Понятие культуры повседневности.
КУЛЬТУРА И МИР ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Реферат по культурологии
Преподаватель: проф. Кардапольцева В.Н.
Студентка: Осинцева Г.Ю.
Группа: ПВ-12с
Екатеринбург
Содержание:
Введение_________________________________________________________3
Понятие культуры повседневности___________________________________4
Исследование культуры повседневности______________________________6
Специфика российской повседневной культуры________________________9
Повседневность и свой мир_________________________________________11
Повседневность как почерк эпохи___________________________________13
Заключение______________________________________________________14
Список использованной литературы_________________________________15
Введение
Повседневность, обыденность - быт, бытовая жизнь. Повседневность - осуществляемый день в день, всегда постоянный, непрерывный процесс бытия, жизнедеятельности человека. Мир же повседневности - мир, где ежедневно и ежечасно живет и действует, творит человек.
В повседневном мире рождаются люди, и в мире повседневности, в быту они умирают.
Здесь же, в повседневном мире, каждый человек радуется, а бывает и плачет, тоскует и огорчается, горюет, переживает. Здесь же, в повседневном мире, люди конфликтуют друг с другом, ссорятся и решают конфликты, споры, мирятся, действуют. Здесь же, в повседневности, каждый любит другого и каждый иногда ненавидит другого. И в течении событий и явлений - политических, социальных, духовных, люди и не замечают повседневности.
Мир повседневности исследуется и описывается не только философией, историей, но и этнографией, социологией, культурой. Повседневная жизнь освещается в изобразительном искусстве и бытописания (истории). Восстанавливая хронологию событий и явлений в предыдущие периоды жизни общества, история описывает и повседневность: быт, традиции, право, обычаи, конкретный опыт, то «плоть и кровь», из которой формируются любые события - значимые и судьбоносными.
В своей работе мне бы хотелось подробно раскрыть понятие культуры повседневности, выяснить, как исследовалась культура повседневности, углубиться в ее российскую специфику и проанализировать мир повседневности.
Понятие культуры повседневности.
Повседневность – это самый близкий к человеку план жизни, связанный с его
ощущениями жизни, чувством реальности бытия. В повседневности каждый наиболее полно расходует свою природность, в которой он (как природное и одновременно культурное существо) ощущает себя человеком.
Повседневность как особый план бытия стала темой исследований в период,
когда само бытие стало дробиться на срезы, планы, состояния. Можно отметить, что исследование повседневности и её описание началось в Новое время. В этот период у исследователя появилась возможность ощутить себя «оторванным» от традиции. Наблюдатель погружался в процесс социальных перемен в политике, экономике, официальной сфере бытия, одновременно отслеживая менее подверженный изменениям мир повседневности.
В словаре современной западной философии можно найти определение повседневности Н.Н.Козловой.
Повседневность определена исследовательницей как целостный социокультурный жизненный мир, предстающий в функционировании общества как
«естественное», самоочевидное условие человеческой жизнедеятельности. Повседневность - специфическая область социальной реальности, которая выступает в качестве объекта ряда наук и междисциплинарных исследований (история, социальная и культурная антропология, социология и др.).
Интерес к исследованию повседневности особым образом проявился в эпоху
Просвещения, когда было определено естественное состояние общества и человека. Этот подход позволил осмыслить и структурировать жизненное поле, в котором проявлял себя человек. У просветителей природная зависимость и связанность человека с природой соотносилась с определенными идеальными образцами человека и общества (идеал был исходным и для природности, и для культурности). В идеальных образцах человек Нового времени перешагнул традиционный, связанный с природностью, гармоничный, соотнесенный с природностью план бытия, стал активно строить новые, культурные перспективы и воплощать их в жизнь. Это явилось важным фактором новой европейской культуры. Культура Европы Нового Времени выделила различные модели и формы социальной и индивидуальной жизни и опробовала их в повседневной практике. Эта практика контролировалась горожанами (городским сообществом). В городской культуре оформлялись особые культурные
ниши и пилотные группы, которые осваивали новационные социальные и культурные (в том числе – повседневные) практики. В их границах разрабатывались культурные образцы: специфические формы общения (этикет разных социальных групп) и социальная игра формой (мода) и закреплялись в повседневности.
Повседневность - это жизнь в целом, все жизненные реалии. Повседневная
культура – это «то во что погружен человек, где он живет, как мыслит, ведет
себя…» Человек живет в мире обыденной культуры, руководствуется обыденным сознанием, создает свой быт (материальное и материализованное в социальных отношениях жизненное пространство) - все это составляющие культуры повседневности.
Повседневная культура - это условие человеческой жизнедеятельности, организация и институализация человеческих отношений, естественное «здесь» и «сейчас» бытие человека. В культуру повседневности входит сложный спектр потребностей и интересов человека. Повседневность это мир обычной – по обычаю – жизни человека, его житейский опыт, здравый смысл, складывается его ментальность – «стартовые» представления о мире.