Интерес и безразличие
Интерес происходит от неведения, а безразличие – от мудрости. И все-таки отказаться от интереса, видя ложность мира, не есть еще признак мудрости. "Интерес" Бога был причиной всего мироздания и поддерживает гармонию во всем мире. Не надо только всецело предаваться слепому интересу, ибо мы должны совершить в жизни гораздо больше этого.
Двойной аспект Единого Сущего, в виде Любви и Красоты, прославил мир и создал в нем гармонию.
Тот, кто достигает состояния безразличия, не испытав интереса к жизни, несовершен, ибо каждую минуту может поддаться соблазну интереса. Но тот, кто достигает состояния безразличия, пройдя через интерес, есть человек, единственно и действительно заслуживающий этого блаженного состояния. Надо избегать как одного только интереса, так и одного безразличия. Совершенство заключается в умении подчинить себе и то и другое.
ДУХ И МАТЕРИЯ
С научной точки зрения, дух и материя совершенно различны. С философской точки зрения, они составляют одно. Дух и материя различны, как различны между собою вода и снег. А ведь последние вовсе не различны, ибо снег – не что иное, как вода. Когда колебания духа становятся более интенсивными, он обращается в материю. А когда колебания материи становятся неуловимее, она обращается в дух.
Для суфия в начале его обучения желательна духовная жизнь, а когда он достигает ее, материальная и духовная жизнь теряют для него всякое различие и он становится господином в той и другой.
СЕРДЦЕ И ДУША
Сердце человека есть Престол Божий. И действительно, сердце не только кусок мяса, как его обыкновенно рассматривают. Оно также еще и важнейший орган чувства, расположенный между телом и душой. Сердце как часть тела есть первый орган, воспринимающий чувство и передающий его затем по всему телу. Существуют четыре аспекта сердца, а именно:
1) Араш – престол воли.
2) Курси – палата справедливости и способности различать.
3) Люх – вдохновенное состояние.
4) Калям – внутренне чувство.
Дыхание поддерживает связь между телом, сердцем и душой. Оно состоит из астральных колебаний и оказывает большое влияние на физическое и духовное бытие. Поэтому первое дело суфия – очищение сердца, чтобы привести в состояние гармонии все свое существование. Невозможно возвысить сердце без благочестия, ибо благочестие является самым легким, идеальным путем, который муршид рекомендует верному мюриду и которым тот приходит к господству над своим сердцем, становясь Сахиб-и-диль (Господином сердца).