Соотношение частей и целого

Понятие целого и части выражают такую связь между предметами, когда какое-либо сложное единство образовано из отдельных составляющих и является их объединением. Аристотель: «Целым считается объект, в составе которого имеется полный набор частей»

Антиномии целостности

Антиномия – это противоречие между двумя равнодоказуемыми суждениями.

Антиномии целостности:

1) тезис (меризм): целое есть сумма своих частей, антитезис (холизм): целое – это нечто большее, чем сумма частей.

Разрешение: в количественном отношении целое есть сумма своих частей, в качественном отношении целое больше, чем сумма своих вещей.

2) тезис (меризм): части предшествуют целому, антитезис (холизм): целое предшествует частям.

Разрешение: целое порождается самим целым при посредстве частей.

Типы целостности: А) суммативная – неорганизованная. Свойство целостности - сумма свойств ее частей; Б)организованная, например, звездная система

В) органическая целостность. Высшее проявление целостности – живые организмы от клетки до человеческого сообщества.

Синергетика - это молодая наука, возникшая в шестидесятых годах прошлого столетия, занимающаяся изучением связей между различными самоорганизованными системами. Она охватывает широкий круг проблем, относящихся к гуманитарным, естественным и точным наукам. Синергетика ведёт исследования по математической истории, лингвистике, экономике, биологии, физике и химии, объединяя весь арсенал данных этих наук (гуманитарных, естественных и точных). Предмет науки синергетики - самоорганизующаяся система в широком смысле понимания затрагиваемых областей, изучающих такое явление, как организация, какой либо системы. Эта наука исследует общие принципы, управляющие самоорганизацией, и связями между элементарными структурами.

Предмет теоретической философии. Понятие о философском методе.

Предметом философии выступает всеобщее, которое ограничено рамками системы «мир-человек».

Алексеев, Панин: философия изучает всеобщее в системе «мир-человек».Система «мир-человек» состоит из следующих элементов:

1. человек как субъект, т.е. носитель сознания и практической деятельности (субъектом может быть как человечество, так и отдельная социальная общность, а также отдельная личность)2. мир, или универсум (т.е. мир, включающий в себя всё) как объект, на который направлена избирательная активность субъекта.

Между субъектом и миром (объектом) складываются отношения следующих типов:

1. бытийные – Бытие – это первооснова единства человека и мира. Бытийные отношения – взаимные положения человека и других вещей, образующих мир в рамках единого целого, больше которого нет ничего и которое называется бытие. Любая мировоззренческая система по-своему трактует это взаимное положение.

Познавательные отношения

3. ценностные – выражают объективную значимость для человека предметов мира, ввиду того, что эти предметы способны удовлетворять различные потребности человека.

4. предметно-преобразовательные, или творческие отношения– это отношения, которые обусловлены способностью и потребностью человека в творчестве.

В каждом из названных видов отношений человека к миру философия анализирует только всеобщие характеристики, т.е. такие характеристики, которые с необходимостью присутствуют в любом и каждом отношении того или иного вида.

Философский метод – это способ построения и обоснования философского знания, а также совокупность Метод всегда содержит систему нормативных принципов или теоретически обоснованных, универсальных принципов, познания и практики.

Традиционно в философии выделяются пары противоположных методов:

1. диалектический и метафизический(их противоположность раскрывает Ф. Энгельс). Основан на разработках Гегеля и идеях биологического эволюционизма.

2. метафизический. Основан на классической науке (механика Ньютона)

С развитием гуманитарного познания, исторического познания на рубеже 19-20 вв. философия обнаружила и описала другую пару противоположных методов:

Объяснительный (обобщающий) – метод научный. Этим методом пользуется естествознание, связан с вопросом «Почему?»,

Метод описательный (индивидуализирующий) – относится не к массовым явлениям, а к уникальным событиям, связано с вопросом «Как?».

Философия пользуется не только этими 4 методами, но и:

- феноменологический

- герменевтический. Связан с искусством толкования и понимания текста

- генеалогический

- метод структурного анализа

- метод лингвистического анализа

30.Проблема антропогенеза: религиозно-этнический аспект

Антропогенез–это исторически длительный (более 20 млн. лет) процесс становления человека.

Происхождение человека и возникновение общества – две стороны единого процесса. В процессе антропогенеза можно выделить два аспекта анализа этого явления:

Социально-философский и религиозно-этический.

Существует следующие основные версии возникновения чел-ка:

1-богословская-чел.является творением Бога. Невозможно объяснить возникновение человека как естественный процесс.

2-научная: 2гипотезы: 1)косм.происхождение1)земн.просихождение. Происхождение человека и возникновение общества – две неразрывно связанные стороны единого процесса, получившего название «антропосоциогенез». Один из аспектов этой науки:

религиозно-этический аспект.В его рамках ставится проблема духовно-нравственных критериев человечности; это проблема становления человека как духовно-нравственного существа в истории родовой (т.е. человечества) и индивидуальной. Ницше в серии очерков «Несвоевременные размышления» высказал мнение о том, что в массовом масштабе человек ещё не возникал, потому что люди, погружённые в свои повседневные дела и заботы, отличаются от животных лишь тем, что они сознательно стремятся к тому же самому, что животное ищет слепым инстинктом.

Единственными представителями подлинной человечности являются 3 типа: философы; художники, святые.Имеется в виду не профессия, а призвание.

Философ– это тот, кто сознательно прокладывает свой жизненный путь, самостоятельно и обдуманно строит свою жизнь. Художник– это тот человек, который любое дело выполняет творчески, мастерски. Умеет подняться от рутины повседневности. Не боится неожиданностей.

Святой – это человек, исполненный любви к людям. Тот, кто умеет любить человека, лучшее в человеке. Умеет находить лучшее в других людях и в самом себе.

Согласно Ницше, для того чтобы оправдаться перед природой за своё существование каждый человек должен работать над воспитанием в себе философа, художника и святого.

В рамках религиозно-этического аспекта человек предстаёт не как биологическое и не как психологическое, а как метафизическое существо (метафизическое – в смысле сверхъестественное, не имеющее физических причин). Нет таких законов природы, согласно которым человек должен был бы творить добро другому человеку; и в этом смысле доброта, справедливость, любовь и т.п. являются предметами сверхъестественными; по законам природы человек не обязан обладать совестью.
В метафизическом смысле природа вообще не рождает людей, человек самостоятельно должен обеспечить себе второе рождение, т.е. каждый человек должен понимать, что помимо нашей повседневной жизни существует иной режим бытия. Человек, поскольку он является человеком, простирается (растягивается) между двумя мирами:

1. миром обыденного существования (человек существует как сознательное животное) и

2. миром, в котором человек живёт только лишь отдельные часы, но очень интенсивно, на пределе своих человеческих возможностей (это значит, что он живёт в состоянии любви, творчества, переживания прекрасного и возвышенного).

Таким образом, человечность– это напряжённое состояние удерживания тех качеств, которые являются не природными, а духовными (и в этом смысле сверхъестественными); человек является человеком лишь до тех пор, пока он способен удерживаться в том режиме бытия, где он выступает свободным, любящим и творящим.

31. Науки о природе и культуре: концепции Баденской школы неокантианства.

Представители Баденской школы неокантианства: В. Виндельбанд и Г. Риккерт к. ХIХ – I п. ХХ в. они ориентировались на Канта («критика способностей суждения»). Оба они трактовали философию как критическое учение о ценностях.

Осн идея Виндельбанда – выступал против традиц разделения научн дисциплин на науки о природе и о духе. Согласно ему науки надо классиф-ть в соотв с методом, а так же со специф-ми познав-ми целями. Сущ 2 типа наук 1)науки, кот-е отыскивают и формулир-т общие законы (их метод: законополагающий) 2)науки, кот описывают и отыскивают специф и неповт события. (идеографический метод, фиксирующий индивидуальное, особенное). Это различие нельзя отождествлять с различием наук о природе и наук о духе, т.к. естествознание может пользоваться тем и др. методом. (высокая значимость индивидуализированному описанию).

Риккерт: 1)учение о ценностях. Объективно существует 2 сферы, 2 царства:

- действительность (к нему принадлежит все то, что имеет вещно – предметный характер)

- мир ценностей (не обладает статусом действительности, но не < обяз-н для чел, чем вещный мир).

Существует и промежуточная сфера, которую Риккерт называет «ценные части действительности» (блага).

О ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но о них можно сказать, что они значат или не имеют значимости.

Культура – совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями или, иными словами, такие блага, которые воплощают в себе общезначимые ценности.

2) учение о методах: Риккерт отвергает классификацию наук по предметному принципу: природа как особый и отдельный предмет науки не существует, точно также не существует и истории.

Понятие природа может быть определено по-кантовски: это понятие не означает физического (телесного) мира, природа - бытие вещей, которое определяется общими законами.

Понятие история – понятие единичного существования во всей его особенности и индивидуальности, которое и образует противоположность понятию общего закона.

Риккерт по методу выделяет 2 группы наук: 1. о природе (естественные науки), которая пользуется методом обобщающим (генерализирующим). Виндельбанд называл его законополагающим методом; 2. о культуре, которая использует метод индивидуализации (Виндельбанд – идиографический – фиксирующий индивидуальное и особенное ).

История как наука обращается не ко всякому индивидуальному факту или событию. «Из необозримой массы индивидуальных объектов историк останавливает свое внимание на тех, которые в своей индивидуальной особенности или сами воплощают в себе культурные ценности или стоят к ним в некотором отношении».

Риккерт говорил о возможности объективного исторического исследования благодаря разграничению субъективной оценки (хвала или порицание) и процедуры отнесения к ценностям.

Наши рекомендации