Проблема сущ-ти иск-ва в кл-й ант-й эст-ке
Ант-я эст-ка оказала значит-е влияние на развитие в мировой эст-й мысли. Сущ-т два направл-я в ант-м иск-ве:
1- Иск-во - мастерство (практич аспект, доминир-т в повседн. жизни.Иск-во – понятие всеобъемлющее, унив-е, глоб-е. К иск-ву относ-сь почти все проф-и, науки и изящн иск-ва (арх-ра, скульптура, поэзия), ремесло. Иск-во –умение созд-тьвещипоопр-м правилам. Умение лежит в основе всего.
2-Иск-во – воспроизв-е действ-ти. Ярко представлена теория. «Мимезис» - подражание. Иск-во – подражание муз-ной гармонии космоса. Космос был наивысшим воплощением красоты (Пифагор). Демокрит - подражание свойственно натуре чел-ка. Иск-во возникло благодаря подраж-ю жив-м (пению птиц).
Музыка- жидкость; процесс восприятия музыки – процесс втекания жидкости в ухо чел-ка. Платон разделяет подражание на полное ( копир-е внеш-го вида предмета) и частичное (копир-е тех свойств предмета, кот-е худ-ку наиболее симпатичны. Он считает, что частичное подражание быть недопустимо, подражание должно быть полным. Аристотель - Считает, что иск-во - уважаемый вид деят-ти. Проникнуть в сущ-тьизобр-х явл-й можно благодаря тв-ву и худ-му обобщению, созд-ю собират-го образа. Историк устремлен в прошлое,а художник может заглянуть в будущее.
15. Основные философско-эстетические школы эллинизма.
По сравн-юкл-й, предст-т собой более сложный, противоречивый и более длит период в ант-й истории. В соц-м отнош-и эта эпоха знаменуется окончат-м распадом античного. Греч-я кл-ка была промеж-й, переходной эпохой, она ознаменовала собой такой периодв истории, когда опр-я истор форма уже созрела и разложилась, а др-я еще не созрела и не стала господств-й. В эпоху э. происходит бурное развитие рабовладения, усложняется мех-змгос-го управления.
Общ-я жизнь все более опред-ся и отчужд-ся от частной жизни отд-х индивидов. В этих усл-х формир-ся новый тип дух-й культуры, основанной на индивидуализ-и, новый тип личности, кот-й стремится уйти от всех противоречий и сложностей жизни в спасит-й мир внутр-й дух-й культуры. На этой почве возник-т новые эст-е течения (стоицизм, эпикцуризм,скептицизм). Стоики- идеал мудреца, возвыш-ся над миром повседн-х забот. Этот идеал не был выдуман, он отражал реальные треб-я эпохи. Эпикурийцы–эстетике свойственна материал-я тенд-я: иск-во они выводили из подраж-я природе. Скептики-наиб-е хар-й для эпохи э-зма. Они сомневались во всем, даже в самом сомнении.
16. Основные закономерности иск-ва др. Греции в классический период.
Греч.иск-во было прежде всего ольгаммой - украшением, оно составляло радость для Богов.
Мир - есть зрелище, состоящее из явлений.
Выделяют след.особенности греч. искусства:
1. Статичность: видеть не временное существование ценности, но устойчивое во времени;
2. Метафоричность языка;
3. сосредоточенность на целом, не на частном;
4. Идеальные фигуры (пропорции);
5. Антропоцентричность;
6. Мифологичность;
7. Коллективный идеал (общественно-значимый);
8. Усложнение стиля (изображение фигуры - опора на одну ногу, парная скульптура);
9. Демократичность скульптуры (простота восприятия, «спокойное величие» и «благородная простота» - Винкельман);
10. каноничность скульптурного иск-ва;
11. Агональность (соревновательность);
12. Коллокогатия - единство прекрасного и добра.
13. Театр обладал воспитательной функцией, преобладающий жанр - трагедия.
14.
17. Основные закономерности иск-ва др. Рима.
Др.Греция
ИСК-ВО ← КУЛЬТУРА
-Воспитательная ф-я полисная культура
-Гармония
-Мера
-Коллективная ценность
-Калокагатия
В арх-ре всё соразмерено, не подавляет чел-ка, но и не слишком маленькое.
Др.Рим
ИСК-ВО ← КУЛЬТУРА
-Арх-ра(не соразмерна с чел-ком)
-Скульптура(акцент на портрет чел-ка)
-Театр(развлекательная ф-я)(с трагедии на комедию) заимствование цитат
18. Эстетика раннего западноевропейского средневековья. Святой Августин.
Э. практический аспект разнообразие
теоретический аспект единообразие тексты по эстет.возникали в рамках
религ. субкультуры, в контексте богословия и
Эстетика носила имплицитный характер. Красота – Бог. Среднев.эстет тесно связана с античной.
Св. Августин 5 в. н.э. – 200 работ.
-от общего к частному – принцип текстов Св.Августина.
- Бог источник высшей красоты
триединство (истина – добро – красота)
"Бог есть истина всякой красоты" "Бог создал мир по своему образу и подобию =>мир-прекрасен"
- Красота божественная "+" "+" связана с Богом
земная (двойств. характер) "-" будит в чел. страсти и чувства уводящ. от Бога.
- Красота иерархична
-Земная красота – символ Бога
-Земная красота, признаки:
ü единство (гармония, симметрия)
ü сущ. красоты в числах (пропорция)
ü "Красота – это пропорц. частей в сочетании
с яркостью цвета."
Искусство у Августина: - аллегорично - символично - канонично - схематично
ü искусство – иерархично: -высшие виды иск.(музыка, иск. слова)
-низшие виды иск. (театр)