолепным цугом
В карете английской, златой,
С собакой, шутом или другом,
Или с красавицей какой
Я под качелями гуляю;
В шинки пить мёду заезжаю;
Или, как то наскучит мне,
По склонности моей к премене,
Имея шапку набекрене,
Лечу на резвом бегуне.

Или музыкой и певцами,
Органом и волынкой вдруг,
Или кулачными бойцами
И пляской веселю мой дух;
Или, о всех делах заботу
Оставя, езжу на охоту
И забавляюсь лаем псов;
Или над невскими брегами
Я тешусь по ночам рогами
И греблей удалых гребцов.

Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой;
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки резвимся порой;
То в свайку с нею веселюся,
То ею в голове ищуся;
То в книгах рыться я люблю,
Мой ум и сердце просвещаю,
Полкана и Бову читаю;
За библией, зевая, сплю.

Таков, Фелица, я развратен!
Но на меня весь свет похож.
Кто сколько мудростью ни знатен,
Но всякий человек есть ложь.
Не ходим света мы путями,
Бежим разврата за мечтами.
Между лентяем и брюзгой,
Между тщеславья и пророком
Нашел кто разве ненароком
Путь добродетели прямой.

Нашел,- но льзя ль не заблуждаться
Нам, слабым смертным, в сем пути,
Где сам рассудок спотыкаться
И должен вслед страстям идти;
Где нам ученые невежды,
Как мгла у путников, тмят вежды?
Везде соблазн и лесть живет;
Пашей всех роскошь угнетает.-
Где ж добродетель обитает?
Где роза без шипов растет?

Тебе единой лишь пристойно,
Царевна! свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить:
Из разногласия согласье
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.
Так кормщик, через понт плывущий,
Ловя под парус ветр ревущий,
Умеет судном управлять.

Едина ты лишь не обидишь,
Не оскорбляешь никого,
Дурачествы сквозь пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь одного;
Проступки снисхожденьем правишь,
Как волк овец, людей не давишь,
Ты знаешь прямо цену их.
Царей они подвластны воле,-
Но богу правосудну боле,
Живущему в законах их.

Ты здраво о заслугах мыслишь,
Достойным воздаешь ты честь,
Пророком ты того не числишь,
Кто только рифмы может плесть,
А что сия ума забава
Калифов добрых честь и слава.
Снисходишь ты на лирный лад:
Поэзия тебе любезна,
Приятна, сладостна, полезна,
Как летом вкусный лимонад.

Слух идет о твоих поступках,
Что ты нимало не горда;
Любезна и в делах и в шутках,
Приятна в дружбе и тверда;
Что ты в напастях равнодушна,
А в славе так великодушна,
Что отреклась и мудрой слыть.
Еще же говорят неложно,
Что будто завсегда возможно
Тебе и правду говорить.

Неслыханное также дело,
Достойное тебя одной,
Что будто ты народу смело
О всем, и въявь и под рукой,
И знать и мыслить позволяешь,
И о себе не запрещаешь
И быль и небыль говорить;
Что будто самым крокодилам,
Твоих всех милостей зоилам
Всегда склоняешься простить.

Стремятся слез приятных реки
Из глубины души моей.
О! коль счастливы человеки
Там должны быть судьбой своей,
Где ангел кроткий, ангел мирный,
Сокрытый в светлости порфирной,
С небес ниспослан скиптр носить!
Там можно пошептать в беседах
И, казни не боясь, в обедах
За здравие царей не пить.

Там с именем Фелицы можно
В строке описку поскоблить,
Или портрет неосторожно
Ее на землю уронить.
Там свадеб шутовских не парят,
В ледовых банях их не жарят,
Не щелкают в усы вельмож;
Князья наседками не клохчут,
Любимцы въявь им не хохочут,
И сажей не марают рож.
Ты ведаешь, Фелица! правы
И человеков и царей;
Когда ты просвещаешь нравы,
Ты не дурачишь так людей;
В твои от дел отдохновеньи
Ты пишешь в сказках поученьи,
И Хлору в азбуке твердишь:
"Не делай ничего худого,
И самого сатира злого
Лжецом презренным сотворишь".

Стыдишься слыть ты тем великой,
Чтоб страшной, нелюбимой быть;
Медведице прилично дикой
Животных рвать и кровь их пить.
Без крайнего в горячке бедства
Тому ланцетов нужны ль средства,
Без них кто обойтися мог?
И славно ль быть тому тираном,
Великим в зверстве Тамерланом,
Кто благостью велик, как Бог?

Фелицы слава, слава Бога,
Который брани усмирил;
Который сира и убога
Покрыл, одел и накормил;
Который оком лучезарным
Шутам, трусам, неблагодарным
И праведным свой свет дарит;
Равно всех смертных просвещает,
Больных покоит, исцеляет,
Добро лишь для добра творит.

Который даровал свободу
В чужие области скакать,
Позволил своему народу
Сребра и золота искать;
Который воду разрешает,
И лес рубить не запрещает;
Велит и ткать, и прясть, и шить;
Развязывая ум и руки,
Велит любить торги, науки
И счастье дома находить;

Которого закон, десница
Дают и милости и суд.-
Вещай, премудрая Фелица!
Где отличен от честных плут?
Где старость по миру не бродит?
Заслуга хлеб себе находит?
Где месть не гонит никого?
Где совесть с правдой обитают?
Где добродетели сияют? -
У трона разве твоего!


Но где твой трон сияет в мире?
Где, ветвь небесная, цветешь?
В Багдаде, Смирне, Кашемире?
Послушай, где ты ни живешь,-
Хвалы мои тебе приметя,
Не мни, чтоб шапки иль бешметя
За них я от тебя желал.
Почувствовать добра приятство
Такое есть души богатство,
Какого Крез не собирал.

Прошу великого пророка,
Да праха ног твоих коснусь,
Да слов твоих сладчайша тока
И лицезренья наслаждусь!
Небесные прошу я силы,
Да, их простря сафирны крылы,
Невидимо тебя хранят
От всех болезней, зол и скуки;
Да дел твоих в потомстве звуки,
Как в небе звезды, возблестят.

1782

Андрей Белый «Зима»

М. А. Волошину

Снега синей, снега туманней;

Вновь освеженней дышим мы.

Люблю деревню, вечер ранний

И грусть серебряной зимы.

Лицо изрежет ветер резкий,

Прохлещет хладом в глубь аллей;

Ломает хрупкие подвески

Ледяных, звонких хрусталей.

Навеяв синий, синий иней

В стеклянный ток остывших вод,

На снежной, бархатной пустыне

Воздушный водит хоровод.

В темнеющее поле прыснет

Вечерний, первый огонек;

И над деревнею повиснет

В багровом западе дымок;

Багровый холод небосклона;

Багровый отблеск на реке...

Лениво каркнула ворона;

Бубенчик звякнул вдалеке.

Когда же в космах белых тонет

В поля закинутая ель,

Сребро метет, и рвет, и гонит

Над садом дикая метель, -

Пусть грудой золотых каменьев

Вскипит железный мой камин:

Средь пламенистых, легких звеньев

Трескучий прядает рубин.

Вновь упиваюсь, беспечальный,

Я деревенской тишиной;

В моей руке бокал хрустальный

Играет пеной кружевной.

Вдали от зависти и злобы

Мне жизнь окончить суждено.

Одни суровые сугробы

Глядят, как призраки, в окно.

Пусть за стеною, в дымке блеклой,

Сухой, сухой, сухой мороз, -

Слетит веселый рой на стекла

Алмазных, блещущих стрекоз.

1907

II Семестр

Наши рекомендации