Предметом социальной философии является отношение между обществом людей и общественным человеком

Анализируя предмет социальной философии, нельзя не заметить ее связь с другими науками, прежде всего с философией истории. Философия истории представляет собой осмысление истории человечества с точки зрения взаимодействия в этой реальной истории субъективных сил и объективных условий, необходимостей и случайностей и т.п. Философия истории стремится открыть в истории человечества какую-то конечную цель, которой подчинено развитие общества. Такой целью является стремление гегелевского мирового духа к прусскому государству, материальных производительных сил к коммунистическому обществу и т.п. Таким образом, предмет философии истории и предмет социальной философии тесно переплетаются.

В отличие от философии истории социальная философия, помимо этой проблемы, рассматривает взаимосвязь человека и общества исторически - в виде истории отдельных цивилизаций, в которых общее (социальная философия) становится особенным, т.е. конкретизируется. Проблемами социальной философии также являются: детерминизм исторического процесса, его движущие силы, единство природного и социального в историческом процессе, его периодизация, единство и многообразие исторического процесса и т.п. Можно сказать, что в философии истории социально-философские проблемы приобретают определенную конкретность, приближение к реальному историческому процессу.

Социальная философия связана с историей. История в узком смысле слова есть наука о человеческом прошлом, которое определенным образом интерпретируется историком. История обществ и человечества представляет собой совокупность конкретных и многообразных событий, находящихся в определенной пространственной и временной взаимосвязи. История как наука изучает эти события во временной и логической последовательности. Поэтому В.О. Ключевский писал об истории как науке:

В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени [людей, обществ, человечества], процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории... служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах1.

История - это конкретная (эмпирическая) и теоретическая наука. Первый этап исторического познания включает в себя точное описание и знание социальных фактов (событий), их хронологии, места их происхождения. Собирание исторических (социальных) фактов - это основа (эмпирическая) исторической науки. Следующий теоретический этап исторического познания - систематизация и обобщение собранных исторических фактов. Он предполагает наличие у историка определенной социально-философской гипотезы человеческой истории, включающей общее представление о строении общества, его движущих силах, взаимодействии обществ внутри человечества и т.п. Таким образом, социальная философия, образуя методологическую основу теоретической составляющей истории, объединяющей исторические факты, частично входит в структуру истории. Это можно изобразить в следующей иерархической последовательности: исторические факты - история народов - история человечества - социальная философия.

Теснее связана социальная философия с социологией. Социология - это наука об обществе как результате деятельности личностей, социальных общностей, институтов. Социология тоже изучает общество, но не со стороны отношения общественного сознания и общественного бытия, а со стороны некоторых структурных элементов общества, их деятельности и взаимоотношений между ними. В этой связи одни социологи (Э. Дюркгейм и др.) полагают, что предметом социологии выступают социальные факты (результат коллективной деятельности), другие (М. Вебер и др.) - социальное поведение (его интересы и мотивы), а третьи (марксисты) - законы функционирования и развития общества как целостной экономической системы (формации).

В социологии можно выделить три уровня исследования: 1) эмпирический (конкретно-социологические исследования), направленный на получение социологических фактов и эмпирических выводов; 2) отраслевой (социология труда, социология семьи, социология образования и т.п.), представляющий социологические теории среднего уровня (отраслевые); 3) теоретический (теоретическая социология), на котором общество изучается как общественный организм с присущими ему законами функционирования и развития. Последний уровень является социально-философским, он представляет собой часть социальной философии, но не социальную философию в целом. Социальная философия значительно шире и глубже той части теоретической социологии, которая входит в структуру последней. В отличие от социологии история не включает

в свой состав социальную философию, которая остается лишь методологической (внешней) основой исторического исследования.

Социальная философия тесно связана также с социально-исторической антропологией.Слово "антропология" свидетельствует об изучении человека, "социально-исторический" - говорит об изучении истории с социологической стороны. В целом же социально-историческая антропология представляет собой науку о человеке, который рождается, социализируется, действует, развивается в определенном конкретно-историческом обществе: Руси, Российской империи, Советском Союзе, постсоветской России и т.п.

В этой науке обращается внимание на то, что человек, рождаясь в конкретно-историческом обществе, в процессе обучения и воспитания воспринимает и усваивает нормы, традиции, институты общества как данность, которая предшествует ему. В результате он становится представителем данного общества, например советским рабочим, учителем, партократом и т.п. Но в процессе своей деятельности, в зрелом состоянии, люди в лице своих выдающихся представителей начинают совершенствовать (изобретать) новые нормы, традиции, институты и тем самым менять конкретно-исторические условия формирования других поколений людей.

Философский анализ общества не может обойтись без социально-исторической антропологии, которая почти не использовалась в историческом идеализме и историческом материализме: в них исследовались проблемы роли выдающихся личностей в истории и роли объективных факторов в деятельности классов, наций и т.п. Но выдающиеся личности ничего не могут сделать без поддержки других социальных общностей (возрастных, экономических, политических и т.п.). Одновременно не только объективные факторы влияют на формирование и жизнедеятельность людей. С этой точки зрения социальная философия - это наука, изучающая с философской точки зрения общество как жилище людей, которое они обустраивают для большего комфорта и продолжительности жизни. И в этом процессе важную роль играют и общественное бытие, и общественное сознание, выступающие в социально-исторической антропологии в виде социальной среды и отдельной личности, социальной общности.

Таким образом, социальная философия, с одной стороны, пользуется социальными фактами, добытыми историей и социологией в ее эмпирических составляющих, а с другой стороны, сама входит в состав теоретического уровня истории и социологии какой-то своей частью.

Наши рекомендации