Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе
Предмет, специфика и задачи этики
Объект – человек. Специфический аспект этики – общение как ее фундаментальная предпосылка и основа. Общение – как насущную необходимость, как важнейшую потребность людей, как способ человеческого существования и жизнедеятельности.
Изучает «человека общественного», «человека общающегося», исследующей жизненную практику, повседневное поведение людей, И в этом аспекте целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.
Главный вопрос этики определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Поведение людей - это совокупность их действий, поступков и отношений (к себе, другим людям, обществу в целом). Общество всегда осуществляет контроль и коррекцию поведения людей, стремясь увязать интересы индивидов и человеческих коллективов, найти своего рода "баланс" общественного и личного блага с помощью "социальных регуляторов" поведения (традиции, право, мораль, этикет), которые содержат социальные нормы, программные установки, приемлемые формы взаимодействия.
Однако отнюдь не любая оценка поведения имеет этическую природу и относится к этической сфере. Этическая оценка - это не просто произвольное одобрение или осуждение поступка. Прежде чем определить, какое поведение людей является правильным - моральным - и неправильным - аморальным, необходимо прояснить, что такое "добро" и "зло" - эти фундаментальные основания, критерии этического суждения. Этическая же оценка самих поступков и отношений дается на основании их ориентации на достижение добра и зла.
Термин "этика" впервые был употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом "этикос" (нрав, обычай, привычка, характер) имеющий отношение к нpaвам; то есть "этика" в буквальном значении - теория нравственности. Таким образом, этика - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной nроблемой - Добро и Зло.
Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса, рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни.
Задачи этики:
1) описывать мораль - ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы - то, что принято называть нравственной культурой общества;
2) объяснять мораль - пытаться дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем" вариантах;
3) учить морали - давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии "правильной жизни"
Функции этики.
Этика состоит из нравственных норм, нравственного сознания, поведения. Современное право использует в качестве основы различных кодексов религию, но право не посвященное религиозным опытом и церковью не может быть самодостаточным. Функции-те роли которые она играет в обществе. Ф-ии в чистом виде существуют лишь в теории. Ф.Э.- это система внутренних состояний чела, которые проявляются в конкретных поступках. Мораль регулирует поведение людей, через одобрение и порицание. Христианская этика опирается на внутреннее состояние человека, т.о. 1 функцией религии этики выступает регулятивная. Общей чел-ой морали, как и ценности не существует. Благодаря регулятивной ф-ии осуществляется трансляция нравственных ценностей, норм морали этикета. Воспитательная ф-ия реализовывалась через церковь по принципу внушения личным примерам: "Спаси свою душу и многие вокруг тебя спасутся". Коммуникативная- проявляет себя в этикете (ритуальная форма сущ. Морали), проявляет себя в типичных ситуациях: на свадьбах, похоронах. Нормы этикета характеризуются из вне, со стороны, а не из внутри. Познавательная-суть в постижении души, внутри мира чела. Если ты ощущаешь разницу между добром и злом, то ты умен и морален.
Воспитательная, дидактическая, морализаторская функция этики. «Любовь к Ближнему».
Функция нормализации морали и поведения в обществе.
Функция категорического запрета морального и физического насилия над личностью и обществом.
Функция позитивных взаимовыгодных коммуникаций (общений).
Функция предельной терпимости к чужим достоинствам и недостаткам (вкусам, идеалам и т. д.)
Функция единства морали и многообразия нравов.
Функция разумной терпимости (толерантности) к чужим религиям, обрядам, обычаям, нравам.
Функция этической оценки. Парадокс моральной оценки в зависимости от разных уровней образования, воспитания, культуры, симпатий, антипатий и т. д.
Парадокс морального поведения. Даже люди, которых принято считать отъявленными злодеями, стремятся выдать творимое ими зло за добро, преступления - за справедливые деяния.
2. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».
Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
Существует точка зрения о физических основах морали, мораль объективна, представляет собой совокупность неизменных законов Природы, соблюдение которых способствует развитию высшего сознания, а их нарушение вызывает падение жизненной энергии и деградацию человека. Однако данное мнение далеко не бесспорно и практически безосновательно.
Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.
Так называемая "общественная мораль" - мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи.
Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы.
Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени - в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции.