Взаимосвязь философии и науки
Философия (в силу своей синтезирующей, интегрирующей роли в системе духовной культуры) теснейшим образом связана со всеми формами общественного сознания. В их содержании философия выделяет такие элементы, которые носят мировоззренческий характер, обогащают знание общих отношений человека к миру. С другой стороны, каждая из форм общественного сознания в лице философии имеет систему своего мировоззренческого и методологического обоснования.
В тесной взаимосвязи философии со всеми другими формами общественного сознания коренятся как причины ее духовной силы, предсказательных возможностей, так и противоречия ее исторического развития. Исторические судьбы философии складывались так, что неоднократно (в разные эпохи развития общества) в различных исторических ситуациях осуществлялись попытки избавиться от философии (прежде всего по причине ее критического отношения к действительности), "растворив" ее в других формах общественного сознания[14].
В истории сложились два крайних подхода в понимании взаимосвязи философии и науки. Первый подход получил название натурфилософии. В соответствии с этим подходок философия представляет собой особый способ познания мира, качественно отличающийся от того способа познания, который представлен наукой. Философия вырабатывает свои, философские истины. Такие истина глубже, чем истины науки. Наука должна приспосабливать свои истины (выводы) к истинам (выводам) философии. Философия как способ познания первична, наука как способ познания вторична.
Второй подход получил название позитивистского. В соответствии с этим подходом философия не имеет какого-то своего предмета познания и своего собственного способа познания, отличного от науки, философия в лучшем случае есть одна из наук, самая общая наука ("наука наук"). Философия может быть понята только как наука в ряду других наук. А своеобразие философии состоит в предельно широком уровне обобщения, а не в ее способе или предмете познания. Философский способ познания – это научный способ познания. Никакого другого способа познания, кроме научного, не существует.
И с тем, и с другим подходом согласиться трудно. Взаимосвязь философии и науки боле тонкая, ее нельзя втиснуть в рамки таких простых конструкций как натурфилософская и позитивистская. Прежде всего, философия есть особая форма общественного сознания, самостоятельный компонент духовной культуры. Наука – это наука, а философия – это философия. Философия тесно связана с наукой, но не сводится к ней целиком. Хотя философия во многом опирается на научное познание, оно не является единственным источником философии. Не только наука, а все формы общественного сознания дают свой материал для философских обобщений. Очень многое философии дают мораль, искусство, политическое сознание, правосознание и даже религия как вечный оппонент философии.
Вместе с тем было бы неправильно, подчеркивая специфичность философии как формы общественного сознания, отрывать философию и науку, противопоставлять философское познание науке, научному познанию мира. Сущность познания (именно как познания, а не оценки мира) реализовывается, прежде всего, в науке. Но и для философии характерна значительная познавательная функция. Философию роднит с наукой общая установка на рациональное обоснование знания, на доказательность формулируемых ими положений. На этой основе философия и наука теснейшим образом взаимодействуют. Рационально обосновывая достижения различных форм общественного сознания, философия обогащается таким содержанием, которое отсутствует в науке, но оказывается ей полезным, помогает вырабатывать методологические и мировоззренческие ориентиры научного познания[15].
Такие общие ориентиры познания наука заимствует у философии. Так было, например, в ХVII в., когда зарождалось классическое естествознание. Генезис классического естествознания опирался на достижения материалистической философии в разработке метода (метафизического) познания приводы. Такая же связь имеет место в настоящее время в условиях современной научно-технической революции.
Только характер ее стал более сложным, многообразным. Сформировались новые структуры в системе сознания, которые обеспечивают взаимосвязь философии и науки. В качестве таких структур выступают: научная картина мира, мировоззренческие ориентиры и идеалы познания, методологические установки познания, стиль мышления и др.
Качественное отличие философии и науки заключено, прежде всего, в отношении к ценностным сторонам духовного освоения мира. Наука стремится вынести ценностное отношение за рамки своих логических структур (теорий, понятий, концепций и др.). Философия же, наоборот, опираясь на достижения науки, творчески обобщает их и синтезирует с ценностными аспектами, с эстетическим, нравственным отношением к миру. Философия придает достижениям науки ценностный, личностный смысл, трактует их с позиций идеалов и интересов человека. Философия как бы "достраивает" науку до человека[16].
Теснейшим образом связано с философией естествознание как отрасль науки. Эта связь двойственная. С одной стороны, естествознание вместе с философией принимает участие в разработки научной картины мира, стиля мышления и др. С другой стороны, философия оказывает воздействие на разработку методологии естественнонаучного познания, мировоззренческих ориентиров и идеалов естествознания.
Особенно важно иметь в виду исторический характер взаимосвязи философии и естествознания. Взаимосвязь философии и науки в античности совсем не такая, какой она была в эпоху Средневековья, или в эпоху Нового времени, и тем более не такая, как в настоящее время, в эпоху НТР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Историческая связь философии и науки носит генетически содержательный характер. Философия при этом «экранизирует» науку от непосредственной связи с мифологией и религией (Б.Рассел). Философия, как осмысление собственного бытия, не может быть получена извне или заимствована у других. Философствование обязательно для человека, если он хочет быть человеком, так как философствование при всех обстоятельствах есть борьба за собственную внутреннюю независимость.
Наука и философия как определенные формы сознания противоположны, взаимоисключают друг друга. Наука, абстрагируется от индивидуальности жизни и от способа переживания ее, она ищет всеобщее. Объекты науки познаваемы, хотя никогда фактически не бывают познанными до конца. Философия же находится вне познания. Она представляет собой расшифровку мира, экзистенции и трансценденции путем переживания, а не познания[17].
Отличие науки от философии состоит в том, что наука учит нас ориентироваться в мире, а философия обучает коммуникации, дает возможность разобраться в пограничных ситуациях. В философии невозможно отделить человека от философского мышления, а в науке исследователь и содержание познания отделены друг от друга. Наконец, научное познание прогрессирует, а в философии прогресс не имеет места; философия иррациональна, а наука – сфера рационального.
Философский характер науки – ее атрибутивная характеристика, поэтому появление научной философии – это знаковое событие, после которого философия приобретает зрелые черты научного знания, а наука углубляет философский характер своего содержания. Категориальный аппарат науки формируется под влиянием философии, которая будучи рефлексией над культурой, относительно независима от научного знания, выявляя тип объекта, которого в науке еще нет. Философия, осознавая достижения не только науки, но и культуры в целом, создает новые категориальные структуры бытия, выражая потребности в целостном мировоззрении.
Философия, отличаясь от науки, вместе в тем, саморазвиваясь в тесном контакте с последней, как центр научного мировоззрения все более выявляет в науке ее человеческое измерение, своего рода «человеческой» смысл.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барулин B.C. Социальная философия: Учебник. – М.: 2003.
2. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избр. произведения. – М., 1990.
3. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. – М., 1990.
4. Краткий философский словарь // Под ред. А.П. Алексеева. – 2003.
5. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М., 1980.
6. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.
7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: 2001.
8. Философия: Учебник // Под ред. В.Д. Губина В.Д. – М.: 2001.
9. Философия: Учебник // Под ред. В.Н. Лавриненко В.Н. – М.: 2004.
10. Франк Ф. Философия науки: Связь между наукой и философией. Пер. с англ. – М.: 2007. – 512 с.
11. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии, 1989. – № 9.
12. Хилл Т.И. Современные теории познания. – М., 1965.
13. Энгельгардт В.А. Наука в современном мире // Наука и жизнь. – М.: 2003, № 6.
[1] Кезин А.В. Наука в зеркале философии. – М., 1990.
[2] Франк Ф. Философия науки: Связь между наукой и философией. Пер. с англ. – М.: 2007. – 512 с.
[3] Философия: Учебник // Под ред. В.Д. Губина В.Д. – М.: 2001.
[4] Барулин B.C. Социальная философия: Учебник. – М.: 2003.
[5] Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии, 1989. – № 9.
[6] Философия: Учебник // Под ред. В.Н. Лавриненко В.Н. – М.: 2004.
[7] Энгельгардт В.А. Наука в современном мире // Наука и жизнь. – М.: 2003, № 6.
[8] Краткий философский словарь // Под ред. А.П. Алексеева. – 2003.
[9] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: 2001.
[10] Философия: Учебник // Под ред. В.Д. Губина В.Д. – М.: 2001.
[11] Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М., 1980.
[12] Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М., 1980.
[13] Хилл Т.И. Современные теории познания. – М., 1965.
[14] Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избр. произведения. – М., 1990.
[15] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: 2001.
[16] Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.
[17] Франк Ф. Философия науки: Связь между наукой и философией. Пер. с англ. – М.: 2007. – 512 с.