Понятие, причины и этапы конфликта 4 страница
Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников. стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Как Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. Культура и философия организации имеют основную значимость, с их помощью руководители осуществляют контроль за социальными процессами, выполняемые сориентировать все подразделения на общие цели, умножать инициативу работников, стараются сформировать собственную культуру, чтобы все работники понимали и соблюдали ее. |
= + +
Рис. 1 Элементы конфликта
Рассмотрим данные элементы.
Объект конфликта– это реально существующая объективная причина, из-за которой и разгорается конфликт. Объект конфликта возникает задолго до самого конфликта.
Оппоненты – участники конфликта (соперники, противники, но не обязательно враги). В конфликтах участвуют отдельные лица, но они могут отстаивать как свои личные интересы, так и интересы группы, организации и т. д. Надо отметить, что оппоненты, вступающие в конфликт, обладают различной «силой» (весом), которая определяет возможность победы и называется рангом оппонента[2].
Оппоненты бывают трех рангов:
– первого – человек, который выступает от собственного имени и преследует в конфликте достижение своих личных целей;
– второго – человек (или группа), который преследует в конфликтах групповую цель;
– третьего – структура, состоящая из нескольких групп, имеющих в данном конфликте общую цель.
Инцидент – действия, направленные на создание конфликта между оппонентами. Между инцидентом и объектом конфликта существует примерно такая же связь, как между причиной и поводом, т. е. никакой. Так, причиной конфликта может быть неправильный стиль руководства коллективом, а поводом – нетактичность по отношению к подчиненному. Поводы могут быть разными, так как конфликтная ситуация и инцидент достаточно независимы друг от друга, т. е. конфликтная ситуация может определяться конкретными объективными обстоятельствами, а инцидент возникнуть случайно.
Конфликтная ситуация может создаваться оппонентами специально, ради достижения определенных целей, а инцидент может возникнуть и без специальной целенаправленной «подготовки», просто одному из оппонентов показалось, например, что другой распространяет про него всякие сплетни. Таким образом, конфликтная ситуация любого типа сочетается с любым видом инцидента.
Предметконфликта– это внутренняя причина, которая толкает человека на конфронтацию. У каждого оппонента, участвующего в конфликте, помимо объективных обстоятельств, есть и личные причины заинтересованности в конфликте[3].
Чтобы конфликт начал разрастаться, конфликтная ситуация (причина) должна перерасти в инцидент (следствие), когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Инцидент, в свою очередь, является поводом (причиной) резкого обострения и углубления конфликта (следствие).
Попытки устранить конфликт без изменения конфликтной ситуации таят в себе две опасности: во-первых, конфликт порождает вокруг себя новые конфликтные ситуации, захватывая новых участников; во-вторых, между «постоянными» оппонентами первичного конфликта возникают и укрепляются чувства неприязни, а иногда и враждебной непримиримости.
Классификация конфликтов позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает находить возможные пути их разрешения (табл. 1).
Таблица 1. Классификация конфликтов
Признак классификации | Виды конфликтов |
1. По сферам проявления | Производственно-экономические Идеологические Социально-психологические Семейно-бытовые |
2. По масштабам, длительности и напряженности | Общие и локальные Бурные быстротекущие, кратковременные Острые длительные, затяжные Слабовыраженные и вялотекущие Слабовыраженные и быстротекущие |
3. По субъектам конфликтного взаимодействия | Внутриличностные Межличностные Межличностно-групповые Межгрупповые |
4. По предмету конфликта | Реальные (предметные) Нереальные (беспредметные) |
5. По источникам и причинам возникновения | Объективные и субъективные Организационные Эмоциональные и социально-трудовые Деловые и личностные |
6. По коммуникативной направленности | Горизонтальные Вертикальные Смешанные |
7. По социальным последствиям | Позитивные и негативные Конструктивные и деструктивные Созидательные и разрушительные |
8. По формам и степени столкновения | Открытые и скрытые Спонтанные, инициативные и спровоцированные Неизбежные, вынужденные, нецелесообразные |
9. По способам и масштабам урегулирования | Антагонистические и компромиссные Полностью или частично разрешаемые Приводящие к согласию и сотрудничеству |
При неизбежной условности такого деления оно, тем не менее, позволяет системно подойти к характеристике конфликта в организации, дать ему надлежащую оценку с учетом социальной природы, динамики и последствий.