Структура знания. Чувственное и рациональное познание

Глава 6

Познание

· Познание как предмет философского анализа

· Структура знания. Чувственное и рациональное познание

· Теория истины

Познание как предмет философского анализа

Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение дей­ствительности. Это воспроизведение и со­ставляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необ­ходимую сторону всей системы его отноше­ний к миру, а возможность адекватного вос­произведения реальности—мировоззренчес­кую проблему.

Знание, являющееся результатом познава­тельной деятельности человека, может быть понято как основа идеального плана деятель­ности. Именно реализация идеальных планов деятельности и позволяет провести мост меж­ду сознанием и действительностью, знанием и бытием.

Функционирование знания в качестве ос­новы идеального плана деятельности обеспе­чивает возможность обратных связей от дей­ствительности к нашим знаниям о ней. В ходе осуществления таких связей уточняются, пе­ресматриваются, совершенствуются челове­ческие знания о мире. Знание, таким образом, является не продуктом пассивного созерца­ния действительности. Оно возникает, функ­ционирует и совершенствуется в процессе активной деятельности человека.

Будучи поначалу вплетено в ткань реаль­ной человеческой жизни, познание на опре­деленном этапе развития общества обособля­ется в специализированное духовное произ­водство. Особой формой духовного производ­ства (наряду с искусством и др.) является научно-теоретическая деятельность, построение особой научной картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании. Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру, несмотря на все эти сопровождающие позна­ние факторы, состоит в достижении адекват­ного воспроизведения действительности, без которого невозможны реальная ориентация
человека в мире и успешное преобразование этого мира.

Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать знания, являю­щиеся таким адекватным воспроизведением действительности, каковы основания и кри­терии познавательной деятельности, в про­цессе которой возникает и совершенствуется такое знание, — это и составляет мировоз­зренческую природу философского анализа познания. В настоящее время познание изу­чается не только философией. Сейчас проис­ходит интенсивное развитие различных спе­циальных наук, исследующих познание: ког­нитивной психологии (психологии, изучаю­щей познавательные процессы), логики и методологии научного познания, истории на­уки, науковедения, социологии знания и т. д. Все эти науки вносят ценный вклад в изуче­ние познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невоз­можно и квалифицированное, успешное фи­лософское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих про­блем отношения человека к действительнос­ти. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего.

Структура знания. Чувственное и рациональное познание

· Знание как система

· Знание, отражение, информация

· Чувственное познание и его элементы

· Специфика и роль чувственного позна­ния общественного человека

· Единство чувственного и рационального в познании

· Понятие как основная форма рацио­нального познания

· Творчество и интуиция

· Объяснение и понимание

Знание как система

Важнейшим для теории познания вопро­сом является вопрос, что такое знание, како­во его строение, как оно возникает. Недаром Гёте писал:

Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос.
На этот счет у нас не все в порядке.

Немногих, проникавших в суть вещей

И раскрывавших всем души скрижали,
Сжигали на кострах и распинали,

Как вам известно, с самых давних дней.

«Фауст» (Ч. I. Ночь)

Стремясь понять специфику и структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что су­ществуют различные типы знаний. Мы зна­ем, например, что такое автомобиль, что та­кое алгоритм, знаем, как поджарить бифш­текс, зачем стоматологу бормашина. В пер­вых двух случаях это знание об объектах: материальном — автомобиле и идеальном — математической функции. В третьем случае речь идет о действии приготовления пищи. В четвертом — о полезном свойстве вещи. Осо­бый тип знаний составляют проблемы или задачи, то есть знания о неизвестном. Они обычно выражаются в форме вопросов и предписаний.

Знания необходимы человеку для ориента­ции в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Знания — важнейшее средство преобразования действительности. Они пред­ставляют собой динамическую, быстро раз­вивающуюся систему, рост которой в совре­менных условиях по темпам опережает рост любой другой системы. Использование зна­ний в практической преобразовательной дея­тельности людей предполагает наличие осо­бой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью ка­ких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания. Так, знания о математических функциях, напри­мер о логарифмической, или знания о свой­ствах цемента и расположении небесных све­тил оказываются полезными и могут быть использованы человеком только при условии, если мы знаем правила вычисления логариф­мической функции, знаем правила изготовле­ния цементирующих растворов, умеем про­кладывать маршрут корабля по расположе­нию небесных светил. Правила, показываю­щие, как на основе данных знаний осуществить ту или иную деятельность, на­зываются правилами деятельности. Знания, таким образом, включены в систему деятель­ности и сами выступают в качестве особых форм, на основе которых формулируются процедуры деятельности.

Наши рекомендации