Традиции русской духовности и своеобразие русской философии. Русская философская мысль 19-20 веков о предназначении человека и смысле истории
Русскаяя философия 19-20 вв. отличается тем, что философские воззрения этого периода строились как раз на самобытности России и как один из критериев этой самобытности, её религиозность и это не случайность. Философский процесс в России, не есть отдельный автономный процесс, а один из аспектов существования российской культуры, поэтому духовным истоком цельного процесса является Православие, во всей совокупности своих сторон: как вера и как Церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад. Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции). Вместе с тем это очень самобытная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояние мнений, школ и направлений. Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, религиозная философия и атеизм. Из её истории и ее целостного содержания нельзя исключать никакие фрагменты - это ведет лишь к обеднению её содержания.
Русская философия - это неотъемлемая часть мировой культуры. В этом её значение как для философского познания, так и для общекультурного развития. Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Синтез философского и исторического знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов и событий, а раскрытие их внутреннего смысла. Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии, которая действительно обладает своими особенными чертами, как раз благодаря своеобразию исторического развития.
Итак, в русской философии мысль сформировалась в русле так называемой ''Русской идеи''. Идея особой судьбы и предназначения России. Сформировалась она в 16 веке и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем Русская идея разрабатывалась в периоде отечественной философии 19 начала 20вв. Её основоположниками в этот период являются П.Л.Чаадаев, Ф.М.Достоевский,В.С.Бердяев. Доминирующий мотив ''Русской идеи'' - признание ее глубинным выражением идеи всечеловеческой, объединяющей народы мира в единое целое. Русская идея есть идея о том, что именно России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства.
26. Место онтологии в системе философ.знания.
Решение вопроса о месте онтологии в системе философских знаний зависит от понимания бытия. Оно было противоположным в классическом материализме Нового времени и в различных видах идеализма. В домарксистском материализме бытие трактовалось как объективная реальность, существующая независимо от познающего ее сознания человека. В субъективном идеализме бытие связывалось и даже отождествлялось с сознанием человека. Пытаясь преодолеть антитезу материализма и идеализма, Маркс рассматривал бытие не только как объект познания, но и как чувственно-предметную практическую деятельность, направляемую сознанием людей, введя понятия общественного бытия и сознания. Идея опосредованности понимания бытия человеческим сознанием разрабатывалась рядом идеалистических направлений (экзистенциализм М. Хайдеггера и Ж. П. Сартра, некоторые разновидности позитивизма). В современной философии разделительное противопоставление материи и сознания, материализма и идеализма можно считать преодоленным. Для этого научную объективную реальность рассматривают как философское обобщение достижений естественных, социальных и технических наук; онтологию сознания можно условно назвать субъективной в отличие от условно объективной онтологии. Определение познавательных процедур и методов познания предполагает связь онтологии с гносеологией и методологией научного познания. Подходы к бытию природной, социальной и технической реальностей требуют аксиологической оценки. Итак, онтология, независимо от ее понимания — лишь относительно самостоятельная отрасль философского знания, неразрывно связанная с гносеологией, эстетикой, этикой и другими отраслями философского знания, поскольку антропологическое измерение присутствует в любом понимании бытия.
выделяют следующие философские позиции:
— монизм
— дуализм
— плюрализм
В монистических теориях ищется и утверждается одно сущностное свойство Бытия, его основание и центр всех его изменений, который называется субстанцией. Дуалистическая позиция допускает существование двух равноправных субстанций. Плюралистическая позиция либо вообще снимает вопрос о субстанции, либо допускает смену субстанциальной основы и ее множественность.