Тема № 10 "Записки из подполья" - пролог к зрелому творчеству Ф.М.Достоевского

"Записки из подполья" в творческой эволюции писателя. Своеобразие изображения героя в повести Достоевского. М.Бахтин о "слове" героя. Особый характер монолога как организующее начало в повествовании. Образ "другого" в повести. "Человек из подполья" как особый тип героя в творчестве Достоевского. Образ-символ "подполья" в повести. "Парадоксалист" как герой-идеолог. Философская проблематика повести. «Записки из подполья» – «проблемное введение» в «пятикнижие» Достоевского (В. Недзвецкий). Реминисценции в повести /Гоголь, Гончаров, Тургенев, Чернышевский, Некрасов/. Особенности жанра "Записок из подполья". Традиции религиозной исповеди, покаянного псалма в повести Достоевского.

Литература

1. Артемьева Т.В. Контрапункт в повести Достоевского "Записки из подполья" (К вопросу о художественном методе) // Из истории русской и зарубежной литературы ХI-ХХ вв. Кемерово, 1973. С.92-105.
2. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
3. Захаров В.Н. Мотив свободы в сюжете «Записок из подполья» Ф.М. Достоевского //
Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1989. С. 107-110.
4. Живолупова Н.В. Внутренняя форма покаянного псалма в структуре исповеди антигероя Достоевского // Достоевский и мировая культура. М.,1998. № 10. С. 99-106.
5. Живолупова Н.В. Традиции исповедальной прозы Ф.М.Достоевского в творчестве В.Набокова («Отчаяние», «Лолита») // Достоевский и современность. Новгород, 1991. Ч. 2. С. 59-68.
6. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. М.,1985. С.101-112.
7. Кирпотин В. Достоевский в 60-е годы. М.,1966.
8. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. М.,1995.С.338-347.
9. Назиров Р. Об этической проблематике повести "Записки из подполья"//Достоевский и его время. Л.,1971.
10. Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф.М.Достоевского. Саратов, 1982. С. 52-69.
11. Одиноков В. Об одной литературной реминисценции в "Записках из подполья"//Достоевский. Материалы и исследования. Л. 1976. Т.2. С.82-87.
12.Печерская Т.И. О культурно-типологической модели в произведениях Ф.М.Достоевского
("Записки из подполья") // Художественное целое как предмет типологического анализа.
Кемерово, 1981. С. 44-52.
13.Скафтымов А. "Записки из подполья" среди публицистики Достоевского // Скафты-
мов А. Нравственные искания русских писателей. М.,1972. С. 88-133.
14.Соловьев С. Изобразительные средства в творчестве Достоевского. М.,1979.
15. Туниманов В. Творчество Достоевского. 1854-1862. Л.,1980. С.269-283.
16. Шестов Л. Преодоление самоочевидностей // Шестов Л. Сочинения: В 2-х т. М.,1993. Т.2. С. 25-97.

Тема № 11
Эпизоды чтения Евангелия в структуре романов Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»

Эпизод чтения Евангелия как романная «формула» «Преступления и наказания» (И.Есаулов). Проявление пасхального архетипа в данном фрагменте текста. Изображение писателем своего рода «литургического действа», по отношению к которому можно занять позицию внутренне причастную или внешнюю (Свидригайлов). Евангельский текст в структуре фрагмента. Введение и бытование евангельского текста в романе (монолог Мармеладова, диалог Раскольникова и Порфирия Петровича, чтение Евангелия). Софийные функции посредничества героинь по имени Софья в эпизодах чтения Евангелия. Мотив чуда и его связь с мотивом чтения Евангелия. Хронотоп сцен чтения Евангелия.

Литература

1. Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. М., 1984.
2. Есаулов И.А. Пасхальный архетип в поэтике Достоевского// Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1998. С. 349-362.
3. Касаткина Т. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 67-136.
4. Новикова Е. Софийность русской прозы второй половины XIX века: евангельский текст и художественный контекст. Томск, 1999. С. 92-144, 3-23.
5. Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В.Н. Мир. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 193-258.
6. Трофимов Е.А. О логистичности сюжета и образов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 167-188.
7. Трофимов Е.А. Христианская онтологичность эстетики Ф.М. Достоевского // Достоевский и мировая культура. М., 1997. Альманах № 8. С. 7-30.
8. Хоц А.М. Структурные особенности пространства в прозе Достоевского // Достоевский. Материалы исследования. СПб., 1994. Т. 1. С. 51-80.


Тема №12
Ономапоэтика Ф.М.Достоевского: основные принципы

Связь структуры романа Достоевского с архаическими схемами мифологического мышления. Текст писателя как развертывание заключенных в имени главных героев смыслов: в имени героя «скрыт» генерирующий миф, «герой делает только то, что семантически сам означает» (О.М.Фрейденберг). Аллюзивная и концептуальная значимость этимологии конкретных имен собственных в творчестве Достоевского («текст» Петра, «текст» Софьи и др.). Особенности ономатологии писателя: многообразие мотивировок выбора имени (автобиогафические, культурно-исторические, символические, фонетические и пр.), изменение границ между именем собственным и нарицательным и замена имени собственного именем нарицательным (князь, идиот), концептуальная важность сочетания имени, отчества, фамилии и др.

Литература

1. Альтман М.С. Достоевский: по вехам имен. Саратов, 1975.
2. Ашимбаева Н. Лексема «князь» в контексте произведений Достоевского // Достоевский и мировая культура. М., 1997. Альманах № 9. С. 57-66.
3. Белов С.В. Имена и фамилии у Ф.М.Достоевского // Русская речь, 1976. № 5. С. 27-31.
4. Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. М., 1984.
5. Беляев В.В. Имя «Грушенька» в «Братьях Карамазовых» как антропоним // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1992. Т. 10.
6. Бершадская С.А. Ономапоэтика Ф.М.Достоевского // Культура и текст. СПб., Барнаул, 1997. Вып.1: Литературоведение. Ч. 2. С. 13-14.
7. Булгаков С. Философия имени. М., 1977.
8. Ветловская В.Е. Литературные и фольклорные источники «Братьев Карамазовых» (Житие Алексея человека божия и духовный стих о нем) // Достоевский и русские писатели. М., 1971. С. 325-354.
9. Ветловская В.Е. Ф.М. Достоевский // Русская литература и фольклор (вторая половина XIX века). Л., 1982. С. 12-75.
10. Владимирцев В.П. Животные в поэтологии Достоевского: народно-христианское бестиарное предание // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1998. С. 311-320.
11. Владимирцев В.П. Опыт фольклорно-этнографического комментария к роману «Бедные люди» // Достоевский. Материалы и исследования. М., 1983. Т.5. С. 74-89.
12. Дилакторская О.Г. О значении фамилии «Ферфичкин» в «Записках из подполья» Ф.М.Достоевского // Русская речь. 1998. № 1. С. 11-14.
13. Дилакторская О.Г. Почему Голядкина зовут «Яков Петрович»? // Русская речь. 1998. № 2. С. 111-115.
14. Дуганов Р.В. Гоголь – Достоевский – Блок в перспективе «русского мифа» // Российский литературоведческий журнал. 1994. № 5-6. С. 39-54.
15. Касаткина Т. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 67-136.
16. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990.
17. Мароши В.В. Имя автора (историко-типологические аспекты экспрессивности). Новосибирск, 2000.
18. Моисеева Н.И. Отечественная православная традиция психолого-характерологического значения имен в романе «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского и книге «Имена» Павла Флоренского // Достоевский и мировая культура. М., 1997. Альманах № 9. С. 113-125.
19. Степанян К.К. К пониманию реализма в высшем смысле (на примере романа «Идиот») // Достоевский и мировая культура. М., 1998. Альманах № 10. С. 54-64.
20. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М., 1998.
21. Топоров В.Н. Имена // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. М., 1991. Т. 1. С.508-510.
22. Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 193-258.
23. Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М., 1982.
24. Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995. С. 193-204.
25. Успенский Б.А., Лотман Ю.М. Миф – имя – культура // Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1994. Т.1. С. 298-319.
26. Флоренский П. Имена. Кострома, 1993.


Тема № 13
«Текст Софьи» и «текст Марии» в пятикнижии Ф.М.Достоевского

Понятие софийности в мифологии и христианстве. Важная роль концепции софийности в развитии русского религиозно-философского сознания. Позднесофиологические попытки понимания Земли как Софии и народнорелигиозный культ Богородицы – земли. Единство всеобъемлющего материнского начала жизни (Богородица-земля-кровная мать) в религиозно-нравственных представлениях народа. «Софийный комплекс» в творчестве Ф.М.Достоевского Культурно-историческая концепция «почвы». «Текст Софьи» в пятикнижии. Софийная основа образа главной героини романа «Преступление и наказание». Софиологические попытки понимания Земли как Софии, девы Марии и связь образов героинь Достоевского с культом Матери – Земли. Мотив разрыва связи с Землей, исповеди Земле, братства, братания. Преображение героев как постижение софийной красоты земли, ее возрождающей сущности. Софья как персонаж с функцией сакрального посредничества. Мотив чтения Евангелия в «Бесах», «Подростке». Принцип «снижения» в художественной системе Достоевского (А.Е.Кунильский) как проявление «софийного комплекса», идеи кенозиса. Богородичные мотивы романов писателя.

Литература

1. Аверинцев С.С. Мария // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. М., 1992. Т. 2. С. 111-116.
2. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: В 2-х т. М.-СПб., 1999. Т. 2.
3. Иванов Вяч. И. Основной миф в романе «Бесы» // Ф.М.Достоевский. «Бесы»: Антология русской критики. М., 1996. С. 508-513.
4. Касаткина Т.А. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 67-136.
5. Кунильский А.Е. Ценностный анализ литературного произведения (Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»). Петрозаводск, 1988.
6. Михнюкевич В.А. Русский фольклор в художественной системе Ф.М.Достоевского. Челябинск, 1994.
7. Новикова Е. Софийность русской прозы второй половины XIX века: евангельский текст и художественный контекст. Томск, 1999. С. 92-144, 3-23.
8. Сараскина Л.И. «Бесы»: роман – предупреждение. М., 1990. С. 130-158.
9. София // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. М., 1992. Т. 2. С. 464-465.
10. Топорков А.Л. Земля // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 192-193.
11. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре: В 2-х т. М., 1995. Т. 1.
12. Фарафонова О.А. Мотив земли в художественной структуре романа Достоевского «Братья Карамазовы» // Молодая филология. Новосибирск, 1998. Выпуск 2. С. 123-134.
13. Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991. С. 65-78.
14. Ходанен Л.А. Миф в творчестве русских романтиков. Томск, 2000.
15. Черненко Т.Ю. Мифологические основы образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» // Религиозные и мифологические тенденции в русской литературе XIX в. М., 1997. С. 137-140.
16. Шипфлингер Т. Софья – Мария. Целостный образ творения. М., 1993.


Тема № 14
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» как «петербургский текст»

Петербургский миф и историософские взгляды Достоеского. Эволюция представлений писателя о Петре I, о петербургском периоде русской истории. «Петербургский текст» русской литературы и особая роль в его создании произведений великого писателя. Петербург как особый объект художественного постижения в романе «Преступление и наказание»: центр зла и в то же время «место, где национальное самосознание достигло того предела, за которым открываются новые горизонты жизни» (В.Топоров). Другие «сверхэмпирические высшие смыслы» «петербургского текста» Достоевского. Эсхатологические и апокалиптические мотивы романа. Мотивы воды и камня, рая и ада, театра и маскарада, безумия и миражности, двойничества и самозванства. Символическая топография Петербурга Достоевского. Пространственные оппозиции. Петербург как Некрополис, порождающий метафизический ужас и «ужас жизни». Петербург как «Питинбрюх» (связь «Преступления и наказания» с первоначальными замыслами романа «Пьяненькие»).

Литература

1. Альми И.Л. О романтическом “пласте” в романе “Преступление и наказание”// Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1991. Т. 9. С. 66-75.
2. Андерсон Р. О визуальной композиции «Преступления и наказания» // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 89-95.
3. Анциферов Н.П. «Непостижимый город …». Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. СПб., 1991.
4. Архипова А.В. Достоевский и Карамзин // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1983. Т. 5. С. 101-112.
5. Виролайнен М. Камень – Петр и финский гранит // Ars interpretandi. Новосибирск, 1997. С. 145-158.
6. Виролайнен М.Н. Структура культурного космоса русской истории // Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. С. 9-57.
7. Гальперина Р.Г. Петербургские мосты Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1996. Т. 13. С. 222-226.
8. Долгополов Л.К. Миф о Петербурге и его преобразование в начале века // Долгополов Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX – начала XX века. Л., 1985.
9. Живов В.М., Успенский Б.А. Царь и Бог: Семиотические аспекты сакрализации монарха в России // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1997. или: Художественный язык средневековья. М., 1982.
10. Кайгородов В.И. Об историзме Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1980. Т. 4. С. 27-40.
11. Карасев Л.В. О символах Достоевского // Вопросы философии. М., 1994. № 10. С. 90-111.
12. Касаткина Т.А. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” // Вопросы литературы. М., 2003. № 1. С. 176-208.
13. Касаткина Т.А. Категория пространства в восприятии личности трагической мироориентации (Раскольников) // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 81-88.
14. Кийко Е.Н. Белинский и Достоевский о книге Кюстина «Россия в 1839 году» // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1974. Т. 1. С. 189-200.
15. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974. С. 285-291.
16. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Лотман Ю.М. Избр. статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 2. С. 9-21.
17. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции «Москва – третий Рим» в идеологии Петра I (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) // Художественный язык средневековья. М., 1982.
18. Меднис Н.Е. Sacra и inferno в художественном пространстве романов Ф.М.Достоевского // Ars interpretandi. Новосибирск, 1997. С. 174-184.
19. Меднис Н.Е. Мотив воды в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» // Роль традиции в литературной жизни эпохи. Сюжеты и мотивы. Новосибирск, 1995. С. 79-89.
20. Назиров Р.Г. Реминисценция и парафраза в «Преступлении и наказании» // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1976. Т. 2. С. 88-95.
21. Поддубная Р.Н. Двойничество и самозванство // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 28-40.
22. Тихомирв Б.Н. Из наблюдений над романом «Преступление и наказание» // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1996 Т. 13. С. 232-246.
23. Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 193-258.
24. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 259-367.
25. Трофимов Е.А. О логистичности сюжета и образов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 167-188.
26. Успенский Б.А. Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен // Художественный язык средневековья. М., 1982. С. 201-230.
27. Ясенский С.Ю. О некоторых особенностях литературного и культурологического контекста романа «Преступление и наказания» // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 2000. Т.15. С. 372-381.


Тема № 15
Поэтика образов «праведников» в поздних романах Ф.М. Достоевского. Старец Зосима и его прототипы

Старчество в изображении Достоевского. «Идеальный христианин» писателя и выработанный многовековой аскетической традицией образ идеального подвижника (Достоевский о герое: «… не только как идеал справедливо, но и как действительность справедливо»). Прообразы старца Зосимы: Тихон Задонский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др. «Русский инок» и «Pater Seraphicus» (Францизск Ассизский): притяжения и отталкивания. Особенности восточно-христианского монашества, традиции внутреннего уподобления Христу, «труженичества во Христе» в понимании писателя. Религиозная идея «схождения ума в сердце» и «Царства Божия внутри нас» как ключевая для постижения смысла центральных мотивов романов «Братья Карамазовы». Поэтика образов «праведников» в поздних романах писателя. «Юродивый герой» Достоевского.

Литература

1. Альми И.Л. Поэтика образов праведников в поздних романах Достоевского (Пафос умиления и характер его воплощения в фигурах странника Макара и старца Зосимы) // Достоевский. Материалы исследования. СПб., 2000. Т. 15. С. 264-272.
2. Альтман М.С. Достоевский: По вехам имен. Саратов, 1975.
3. Беловолов (Украинский) Г.В. Стариц Зосима и епископ Игнатий Брянчанинов // Достоевский. Материалы исследования. Л., 1991. Т. 9. С. 167-178.
4. Буданова Н.Ф. Достоевский и преподобный Сергий Радонежский // Достоевский. Материалы исследования. СПб., 1997. Т. 14. С. 195-201.
5. Ветловская В.Е. Pater Seraphicus // Достоевский. Материалы исследования. Л., 1983. Т. 5. С. 163-178.
6. Власкин А.П. Творчества Ф.М. Достоевского и народная религиозная культура. Магнитогорск, 1994.
7. Горичева Т.М. О кенозисе русской литературы // Христианская и русская литература. СПб., 1994. С. 50-88.
8. Есаулов И.А. Юродство и шутовство в русской литературе // Литературное обозрение. 1998. № 3. С. 108-112.
9. Иванов В.В. Исихазм и поэтика косноязычия у Достоевского // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX в. Петрозаводск, 1998. С. 321-327.
10. Иванов В.В. Юродивый герой в диалоге иерархий Достоевского // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX в. Петрозаводск, 1994.
11. Котельников В.А. Православная аскетика и русская литература (На пути к Оптиной). СПб., 1994.
12. Криволапов В.Н. Старец Зосима и Серафим Саровский // Русская литература и культура нового времени. СПб., 1994. С. 133-155.
13. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М., 1996.
14. Преподобный Иустин (Попович). Достоевский о Европе и славянстве. М.-СПб., 2002. С. 113-169.
15. Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. СПб., 2001.
16. Священник Геннадий (Беловолов). Оптинские предания о Достоевском // Достоевский. Материалы исследования. СПб., 1997. Т. 14. С. 301-312.
17. Тихомиров Б.Н. Иеромонах Аникита (в миру князь С.А. Ширинский-Шихматов) в творческих замыслах Достоевского // Достоевский. Материалы исследования. СПб., 1997. Т. 14. С. 202-215.
18. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре: В 2 т. М.., 1995-1998.
19. Успенский Б.А. Антиповедение в культуре древней Руси // Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1994. Т. 1. С. 320-332.
20. Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 2003.
21. Фудель С.И. Наследство Достоевского. М., 1998.


Тема № 16
Раннее творчество Л.Н. Толстого (трилогия, «Севастопольские рассказы», «Казаки»). Подступы к эпическому полотну

Формирование нравственно-эстетических представлений «раннего» Толстого. Идея «нравственного совершенствования» как узловая проблема духовных и творческих поисков начинающего писателя (философские наброски, дневники, первые художественные замыслы). Влияние дневника на художественную структуру «Истории вчерашнего дня», «Детства» (диалектика перехода этического опыта в эстетический). Направления переработки первой редакции «Детства». Жанровое своеобразие трилогии. «Детское сознание» как универсальная художественная категория в толстовском творчестве.
«Севастопольские рассказы» как художественный цикл. Циклообразующие факторы «Севастопольских рассказов». Своеобразие жанра военного очерка в творчестве Толстого. «Севастополь в декабре месяце» как очерк с лирическими элементами. Образ автора. «Севастополь в мае» как рассказ. Ситуация человека на пороге смерти. «Севастополь в августе 1855г.» как повесть с элементами романтического повествования. Столкновение двух точек зрения на войну в судьбах братьев Козельцовых. Статья Н. Чернышевского о художественных принципах Л.Толстого («Современник», 1856).
«Казаки» как попытка создания Толстым эпического полотна. Поэтика названия. Своеобразие темы ухода героя из светского общества в мир «дикой природы» в повести «Казаки». Литературный контекст темы (Купер, Пушкин, Лермонтов и др.). Особенности сюжета и композиции повести. Поиски героем идеального мира. Идея самосовершенствования личности в духовных исканиях «героя пути». Смысл финала повести. Художественное своеобразие раннего творчества писателя.

Литература

1. Билинкис Я.С. Новаторство Л.Н.Толстого в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»: Лекция в спецкурсе по творчеству Л.Н.Толстого. Л., 1973.
2. Бурнашева Н.И. Жанровое своеобразие «Севастопольских рассказов». Л.Н.Толстого // Проблемы художественного метода и жанра в истории русской литературы XVIII-ХIХ вв. М., 1978. С.87-104.
3. Бурсов Б. Л. Толстой: Идейные искания и творческий метод. 1847-1862, М., 1960.
4. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л.,1981.
5. Галаган Г.Я. Этические и эстетические искания молодого Л. Толстого // Русская литература. 1974. № 1. С.136-149.
6. Гей Н.К. Из художественного опыта Л.Н. Толстого (Некоторые аспекты жанро- и стилеобразования) // Толстой и наше время. М., 1978. С. 65-85.
7. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977.
8. Лебедев Ю.В. Л.Н. Толстой на пути к «Войне и миру». Севастополь и «Севастопольские рассказы» // Русская литература. 1976. № 4. С.61-82.
9. Мароши В.В. Преследуя оленя (След Ф. Купера в «Казаках» Л. Толстого) // Молодая филология. Новосибирск, 1996. С. 36-42.
10. Одиноков В.Г. Принцип художественного ансамбля в раннем творчестве Л.Н. Толстого // Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск, 1978. С. 9-52.
11. Тамарченко Н.Д. К методологии исследования русского классического романа (Природа и типы художественного целого) // Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. Кемерово, 1979. С. 25-39.
12. Чичерин А.В. Трилогия тревожных исканий // Чичерин А.В. Ритм образа. М., 1973. С. 74-101.
13. Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов, 1974. С.89-93.
14. Чуприна И.В. Трилогия Л. Толстого. Саратов, 1961.
15. Шульц С.А. Миф и ритуал в творческом сознании Л.Н. Толстого // Русская литература. 1998. № 3. С. 33-42.
16. Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой // Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987. С. 34-140.


Тема № 17
Образ-концепт «жизнь» в философско-эстетических воззрениях и художественном творчестве Л. Н.Толстого («Анна Каренина»).
Концепция «живой жизни» в эстетике второй половины XIX века:
Толстой и Достоевский.

Мотив поиска истины в романе Толстого. «Путаница понятий» и «свет любви» в нравственных исканиях Левина. Концепт «жизнь» как опорное художественно-структурное понятие в изображении исканий героя, образная оппозиция «жизнь» – «гордость ума». «Диалектика» и «жизнь» в романах И.Тургенева и Ф.Достоевского. Толстовский герой – искатель истины как «человек живущий». Поиски синтеза «жизни» и «сознания». Система событий в романе, когда полностью преодолевается антиномия «жизнь» – «сознание» и происходит открытие «чего-то высшего» (обретение «полноты сердца»). Соотнесение в романе воплощенного идеала полноценного бытия и общего процесса жизни. Художественное обоснование в «Анне Карениной» ценности «жизни» во всей многосторонности ее проявлений. Формообразующее значение в творчестве Толстого идеи утверждения смысла человеческой жизни во всех ее ликах (от повседневности до «жизни души»). «Актуализация бытовых мелочей» как средство метонимического изображения жизни. Метонимическое утверждение бытия в творчестве Достоевского. «Принцип снижения» в его поэтике. Максимальное включение «в жизнь», погружение в ее практику как условие открытия высшего смысла в творчестве Толстого. Метафора распахивания почвы – ядро философской проблематики «Анны Карениной». «Живите больше» Достоевского. «Жизнь души» в романе Толстого. Религиозная концепция духовности. Толстовская концепция человека: свободное духовное Я и животная личность; сила духовного Я, направленная не против животного Я, а «перпендикулярно» действию животного человека. Религиозно-эстетические представления Достоевского о «переходности» современного человека, его раздвоенности и присутствия в нем образа Божия. Эстетизация духовного проявления личности и эпическое утверждение процесса жизни как главные начала в толстовском изображении мира. Роман писателя как выражение жизни «со всей невыразимой сложностью всего живого» (Толстой). Художественный мир Толстого как воссоздание «динамического целого» бытия. Основополагающая роль метафоры в концептуализации реальности в творчестве Толстого. Когнитивная потенция метафоры писателя: в концептуальной метафоре объект («жизнь»), подвергающийся метафоризации, не имеет четких характеристик, поскольку не является полностью познанным, метафора – способ освоения действительности. Поэтика «телесности» в «Анне Карениной».

Литература

1. Гей Н.К. Сопряжение пластичности и аналитичности // Типология стилевого развития XIX века. М., 1977.
2. Гиршман М.М. Синтез простоты и сложности // Там же.
3. Кунильский А.Е. Ценностный анализ литературного произведения. Петрозаводск, 1988.
4. Мардов И. Отмщение и воздаяние // Вопросы литературы. 1998. № 4. С. 144-159.
5. Свительский В.А. «Жизнь» и «гордость ума» в исканиях Константина Левина // Русская литература 1870-1890 г. Свердловск, 1980. Вып. 13. С. 3-22.
6. Тарасов А. «Путаница понятий» и «свет любви» в нравственных исканиях Константина Левина // Литературная учеба. 1996. № 1. С. 128-145.
См. также литературу к теме № 9.


Тема № 17
Мотивная структура романа Л.Н. Толстого «Воскресение»

Сюжет «воскресения» в романе Толстого. Религиозно-философское осмысление личного «воскресения» как направления, к которому устремлен путь жизни заблуждающегося человека, обретающего свет веры. «Исполнение учения – в движении»; «Мне дорога только верность направления пути» (Л. Толстой). «Путь жизни» как движение героя от одного жизнепонимания к другому, переданное у Толстого рядом устойчивых мотивов (мотивы «ухода», «двоения» как «муки рождения к новой жизни», прорастания семени, «пути к жизни» из смерти, открытия «двери жизни», обретения связи с Богом как приобщения к свету). Мотив пробуждения ото сна жизни как центральный сюжетообразующий мотив романа (действительная, настоящая жизнь – это бодрствование, неподлинное существование – сон, воскресение – пробуждение). Мифологическая основа данного мотива (сотериологическое значение «пробуждения» в разных мифологических системах). Архетипические мотивы памяти – забвения, зрячести - слепоты, поисков истины.

Литература

1. Андреева Е.П. Толстой – художник в последний период деятельности. Воронеж, 1980.
2. Бабаев Э. Заметки о поэтической структуре «Воскресения» // В мире Толстого. М., 1978. С. 215-274.
3. Берман Б.И. Сокровенный Толстой. М., 1992.
4. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981.
5. Журина О.Б. Тема поиска выхода и мотив пути в романе Л.Н. Толстого “Воскресение” // Проблемы поэтики языка и литературы. Петрозаводск, 1996. С. 121-123.
6. Кедров К. “Уход” и “воскресение” героев Толстого // В мире Толстого. М., 1978. С. 248-274.
7. Краснов Г.В. Воскрешение в “Воскресении” Л.Н. Толстого // Русская словесность. 1998. № 6. С. 2-6.
8. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск, 1978.
9. Порудоминский В.И. “Особенно оживленная деятельность мозга”. Сны и сновидения в духовных исканиях Толстого // Человек. 1997. № 6.
10. Порудоминский В.И. По прочтении «Воскресения» [К истории создания романа] // Вопросы литературы. 1995. № 1. С. 183-203.
11. Пятигорский А.М. Избранные труды. М., 1996. С. 251-256.
12. Стоянова С.И. Христианские мотивы в позднем творчестве Л. Толстого // Русская литература XIX века и христианство. М., 1997. С. 191-196.
13. Тамарченко Н.Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы XIX века. Кемерово, 1974. С. 72-91.

Тема № 18
Эстетические взгляды Л.Н. Толстого в поздний период творчества. Жанровое своеобразие поздней повести писателя («Крейцерова соната», «Отец Сергий», «Фальшивый купон»)

Формирование новых взглядов на задачи искусства («Что такое искусство?», «О Шекспире и о драме»). Главные положения эстетических деклараций Толстого. Формирование новой авторской позиции в «народных рассказах» и в «Исповеди». Жанровая динамика повестей Толстого. Интенсификация сюжетной линии в связи с акцентированием процесса прозрения героя, открывающего в себе «всеобщее», «божеское». Философская природа поздней повести Толстого. «Исследовательский», «экспериментальный» характер произведений: «аналитическая повесть» (Л. Опульская). Своеобразие авторской позиции. Особенности героя и сюжета повестей «Записки сумасшедшего», «Отец Сергий». Творческая история повести «Крейцерова соната»: движение художественной мысли писателя от частного к общему (8 вариантов повести, изменение названий ранних вариантов «Убийца жены», «Как муж убил жену» т.д.). Тяготение писателя к философским, символическим заглавиям («Фальшивый купон», «Хозяин и работник» и пр.). Сочетание художественной образности и публицистичности как важная черта жанровой разновидности повести позднего Толстого. Разработка темы в статьях и особенности воплощения этого материала в художественной форме. Потенциал драматической формы, заложенный в «Крейцеровой сонате». «Послесловие» к повести. Особенности сюжета «Фальшивого купона» (архаический тип сюжета, значение фигуры симметрично-образного повторения). Переосмысление традиции житийной литературы в «Отце Сергии».

Литература

1. Андреева Е.П. Толстой – художник в последний период деятельности. Воронеж, 1980.
2. Бычков В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: В 2-х т. М.-СПб., 1999. Т. 2. С. 263-272.
3. Гей Н.К. «Крейцерова соната» Л. Толстого как художественная многомерность // Страницы истории литературы. М., 1971.
4. Гудзий Н.К. «Крейцерова соната». История писания и печатания «Крейцеровой сонаты» // Л.Н. Толстой. ПСС: В 90 – та т. Т. 27.
5. Жданов В. Из творческой истории повести «Крейцерова соната» // Толстой – художник. М., 1961.
6. Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М. – Л., 1966.
7. Линков В. Комментарии // Л.Н. Толстой. Собр. соч.: В 22-х т. М., 1978. Т. 12. С. 437-477.
8. Радько Е.В. О жанровом своеобразии «Крейцеровой сонаты» Л.Н. Толстого // Жанры русской литературы. Иркутск, 1991. С. 73-84.
9. Тамарченко Н.Д. Об авторской позиции в повестях «позднего» Л. Толстого («Крейцерова соната» и «Дьявол») // Русская словесность. 1999. № 4. С. 17-24.
10. Туниманов В.А. «Кроткая» Достоевского и «Крейцерова соната» Толстого (Две исповеди) // Русская литература. 1999. № 1. С. 53-88.
11. Шифман А.И. Художественные элементы в публицистике Л.Н. Толстого // Толстой – художник. М., 1961.
12. Юртаева И.А. К вопросу о сюжетном единстве повестей Л.Н. Толстого 1880-1890 годов // Проблемы метода и жанра. Томск, 1985. С. 187-205.
13. Юртаева И.А. Л.Н. Толстой и В.Ф. Одоевский (К вопросу о жанровом своеобразии повести Л. Толстого 80-90-х годов) // Проблемы метода и жанра. Томск, 1983. С. 164-172.
14. Юртаева И.А. Сюжет и идея в повести Л.Н. Толстого «Фальшивый купон» // Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. Кемерово, 1992. С. 96-103.


Тема № 19
Религиозно-философские и эстетические искания Л.Н. Толстого
в поздний период творчества

Этический и социальный характер духовных исканий писателя – «адвоката стомиллионного земледельческого народа». Публицистика Толстого («Так что же нам делать?», «Стыдно» и др.). Философские, этико-практические задачи, выдвинутые Толстым в художественном творчестве в эпоху утраты «непосредственного чувства жизни», в «период безвременья». Деятельность писателя в «кризисный период» отказа от творчества как «лаборатория», в которой художник стремился выработать «новое слово» о мире. Эстетические представления писателя. Осмысление в позднем творчестве Толстого новозаветного противопоставление «века сего» (мiра) Царству Небесному (миру). Становление этой проблемы в художественном сознании писателя в 50-70-е годы. Религиозно-философские исследования Толстого («О жизни», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри вас», «Исповедь» и др.). Концепт «разумное сознание» (синтез знания сердечного и разумного). Проблемы духовности как атрибута человека. Понимание христианства как нравственного учения о том, что придает смысл земному существованию (слияние личной жизни с общей). «Вера есть знание смысла человеческой жизни», «Вера есть сила жизни» (Л. Толстой). Понимание писателем религии как осознания человеком себя в перспективе бесконечности. Концепт «путь жизни»: «Исполнение учения – в движении» (Л. Толстой). Проблемы связи действительности и идеала в философской концепции писателя. Этика ненасилия. Толстой как «мистик универсализма» (В. Зеньковский). Толстой и христианство. Толстой и Церковь.

Литература

1. Андреева Е.П. Толстой – художник в последний период деятельности. Воронеж, 1980.
2. Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого // Литературное наследие. М., 1969. Т. 69, кн. 1. С. 35-102.
3. Берман Б.И. Сокровенный Толстой. М., 1992.
4. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981.
5. Гусейнов А.А. Понятие веры, бога и ненасилия в учении Л. Толстого // Разум и экзистенция. СПб., 1999. С. 312-324.
6. Дунаев М.М. Православие и русская литература. М., 1998. Ч. 4.
7. Кудрявая Н.В. Религиозно-нравственное учение Л.Н. Толстого: философские аспекты // Педагогика. 1993. № 1. С. 82-87.
8. Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М.–Л., 1966.
9. Лазарев В. Воскресение ищущего // Наше наследие. 1996. № 37. С. 38-41.
10. Мардов И. Отмщение и воздаяние (К духовной биографии Л.Н. Толстого) // Вопросы литературы. 1998. № 4. С. 144-159.
11. Николаева Е.В. Духовный климат эпохи и художественный мир позднего Льва Толстого // Литература в школе. 1997. № 5. С. 61-71.
12. Одиноков В.Г. Религиозно-этические взгляды «позднего» Толстого и его художественное творчество // Русская литература и религия. Новосибирск, 1997. С. 121-152.
13. Ремизов В.Б. Л. Толстой в поздний период творчества: мировоззрение и художественное видение // Толстовский сборник. Тула, 1992.
14. Стрельцов Г.Я. Паскаль и Лев Толстой // Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994. С. 356-374.
15. Чернявский А.Л. Еще раз о мировоззрении Льва Толстого. // Современная педагогика, 1990. № 9.
16. Чуприна И. Нравственно-философские искания Толстого в 60-70-е гг. Саратов, 1974.


Тема № 20
Рождественские и пасхальные мотивы в русской прозе второй половины XIX века

Русский святочный рассказ: становление жанра. Рождественский рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Своеобразие святочного рассказа Н.С. Лескова «Христос в гостях у мужика», «Под Рождество обидели». Рождественские мотивы чеховских рассказов «Ванька», «На святках». Пасхальный рассказ как жанр русской литературы ХIХ века. Пасхальные мотивы в произведениях: «Мужик Марей» Ф.М. Достоевского, «Христова ночь» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Фигура» Н.С. Лескова, «После бала» Л.Н. Толстого «Письмо», «Накануне поста», «Казак», «На страстной неделе», «Студент», «Архиерей» А.П. Чехова. Пасхальные мотивы поздних романов Ф.М. Достоевского. Пасхальный архетип в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».

Литература

1. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
2. Душечкина Е., Баран Х. «Настали времена народного веселья…» // Чудо рождественской ночи: Святочные рассказы. СПб., 1993. С. 16 – 25.
3. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. СПб., 1995.
4. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.
5. Есаулов И.А. О некоторых особенностях рассказа А.П. Чехова «Ванька» // Евангельский текст в русской литературе ХVIII – ХХ веков. Петрозаводск, 1998. С. 479 – 483.
6. Жилякова Э.М. Последний псалом А.П. Чехова («Архиерей») // Евангельский текст в русской литературе ХVIII– ХХ веков, 1994. С. 274 – 284.
7. Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. С. 87-102.
8. Захаров В.Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1994. С.249-261
9. Захаров В.Н. Русская литература и христианство // Евангельский текст в русской литературе ХVIII – ХХ веков. Петрозаводск, 1994. С. 5 – 11.
10. Захаров В.Н. Символика христианского календаря в произведениях Ф.М.Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск, 1994. С. 39 – 49.
11. Катаев В.Б. Чехов и мифология нового времени // Филологические науки. 1976.
12. Кошелев В.А. Вступительная статья // Хомяков А.С. Светлое воскресенье. Повесть, заимствованная у Диккенса. М., 1991, № 4. С. 81-84.
13. Кретова А.А. Христианские заповеди в святочных рассказах Н.С.Лескова «Христос в гостях у мужика», «Под Рождество обидели» // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1998. С. 471-478.
14. Поддубная Р.Н. Малая проза в «Дневнике писателя» и «Братьях Карамазовых» (Идейно-художественные переклички и сопряжения) // Достоевский. Материалы исследования. СПб., 1996. Т. 13. С. 131-142.
15. Ранева-Иванова М. К проблеме теории и метода изучения христианского мотива в прозе А.П. Чехова (О значении пасхального мотива в рассказе «Казак») // Евангельский текст в русской литературе XVIII – ХХ веков. Петрозаводск, 1998. С. 484 – 492.
16. Старыгина Н.Н. Святочный рассказ как жанр // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1992. С. 113-127.
17. Толстогузов П.Н. Сказка и сказочность в творчестве А.П. Чехова 1880-х годов (На материале рождественских рассказов писателя). Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Л., 1988.
18. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М.., 1989. № 5. С. 72 – 76.

Наши рекомендации