Русская философская мысль 11-17 веков. Нестяжатели и иосифляне

Русскую философию характеризует так называемая русская идея. Не вникая в познание мира, она сосредоточена на отношениях человека и мира, человека и бога, на определении нравственности, свободы, гуманизма, жизни и смерти, добра и зла, власти и революции.

Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы:

- ХI - XVII в. - постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках религиозного сознания (Илларион, Андрей Рублев, Максим Грек и др.); В это время на формирование и развитие русской философской мысли влияли не только западные источники, но и отечественные памятники культуры, такие как «Повесть временных лет», «Русская правда», «Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и другие. В этих произведениях показаны особенности миросозерцания русских людей, их размышления и представления о мире и роли человека в нем.

- XVIII в. - первая четверть XIX в. - распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени; характеризуется становлением светской философии, на русскую философию оказывают мощное влияние западные философские учения, возникает целый национально-духовный мир. Во времена Екатерины II открыто высказываются гуманные принципы. Труды Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева дали толчок развитию русской философской мысли, а главной фигурой этого периода можно назвать М.В.Ломоносова, который отстаивал деизм и двойственность истины.

- вторая четверть XIX - начало ХХ в.- становление и развитие самостоятельной философской мысли в России; в это время русские философы сформулировали основные проблемы в философии России и предложили пути их решения. В это время развивается спор западников и славянофилов. Западники считали европейскую культуру образцом для подражания. Славянофилы же считали, что основой русской философской мысли является православие, вера – источник знаний, а церковь – живой духовный организм, объединившая людей, стремящихся к истине и бескорыстной любви к Богу. Появилось понятие «соборности» как единства во множестве, то есть единение людей на основе общей духовности.

- русская философия после 1922 г.– философия русского зарубежья. Все западные направления и философские учения отвергаются и критикуются, единственно верной философской системой является марксистко-ленинская. Но и в этот период во главу угла ставится проблема взаимодействия и связи общества и человека, роли человека, смысла его существования и цели его жизненного пути.

Русская философия возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 г.

Уже к концу XV в. в среде русского духовенства обозначились два течения, условно именуемые нестяжателями и иосифлянами. Между ними велись споры по вопросам об условиях и предназначении монашеской жизни. Нестяжатели во главе со старцем-отшельником Нилом Сорским стояли на том, что уход от мира должен быть направлен на индивидуальное нравственное совершенствование и спасение души, поэтому активно пропагандировали такую форму монашества, как пустынножительство. В материальном обеспечении такие люди не нуждались, работая своими руками, а владение собственностью, особенно населенными землями, считалось нежелательным. Рост церковных владений нестяжатели квалифицировали как стяжательство, как мирскую греховную страсть, как стремление к господству над другими людьми, что противно христианской вере. Источниками существования они признавали только личный труд, дары и подаяния. В начале XVI в. эти позиции отстаивали Вассиан Патрикеев и ученый монах Максим Грек.    
Противники нестяжателей иосифляне, названные так по имени своего лидера, игумена Иосифа Волоцкого, отстаивали за монастырями не только душеспасительные, но и широкие общественные функции, указывая, что монастырь по назначению своему является духовным центром притяжения для населения целой округи, а посему нуждается в крепком хозяйственном обеспечении. Как это происходило, можно наблюдать на примере того же самого Иосифо-Волоколамского монастыря, для которого были характерны быстрый рост его земельных вотчин, четкая организация хозяйственной жизни, детально разработанная для населения сетка «тарифов» на услуги монахов: за разные виды поминовения душ, погребение и т. д. Иосифляне непоколебимо отстаивали тезис о том, что данное или пожертвованное в монастырь дано богу, а потому не может быть отобрано ни при каких условиях. На церковном соборе 1503 г. Иосиф Волоцкий и его сторонники добились закрепления этого принципа, сохранявшего в неприкосновенности церковные земли.

27. Философия русского Просвещения (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев)

Философия русского Просвещения связана прежде всего с именами таких выдающихся деятелей отечественной культуры, как М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев. Рассмотрим основные черты их философии.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) стал первым русским ученым мирового значения. Он преуспел во многих областях научного знания: химии, физике, минералогии, истории и др. Столь же весом его вклад в развитие философии.

В вопросе о конечных причинах мира М. В. Ломоносов не отвергал идею Бога. Он видел в Боге тот перводвигатель, который привел в движение мир. Однако этим, по сути дела, роль Бога и ограничивалась. Дальше, по мнению, ученого вступали в действие естественные законы. И нужно было не уповать на Бога, а стремиться постичь саму природу. Тем самым М. В. Ломоносов выступал сторонником теории двух истин. Согласно ей, наука и вера – две родные сестры, которые не могут противоречить друг другу.

Оставаясь поборником науки, М. В. Ломоносов сделал много крупных открытий в естествознании. Пожалуй, самым выдающимся из них явилось открытие закона сохранения материи и движения. Его суть такова: все перемены, в природе случающиеся, такого характера – сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому. Эта идея восходит к античным философам, которые считали, что ничто из ничего не возникает и ничто не исчезает бесследно. Глубокая философская идея получила у М. В. Ломоносова свое естественнонаучное объяснение. Это задало новый импульс философским рассуждениям о материи и движении.

Понятие «материя» является одним из важнейших в философии М. В. Ломоносова. Он определял материю, как то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Материя состоит из атомов, которые неделимы. Все, что происходит в телах, обусловлено материей, ее движением. Эти общие положения М. В. Ломоносов конкретизировал. Так, в частности, он считал, что все перемены, происходящие в природе, также связаны с движением материи. Природа есть меняющееся образование. Меняется поверхность земли, климат, растительный и животный мир. Все находится в движении, изменении. А если так, то необходимо рассматривать мир в развитии.

Заслуживает также внимания позиция М. В. Ломоносова в вопросе войны и мира. Он выступал страстным поборником мира. По его мнению, войны мешают преобразованиям общества, препятствуют географическим исследованиям, поиску полезных ископаемых, развитию торговли. Поэтому, считал он, нужна политика без войн. Для XVIII в. это было невыполнимо. В этом вопросе М. В. Ломоносов значительно опередил свое время.

Сказанное позволяет заключить, что философия М. В. Ломоносова была философией натурфилософа, естествоиспытателя. Он смотрел на мир глазами пытливого человека и призывал всех изучать тот мир, в котором живет человек. Он полагал, что человек, опираясь на науку, может познать мир и приспособить его к своим нуждам.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802). Он автор известного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором была предпринята попытка осмысления российской действительности конца XVIII века. Вместе с тем он – автор оригинального философского труда «О человеке, о его смертности и бессмертии», в котором осветил ряд проблем философской антропологии. Рассматривая своеобразие философии А. Н. Радищева, сконцентрируем свое внимание на данном произведении.

Само название работы предполагает рассмотрение трех важных вопросов: что есть человек, что есть смерть, что есть бессмертие? Раскрывая первый вопрос, А. Н. Радищев писал, что человек принадлежит к живой природе. Важность такой постановки вопроса была связана с возможностью научного подхода к изучению человека. Человек как часть природы, своим телом связан с ней. Следовательно, он должен быть изучен как природное образование, существующее в природе.

В вопросе о смерти А. Н. Радищев видел задачу философии в том, чтобы ослабить «страх смерти». Он полагал, что эту задачу можно решить, если исходить из того, что смерти не существует в природе, а существует разрушение. Разрушение не есть полное уничтожение человека. Оно есть распад целого на части. Поэтому человек не умирает, (в том смысле, что не уничтожается), а лишь распадается на части, которые продолжают существовать в том же мире. Иначе говоря, части умершего человека станут частями земли. Их впитают в себя растения. Животное, съев растение, впитает в себя эти части. Человек, съев животное, вберет в себя части другого человека. А раз так, считал философ, то не следует бояться смерти. Она не стирает с лица земли человека. Она есть иная форма его существования.

Исходя из этого, решался и вопрос о бессмертии. Оно есть существование нетленных частиц человека. Душа, кстати сказать, также остается бессмертной, поскольку она есть «нечто материальное», «вещественное». Так же, как и тело, душа полностью не уничтожается. Она присутствует в мире в виде частей «вещества душевного».

Такова в самых общих чертах философская антропология А. Н. Радищева. Сильной ее стороной, несомненно, была попытка ответить на вековечные вопросы, поставленные мыслителями прошлых эпох. И прежде всего, внести свою лепту в понимание проблем человеческого бытия: жизни, смерти, бессмертия.
28. Философские аспекты дискуссии западников и славянофилов

30-е – 40-е гг. XIX века были отмечены дискуссией между западниками и славянофилами. К западникам относятся выдающиеся мыслители–В.Г. Белинский(1811–1848), Н.Г. Чернышевский(1828–1889), Н.А. Добролю­бов(1836–1864), Д.И. Писарев(1840–1868), А.И. Герцен(1812–1870).
 
Основная идея западников заключается в признании европейской культуры последним словом мировой цивилизации, необходимости полного культурного воссоединения с Западом, использования опыта его развития для процветания России.
Особое место в русской философии XIX в. вообще, а в западничестве в частности занимает П.Я. Чаадаев, мыслитель, сделавший первый шаг в самостоятельном философском творчестве в России XIX столетия, положивший начало идеям западников. Свое философское миропонимание он излагает в «Философических письмах» и в работе «Апология сумасшедшего».
По-своему понимал Чаадаев и вопрос о сближении России и Запада. Он видел в этом сближении не механическое заимствование западноевропейского опыта, а объединение на общей христианской основе, требующей реформации, обновления православия. Это обновление Чаадаев видел не в подчинении православия католицизму, а именно в обновлении, освобождении от застывших догм и придании религиозной вере жизненности и активности, чтобы она могла способствовать обновлению всех сторон и форм жизни. Эта идея Чаадаева позже была глубоко разработана виднейшим представителем славянофильства А. Хомяковым.
Второе направление в русской философии первой половины XIX в. — славянофильство. О сторонниках этого направления сложилось устойчивое мнение как о представителях либерального дворянства, провозглашающих особое историческое предназначение России, особые пути развития ее культуры и духовной жизни. Славянофилы действительно противопоставляли Восток Западу, оставаясь в своих философских, религиозных историко-философских воззрениях на русской почве. Но славянофилы признавали и высоко ценили достоинства западноевропейской культуры, философии, духовной жизни в целом. Они творчески восприняли философию Шеллинга, Гегеля, стремились использовать их идеи.
Славянофилы отрицали и не воспринимали негативные стороны западной цивилизации: социальные антагонизмы, крайний индивидуализм и меркантильность, излишнюю рациональность и т.п. Истинное противостояние славянофильства Западу заключалось в различном подходе к пониманию основ, «начал» русской и западноевропейской жизни. Славянофилы исходили из убеждения, что русский народ должен обладать самобытными духовными ценностями, а не воспринимать огульно и пассивно духовную продукцию Запада. И это мнение сохраняет свою актуальность и поныне.
В развитии славянофильства особую роль сыграли И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Многообразие их взглядов объединяет общая позиция: признание основополагающего значения православия, рассмотрение веры как источника истинных знаний. В основе философского мировоззрения славянофильства лежит церковное сознание, выяснение сущности церкви. Наиболее полно эта основа раскрыта Л.С. Хомяковым. Церковь для него не является системой или организацией, учреждением. Он воспринимает Церковь как живой, духовный организм, воплощающий в себе истину и любовь, как духовное единство людей, находящих в ней более совершенную, благодарную жизнь, чем вне ее. Основным принципом Церкви является органическое, естественное, а не принудительное единение людей на общей духовной основе: бескорыстной любви к Христу.
Итак, западничество и славянофильство — две противоположные, но и вместе с тем взаимосвязанные тенденции в развитии русской философской мысли, наглядно показавшие самобытность и большой творческий потенциал русской философии XIX в.

Наши рекомендации