Основные формы чувственного и рационального познания. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.
1)Чувственное познание – это познание, осуществляемое при помощи органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). Существуют три формы чувственного познания.
а) Ощущение – отражение отдельных сторон и признаков объекта (например, цвета, твердости, запаха).
б) Восприятие– отражение целостного объекта (например, яблока).
в) Представление – воспроизведение чувственного образа объекта в памяти. В отличие от ощущения и восприятия, представление является обобщенным образом: непосредственная связь с конкретным объектом здесь уже утеряна. Поэтому могут возникать представления, в которых комбинируются свойства разных объектов (например – кентавр, сфинкс).
Рациональное познание (абстрактное мышление) – это познание, осуществляемое с помощью разума, мышления, это способность человеческого сознания выделять отдельные стороны, признаки предмета и соединять их в особые сочетания с целью получения нового знания.
Существуют три формы рационального познания.
а) Понятие – фиксирует общие, существенные свойства определенного класса объектов (например, понятия дома, реки).
б) Суждение – утверждение или отрицание чего-либо, осуществляемое посредством связи понятий (например, дом не построен; река впадает в море).
в) Умозаключение – логический вывод на основании двух или более суждений (например, у всех домов есть крыша, это – дом, следовательно, у него есть крыша). На основе умозаключений строится доказательство – т.е. логическая процедура, в процессе которой обосновывается истинность определённого суждения (обратная процедура, где обосновывается ложность определённого суждения называется опровержение).
2)Существенную роль в научном познании играет также «предпосылочное знание» – картина мира, стиль мышления ученых, идеалы и нормы научности, мировоззренческие установки.
Если творчество можно определить как деятельность людей, направленную на создание нового, то научное творчество – как создание нового знания.
В структуре научного творческого процесса можно выделить следующие этапы:
1) обнаружение научной проблемы, выбор предмета исследования, формулирование цели и задач исследования; 2) сбор информации и выбор методологии исследования; 3) поиск путей разрешения научной проблемы, «вынашивание» новой научной идеи; 4) научное открытие, «рождение» научной идеи, создание идеальной модели открытого ученым явления; 5) оформление полученных данных в логически стройную систему.
Интуиция - внезапное решение какой-то познавательной проблемы, совершенное неосознанно и неконтролируемо (озарение) Интуиция с трудом поддается логическому объяснению. Точки зрения на интуицию:1) Иррационализм: И-мистическое озарение (в религии) Фил-я жизни рассматривает интуицию как инстинктивную форму познания, присущ.в большей степени животным. 2)И-сложный процесс, включающий в себя чувственное и рациональное П. и возникающий на подсознательном уровне.
Познание и практика
Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания)
Научное познание, в отличие от всех многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.
ХудожественноеОтражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.
Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть, то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.
Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в 'иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.
В философии под практикой принято понимать деятельность человека, направленную на преобразование окружающего мира. Основной формой практики является труд.
Роль практики в процессе познания:
1. Практика - источник, основа, движение, сила познания. Запросы практики вызавали к жизни познавательные потребности и задачи человека. Практика стимулирует развитие новых отраслей познания.
2. Практика - цель познания. Знания, получаемые людьми, предназначены для использования их в жизни.
3. Практика - критерий истинности человеческих заний. Но этот способ проверки истинности заний не универсален, т.к. не все можно проверить практически, поэтому наука использует логические доказательства