Главные характеристики современной, постнеклассической науки
I. Широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы. В синергетике показано, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней, связь между которыми осуществляется через хаос. Объединение структур не сводится к их простому сложению, целое не равно сумме частей, оно качественно иное.
Основоположник синергетики Г. Хакен полагал, что общее – это спонтанное образование структур, качественные изменения на макроскопическом уровне, возникновение новых качеств, процессы самоорганизации в открытых системах. Отличие синергетического взгляда от традиционного, по мнению Хакена, состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности, от рассмотрения равновесия процессов к делокализации и нестабильности, к изучению того, что происходит вдали от равновесия.
Синергетика развития диалектики.
Л.В. Лесков рассматривает совокупность следующих факторов, определяющих изменение роли науки в постиндустриальном обществе:
1) модернизация научной методологии;
2) роль фундаментального теоретического знания;
3) модернизация общенаучной парадигмы;
4) широкий спектр анализируемых научных направлений:
5) снятие барьера между естественнонаучным и гуманитарным научным знанием;
6) уточнение роли и места науки в культуре, а теоретического знания – в социокультурной диалектике.
Эти факторы представляют собой попытку построить модель науки как самоорганизующейся системы.
II. Укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.
В чем проявляется целостность?
а) В том, что человек внутри изучаемого объекта; он часть, познающая целое.
б) Усиливается сближение естественных и гуманитарных наук; наблюдается конвергенция двух культур – научно-технической и гуманитарно-художественной, науки и искусства.
в) Выход частных наук за пределы, поставленные классической культурой Запада, обращение к традициям восточного мышления.
III. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Это и есть глобальный эволюционизм. Если самоорганизация имеет дело со структурами, состояниями системы, то коэволюция – с отношениями между развивающимися системами. Полярные уровни коэволюции – молекулярно-генетический и биосферный. Она совершается в единстве социальных и природных процессов. Коэволюция углубляет принцип эволюции, идеи развития, «полярности» сегодня являются ключевыми для современной науки.
IV. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении. Объектом классической науки были простые системы, неклассической – сложные; сегодня – исторически развивающиеся системы, формирующие новые уровни организации, которые влияют на ранее сформировавшиеся, определяют такие признаки самоорганизующихся систем, как: открытость – для вещества, энергии, информации; нелинейность – множество путей эволюции системы и возможность выбора; конкретность (сцепление, связь) – согласованное протекание во времени процессов в данной системе; хаотический характер переходных состояний в них; непредсказуемость их поведения; способность активно взаимодействовать со средой, обеспечивая наилучшее функционирование системы; способность учитывать прошлый опыт.
Объектом современной науки становятся «человекоразмерные» системы: медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом, объекты биотехнологии (генной инженерии). Специфику современной науки определяют комплексные исследовательские программы, междисциплинарные исследования, сращивание теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними, взаимодействие междисциплинарных идеалов, норм, методов познания.
V. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках, функции философии в постнеклассической науке задействованы более активно в силу возрастания роли человека в постнеклассическом естествознании.
VI. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии, в том числе рационалистической. Эту ситуацию выразил Пол Фейерабенд: «Все дозволено». В современной науке нельзя ограничиваться лишь логикой, диалектикой, эпистемологией, важны также интуиция, фантазия, воображение, поиски красоты, т.е. единство и симметрии законов природы, гармония материального мира, красота теоретических построений, диалектизация.
VII. Постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса – логического, понятийного компонента и усиление роли внерационального компонента, но не за счет принижения или игнорирования роли разума.
VIII. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта. В поле зрения науки ХХ века не природа сама по себе как таковая, а «сеть взаимоотношений человека с природой». Объективность в современной творческой физике «обретает более тонкое значение», ибо научные результаты не могут быть отделены от исследовательской деятельности субъекта. Экспериментальный диалог с природой подразумевает активное вмешательство, а не пассивное наблюдение. Перед учеными ставится задача научиться управлять физической реальностью. В мире, основанном на нестабильности и созидательности, человечество опять оказывается в самом центре мироздания. В естествознании ХХ в. сформировался и распространяется «антропный принцип» – фундаментальный принцип современной космологии, устанавливающий связь существования человека с физическими параметрами Вселенной. Суть антропного принципа заключается в том, что наличие наблюдателя не только меняет картину наблюдения, но и в целом является необходимым условием для существования материальных основ для существования материальных основ этой картины. Существуют два варианта антропного принципа: 1. Наше положение во Вселенной является привилегированным в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием как наблюдателей; 2. Человек мог появиться лишь во Вселенной с определенными свойствами: т.е. наша Вселенная выделена фактом существования среди других Вселенных. Поэтому происходит смыкание проблем, касающихся неживой природы, с вопросами социологии, психологии, этики.
IX. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («историзации», «диалектизации» науки).
И. Пригожин считает, что мы вступаем в новую эру в истории времени, когда бытие и становление могут быть объединены – при приоритете становления. Время и изменение первичны. Историзм определяется тремя условиями: необратимость, вероятность, возможность появления новых связей. Исторический аспект любой науки все более выдвигается на передний план.
X. Усиливающая математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности. В настоящее время все более широкое развитие получило математическое моделирование. Его сущность – замена исходного объекта соответствующей математической моделью и в дальнейшем ее изучение, экспериментирование с нею на ЭВМ и с помощью вычислительно-логических алгоритмов. Эффективность математизации зависит от двух основных обстоятельств: от специфики данной науки, степени ее зрелости и от совершенства самого математического аппарата. Чем сложнее явление и процесс, тем труднее они поддаются математизации (например, социальные и духовные процессы, явления культуры). Математизация привела к появлению новых дисциплин: теория игр, теория информации, дискретная математика и др.
XI. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.
Идея глобального эволюционизма демонстрирует процесс перехода естествоиспытателей периода постнеклассической науки к диалектическому способу мышления, где ключевым является принцип историзма. Определяющее значение в обосновании универсального эволюционизма сыграли три концептуальных направления в науке:
1) теория нестационарной Вселенной;
2) синергетика;
3) теория биологической эволюции и концепция ноосферы.
Глобальный эволюционизм: 1) характеризует взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности и объясняет генезис новых структур; 2) рассматривает в диалектической взаимосвязи социальную, живую и неживую материю; 3) создает основу для рассмотрения человека как объекта космической эволюции, ответственного за состояние мира, в который он «погружен»; 4) является основой синтеза знаний в современной, постнеклассической науке; 5) служит важнейшим принципом исследования новых типов объектов – саморазвивающихся, целостных «человекоразмерных» систем.
XII. Формирование нового – «организмического» видения (понимания природы).
Природа рассматривается как целостный живой организм, изменения которого могут происходить в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, т.е. к ее переходу в качественно иное состояние, которое может вызвать необратимое разрушение целостности системы. Органицистская познавательная модель задает новую систему отсчета, т.к. центральное место в ней занимает принцип органической целостности применительно ко всей природе и к ее подсистемам. Организм, вид, биоценоз, биогеоценоз – основные формы и уровни организации жизни. Человек не властитель, а часть природы.
XIII. Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного.
Введение нестабильности, неустойчивости, открытие неравновесных структур – важная особенность постнеклассической науки. При исследовании развивающегося мира надо «схватить» стабильность и нестабильность, порядок и хаос, определенность и неопределенность. Неустойчивость может выступать условием стабильного и динамического саморазвития, которое происходит за счет уничтожения нежизнеспособных форм; устойчивость и неустойчивость, оформление структур и их разрушение сменяют друг друга. Современная наука не может обойтись без вероятностей, нестабильностей и неопределенностей, как атрибутивных и интегральных характеристик бытия.