Quot;Детей нельзя бить ни в коем случае" – Шрила Прабхупада о телесных наказаниях
"Обратно к Прабхупаде", номер 16, лето 2007 г. Кришнакант В предыдущем номере "Обратно к Прабхупаде" мы показали, что Шрила Прабхупада строго запретил ИСККОН участвовать в открытии государственных школ, которые следуют государственному учебному плану. Вместо этого он хотел лишь настоящие гурукулы (школы Харе Кришна), которые выпускали бы первоклассных преданных. Вопреки этим ясным указаниям нашего Основателя-Ачарьи ИСККОН управляет и так или иначе участвует в работе целого ряда школ, следующих государственному учебному плану. Кроме того, в ИСККОН давно идут горячие споры вокруг насилия над детьми, имевшего место в школах ИСККОН. В текущем году Руководящий cовет ИСККОН (GBC) пошел на то, чтобы
извиниться в своих резолюциях перед гуру ЕС Дханурдхарой Свами, признанного виновным в насилии над детьми, и пригласил его обратно к активному служению – в то же время продолжая запрещать сторонникам ИРМ даже смотреть на Божество в храме и после этого лгать об этом в СМИ (см. статью в 14-м номере БТП "ИСККОН уличен во лжи о запрете на посещение храма"). Более того, мы видим, что один из ведущих лидеров ИСККОН (и тот же человек, который солгал в СМИ насчет упомянутого запрета на посещение храма) был обвинен в жестоком обращении с детьми и в свое оправдание заявил, что телесные наказания детей были нормой, которая была установлена в ИСККОН в 1970-х годах: "Телесные наказания были частью дисциплины в ИСККОН". "Телесные наказания были частью дисциплинарных планов ИСККОН в 1970-х и 80-х годах в школах в Индии и США".(Заявления Гаури даса, президента храма Бхактиведанта Мэнор, процитированные в статье "Духовный лидер обвинен в избиении детей", DNA World, 14 ноября 2006 года) Ниже мы покажем, что телесные наказания определенно НЕ БЫЛИ частью "дисциплинарных планов" Шрилы Прабхупады для ИСККОН: Детей нельзя бить ни в коем случае"Суть в том, что детей нельзя бить ни в коем случае, я уже об этом говорил. Нужно просто со строгим видом показать им палку. Если человек не способен руководить таким образом, он не годится в учителя. Если ребенка должным образом обучать в Сознании Кришны, он никогда не уйдет. Иными словами, необходимо, чтобы ребенок получал две вещи: любовь и образование. Поэтому если ребенка бить, ему будет трудно принимать наши поучения в духе любви, и когда он достаточно подрастет, он может захотеть уйти от нас, вот в чем опасность. Так почему происходит все это: они ходят строем, повторяя джапу, молока недостаточно, слишком строгое навязывание расписания, наказание маленьких детей ударами? Почему это навязывается? […] Что я могу поделать, находясь на таком расстоянии? Им необходимо бегать и играть, когда они маленькие дети, не заставляйте их повторять джапу насильно, это неправильно. Итак, я дал вам руководящие принципы, это не так, что со мной надо консультироваться по каждой мелкой детали, это дело тех, кто руководит на месте, но если нет никого, кто мог бы управлять должным образом, что я могу поделать?" (Письмо Шрилы Прабхупады, написанное преподавателю первой школы ИСККОН в Далласе, 18 ноября 1972 года) "Я слышал, что детей били палками. Конечно, я не знаю, что случилось, но этого быть не должно. Ты можешь показать палку, погрозить, но лучшее искусство состоит в том, чтобы так или иначе, даже обхитрив их, избежать применения силы и склонить их к послушанию из любви. Таков успешный метод поддержания дисциплины". (Шрила Прабхупада, письмо, 18 ноября 1972 года)
Принуждение и наказание недопустимы"Вдохновляй их повторять джапу как можно больше, но вопроса о принуждении или наказании возникать не должно. Если есть необходимость, можешь погрозить им пальцем, но физическое наказание недопустимо. Насколько возможно, старайся поддерживать дисциплину с помощью любви и заботы, чтобы они развивали вкус к аскетической жизни и думали, что служить Кришне самыми разными способами очень интересно. Вставать рано утром и участвовать в мангал арати – достаточная аскеза. Кроме того, пусть они изучают что-нибудь, воспевают, танцуют, едят столько прасада, сколько им хочется, и не переживай, если у них игривая природа – пусть они также играют и бегают, это естественно. Хорошо, если они будут часто есть – если дети переедают, это не имеет значения, в этом нет ошибки". (Письмо Шрилы Прабхупады, 10 января 1972 года)
"Помогай им всегда быть счастливыми в Сознании Кришны, и не пытайся применять силу или наказывать. Иначе у них сложится неверное представление. Постепенно, если они будут удовлетворены таким образом, все они вырастут первоклассными проповедниками и преданными". (Шрила Прабхупада, письмо от 16 февраля 1972 года) "Я считаю эту школу гурукулу одним из самых важных аспектов этого движения […] Если есть послушание, будет дисциплина, но если нет дисциплины, управлять очень трудно. Поэтому прежде всего необходимо послушание со стороны детей. Этого не всегда можно добиться наказанием или силой, иногда можно показать им палку, и при этом необязательно бить, а порой нужно уметь обхитрить или даже обмануть их, чтобы добиться добровольного послушания и воспользоваться им". (Шрила Прабхупада, письмо от 20 июня 1972 года)
***