Структура сознания. Уровни сознания (чувственно-эмоциональный, интуитивно-волевой, рационально-дискурсивный). Сознание и самосознание
Структуру сознания можно представить как определенную систему уровней и проекций (систему взаимосвязей его элементов по вертикали и горизонтали).
Выделяют следующие уровни сознания:
1. Чувственно-эмоциональный уровень (связан с непосредственным отражением внешней действительности в форме ощущений, представлений и восприятий). Его основные характеристики: конкретность (чувственный опыт всегда индивидуализирован) и реактивность (то есть он строится как обратная реакция на воздействие внешней среды).
2. Абстрактно-дискурсивный уровень. Здесь фиксируются те свойства и характеристики действительности, которые не даны в непосредственном ее восприятии, но являются результатом последующих логических операций (они представлены в форме понятий, суждений и умозаключений). Этому уровню максимально присущи осознанность и рефлексивность.
3. Интуитивно-волевой уровень (обеспечивает связь чувства и разума в работе сознания; характеризует опыт самосознания, в котором осуществляется индивидуальное понимание и интерпретация культурно-исторических истин и ценностей). На данном уровне особая роль отводится воле как способности сознания направлять поведение человека.
Все уровни сознания функционально и генетически взаимозависимы и существуют как единая целостность, что указывает на системную организацию сознания.
Основные проекции сознания:
1. Когнитивная – описывает механизмы воспроизведения и познания свойств действительности. Отвечает на вопрос: что и как я знаю.
2. Аксиологическая – конкретизирует иерархию ценностных ориентаций. Отвечает на вопрос: зачем и во имя чего я существую.
3.Регулятивная – выявляет связанные с поведением и деятельностью человека стороны сознания. Отвечает на вопрос: как и посредством чего организуется моя деятельность.
Основные характеристики сознания:
* идеальность – способность к мысленному воспроизведению той или иной вещи; образам сознания нельзя приписать привычные характеристики материальных предметов – массу, объем, пространственно-временные параметры;
* вторичность и предметность (в образах сознания фиксируются свойства и отношения предметов);
* связь с языком (сознание носит понятийный, обобщенный характер, его содержание может быть объективировано в слове);
* абстрактно-логическое мышление (умение воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии);
* самосознание (возможность выделения себя из внешней среды).
В обыденном мышлении с самосознанием отождествляется память о себе. В психологии самосознание соотносится с умением человека анализировать свой внутренний мир, переживания и чувства. В философии акт самосознания – это акт, когда сознание может прояснить свое содержание и структуру. Причем под самосознанием понимается не просто знание содержания сознания, но одновременно знание о том, что это содержание связано с какими-то событиями, происходящими вовне. Обращенность сознания к самому себе называют рефлексией. Рефлексия – это вторичная позиция сознания. Первичной же является дорефлексивное состояние – непосредственная направленность сознания на свой объект. Проблема самосознания была наиболее полно разработана в немецкой классической философии, главный тезис которой: сознания нет без самосознания.
Самосознание – это высшее выражение сознания у человека как у члена общества. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысление своих поступков и отношения к другим людям. Самосознание развивается в процессе формирования человека как личности (ребенок еще не выделяет себя как особое «Я», не противопоставляет себя внешнему миру). Оно проявляется в самоконтроле, самосовершенствовании личности, ответственности в социальных действиях, самокритичности. Самосознание является условием личностной самоидентификации и самоопределения.
Итак, сознание – это одно из основных понятий в философии, социологии, психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.
[Подробнее почерпнуть информацию по ряду важнейших вопросов данной темы можно, используя следующие источники: Философия: учеб. пособие / под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. – 624 с.; Введение в философию / под. ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 2003. – 500 с.].
Темы рефератов
1. Сравнительный анализ психики животных и сознания человека.
2. Опыт трансперсональной психологии в исследовании проблемы бессознательного. За пределами мозга. (С. Гроф).
3. Сознание и самосознание в структуре человеческого поведения и деятельности.
4. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства.
5. Феномен идеологии в современной философии и культуре.
6. Проблема манипулирования сознанием: социально-философский анализ.
Основная литература
1. Введение в философию: учеб. / под общ. ред. И. Т. Фролова. – М., 2003. – 500 с.
2. Философия: учеб. пособие / под общ. ред. Ю. А. Харина. – Мн., 1993. – 275 с.
3. Философия: учеб. пособие для вузов / под ред. В. П. Кохановского. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2001. – 576 с.
4. Основы современной философии / под. ред. М. Н. Росенко. – СПб., 1999. – 235 с.
5. Философия: учеб пособие для вузов / под ред. Я. С. Яскевич,– Минск: «РИВШ», 2006. – 624 с.
6. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2001. – 512 с.
Дополнительная литература
1. Дельгадо, Х. Сознание и мозг / Х. Дельгадо. – М., 1972.
2. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М., 1972.
3. Концепции современного естествознания. – Ростов н/Д., 1999.
4. Леонтьев, В. Деятельность, сознание, личность / В. М. Леонтьев. – М., 1975.
5. Бородай, Ю. М. От фантазии к реальности / Ю. М. Бородай. – М., 1995.
6. Мамардашвили, М.К., Символ и сознание: метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. – М., 1999.
7. Проблема сознания в современной западной философии. – М., 1989.
8. Михайлов, Ф. Т. Сознание и самосознание / Ф.Т. Михайлов. – М., 1991.
9. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. – М., 1994.
Словарь основных терминов
Бессознательное –1) действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе и т. п.); 2) активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а потому и сами в данный момент не осознаваемые (подсознательное); 3) обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе влечения, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию.
Вербальный –оформленный в слове.
Идеальное – это отражение действительности в формах деятельности человека, его сознания и воли (образ действительности в сознании).
Идеология – социально-ориентированный теоретический компонент общественного сознания; совокупность теоретически оформленных воззрений, обеспечивающих конкретному социальному субъекту обоснование своих целей в сохранении или изменении общественных отношений.
Интеллект –относительно устойчивая система умственных способностей человека, ориентированная на решение познавательных задач и его адаптацию к жизненным условиям.
Искусственный интеллект –это совокупность функциональных возможностей кибернетических систем решать задачи, ранее требовавшие обязательного участия человека.
Онотогенез – (от греч. on, ontos – сущее и genesis – развитие) – индивидуальное развитие живого организма, охватывающее все изменения, происходящие с ним от момента рождения до окончания жизни.
Отражение – это способность материальных систем воспроизводить в процессе взаимодействия в своих изменениях особенности других систем.
Общественная психология – образование, которое воспроизводится непосредственно и стихийно в жизни людей как чувственно-практическое отражение и переживание ими социального бытия.
Психика – форма отражения, связанная со способностью живых организмов анализировать сложные комплексы одновременно воздействующих раздражителей и отражать их в виде целостного образа ситуации. Основана на видовых, генетически закрепленных программах жизнедеятельности (инстинктах, безусловных рефлексах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде (совокупности условных рефлексов).
Речь –процесс использования языка с целью усвоения и передачи социально значимой информации, обмена мыслями.
Самосознание – возможность выделения себя из внешней среды; осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысление своих поступков и отношения к другим людям.
Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.
Субстанциализм – исторически первая модель сознания, подчеркивающая идеальную природу сознания и наделяющая его самостоятельным существованием по отношению к материальным образованиям.
Транспсихическое –глубинные спонтанные проявления бессознательного (сновидения, галлюцинации и т. п.), в которых теряют свою значимость законы причинности.
Филогенез –историческое развитие рода или вида.
Цефализация –процессформированияиразвития мозга.
Язык– система знаков, обладающих значением и смыслом, то есть несущих в себе определенную мысль и способствующих ее формированию и передаче в процессе речевой коммуникации.