Основа концепции качества на этой стадии сохраняется

Этапы становления философии качества и развитие методов управления

Полнота ответственности за качество продукции всегда лежала на производителе. В разные исторические периоды производитель воплощал различную философию качества и используя различные подходы и методы управления качеством. Можно выделить четыре перекрывающиеся и продолжающиеся фазы, которые развивались под давлением противоречия между внутренними и внешними целями производителя - укреплением положения на рынке за счет обеспечения качества выпускаемой продукции (внешняя цель) и увеличением прибыли за счет повышения эффективности производства (внутренняя цель).

1. Фаза отбраковки.

1.1. Она началась с развитием ремесел, мастера сами проверяли свою работу и наблюдали за работой подмастерьев, покупатели выбирали наиболее качественные изделия среди предлагаемых. Звание присуждали мастера после серьезных испытаний качества изделий.

1.2. В 70-х гг. на оружейных заводах С. Кольта родилась идея стандартного качества - изделия начали собирать не из пригнанных друг к другу деталей, а из случайно выбранных, то есть взаимозаменяемых деталей. Контроль и отбраковку осуществляли специально обученные контролеры.

Вклад в развитие этой фазы внесли американские автомобилестроители - Генри Форд и основатель фирмы "Кадиллак" Генри Мартин Леланд. На автомобильных заводах Форда была создана отдельная служба технического контроля, независимая от производства. Леланд впервые применил работу по "калибрам".

1.3. Научным обобщением и обоснованием опыта, накопленного на этой стадии, стали работы американского ученого, инженера, менеджера Фредерика У.Тейлора. Предложена первая концепция научного менеджмента, включившая системный подход, кадровый менеджмент, идею разделения ответственности между работниками и управленцами в обеспечении качественной и эффективной работы организации, идею научного нормирования труда. Ему принадлежат основные идеи иерархической структуры управления организацией, которые в окончательном виде сформулировали Анри Файоль и Макс Вебер.

Ядро концепции Форда-Тейлора (ФТПС) - "производство - это механизм". И от людей в производственной системе требуется, чтобы они работали, как элементы хорошо отлаженного механизма. Для своего времени это был революционный подход, позволивший создать массовое производство и насытить рынок товарами.

Система ФТПС просуществовала до настоящего времени и является моделью организации производства большинства современных предприятий. Только в 70-х гг. ей на смену появилась другая концепция.

Основу концепции обеспечения качества этой фазы можно сформулировать так:

Потребитель должен получать только годные изделия.

Численность контролеров в высокотехнологичных отраслях уже в 20-е гг. стала составлять 30-40 и более процентов численности рабочих, непосредственно занятых в сфере производства.

В рамках этой концепции повышение качества всегда сопровождается ростом затрат на его обеспечение, то есть внутренняя и внешняя цели всегда противоречивы и не могут быть достигнуты одновременно.

2. Фаза управления качеством.

Начинается в 20-х гг. ХХ в. с целью ослабить противоречие целей. Точка отсчета - работы, выполненные в Отделе технического контроля фирмы "Вестерн Электрик" его сотрудником доктором В.Шьюхартом.

Статистические методы стали инструментом, позволившим сосредоточить усилия не на том, как обнаружить и изъять негодные изделия до их отгрузки потребителю, а на том, как увеличить выход годных изделий в технологическом процессе.

Основа концепции качества на этой стадии сохраняется.

Достижение практики управления качеством на этом этапе - создание аудиторской службы по качеству, призванной, в отличие от отделов технического контроля, заниматься не разбраковкой готовой продукции, а путем контроля небольших выборок из партий изделий проверять работоспособность системы обеспечения качества на производстве.

Основные усилия должны быть сосредоточены на управлении производственными процессами.

Внедрение этой концепции позволило значительно повысить эффективность производства за счет замены сплошного контроля выборочным при обеспечении достаточно высокого качества продукции. В то же время было обнаружено, что каждый производственный процесс имеет определенный предел выхода годных изделий, который определяется не только самим процессом, но и всей системой деятельности предприятия. При достижении этого предела противоречие внешних и внутренних целей действует с новой силой.

Идеи Шьюхарта обеспечили появление третьей фазы управления - фазы постоянного повышения качества.

3. Фаза постоянного повышения качества.

Началом фазы принято считать 1950 г. По приглашению Японского союза ученых и инженеров (JUSE) один из ведущих специалистов по статистическим методам обеспечения качества доктор Э.Деминг прочитал в Японии цикл лекций по вопросам управления качеством для высшего управленческого состава фирм. Им совместно с Дж. М. Джураном, была разработана программа, основой которой была следующая идея:

Основа качества продукции - качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях, то есть такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы.

Собственно, принципы именно этого учения и были положены затем в основу стандартов ИСО серии 9000.

4. Фаза планирования качества.

В середине 60-х гг. в обеспечении качества стала зарождаться новая фаза как развитие идей предыдущей в направлении более полного удовлетворения запросов потребителей. Ее формирование связано, с одной стороны, с развитием теории надежности изделий, а с другой, - с широким внедрением вычислительной техники и средств автоматизации в процесс разработки.

Основу концепции составили следующие положения:

- большая часть дефектов изделий закладывается на стадии разработки из-за недостаточного качества проектных работ;

- в процессе разработки основной центр тяжести смещается с натурных испытаний опытных образцов на математическое моделирование свойств изделий и процессов их производства, что позволяет устранить дефекты до начала производства;

- высокое качество следует предоставить потребителю за приемлемую цену, причем цена должна постоянно снижаться, так как конкуренция на рынках очень высока.

В рамках фазы планирования качества удается практически полностью преодолевать противоречие между качеством и эфффективностью производства в его существующих формах, и новая фаза возникнет при появлении новой формы этого противоречия, по завершении формирования требований потребителя, чтобы не только продукция, но и процесс ее производства отвечали критерию экологичности.

Основные идеи фазы планирования качества высказаны в работах Генити Тагути (Тагучи), доктора Мицуно, в научных разработках компаний "Тойота" и "Мицубиси".

Наши рекомендации