Исторические типы мышления

Очевидно, что в различные исторические периоды формируются различные типы мышления, которые по-разному представляют реальность, создают различные «картины мира» и, соответственно, различные представления о том, что для человека самое важное в жизни. Мифология, религия, философия и наука – это не только определенные формы знания и картины мира, но и разные типы мышления, т.е. разные способы интерпретации реальности, разные способы объяснения происходящего, его разное понимание.

Понятие «тип мышления» вошло в науку сравнительно недавно и разные исследователи вкладывают в него разный смысл. На наш взгляд, это понятие несет в себе важную идею о том, что мышление не является функцией мозга, в том смысле, как, например, зрение является функцией глаза. Мышление зависит не столько от мозга, сколько от социокультурной среды. Мыслить можно по-разному, это значит, что одно и то же событие может быть различно понято, интерпретировано. Например, удар молнии в различные эпохи имеет различную интерпретацию. Понятие «тип мышления» дает возможность выделить и проанализировать различные способы объяснения реальности и различные способы отношения к реальности. В основе различных типов мышления – ряд базовых представлений, важнейшими из которых являются представления о характере взаимосвязей в мире – о причинности, необходимости, случайности и т.д., о соотношении материального и духовного, о пространстве и времени и др. В этом смысле мифология, религия. философия и наука – не только различные формы знания, но и различные типы мышления. Они по-разному понимают мир, различно интерпретируют события, создают различные картины мира, по-разному ориентируют человека в мире. Чтобы представить эти различия, достаточно сравнить мир, представленный в поэмах Гомера, мир, каким он виделся Платону, мир, описанный в Библии и мир, каким он виделся после открытий Ньютона.

Недостаточно выделить различные миры и различные типы мышления, существовавшие в истории. Необходимо также понять, почему они возникают и почему на смену одному типу мышления приходит другой. Возникновение науки невозможно понять, если мы не ответим на эти более общие вопросы. Надо сказать, что из-за сложности указанных проблем их однозначного решения не существует.

Человечество тысячи лет существовало без науки, используя опытно-практические знания. В то же время, тысячи лет представления человека о мире были фантастическими, иллюзорными. Они выражены в мифах разных народов. В чем причина рождения и существования мифов и почему происходит разрушение мифологического сознания, почему возникают философия и наука? Чтобы ответить на эти вопросы, надо понять, как развивается человеческое мышление, чем определяется его развитие.

Обычное представление о том, как развивается мышление, опирается на идею постепенного накопления знаний в процессе развития общества. Согласно этому представлению, вначале знания человека о мире были скудными, поэтому он придумывал различные фантастические объяснения происходящих процессов. От эпохи к эпохе происходило накопление знаний, поэтому существовавшие вначале фантастические объяснения сменялись более правильными. Постепенно возникали науки: из счета и измерения площадей рождается геометрия, из наблюдений небесных светил – астрономия. Такое объяснение на самом деле ничего не объясняет. Идея постепенности накопления знаний не объясняет, почему наука возникла в Западной Европе и не возникла в не менее развитых цивилизациях Индии и Китая. Или почему наука возникает в XVIIв. в Англии и в других, близких к ней странах, а не в Древней Греции или в Древнем Риме, которые имели для этого все условия. Очевидно, что идея постепенного накопления знаний не учитывает важные факторы, влияющие на процесс познания, на то, как человек представляет себе окружающий мир и процессы, в нем происходящие.

Мышление–реальность–знания.Мышление – сложный процесс постижения реальности. Знания, наряду с фактами, включают в себя определенные способы их объяснения. Эти способы объяснения не вытекают из самих фактов. Они определяются различными факторами, суть которых становится понятной только сейчас, после многолетних активных исследований науки и ее исторического развития.

Но что значит понимать происходящее? Это значит «вписать» его в существующую в голове систему понятий, определить «что это». Каждый из нас, осваивая в детстве родной язык, осваивает и систему понятий, которые разделяют многообразие явлений действительности на отдельные роды и виды. Тем самым происходит переход от единичного к общему. Любое усвоенное слово-понятие: «дом», «дерево», «человек», «треугольник», «юрист», «инженер» и т.д. есть определенный классификатор в сознании, с помощью которого мы распознаем увиденное, определяем его, т.е. даем ему имя, называем каким-то словом. Но для этого надо провести достаточно сложную интеллектуальную работу, в процессе которой выделяются существенные признаки предмета, позволяющие отнести его к тому или иному понятию. Мы не воспринимаем действительность такой, какая она есть, а определяем, что есть, т.е. даем определения. Наш разум с помощью понятий вносит в действительность определенный порядок, что-то чем-то связывает, что-то разделяет, выделяет сходства и различия, определяет степень значимости того или иного явления и т.д. Разум структурирует реальность, выделяет в ней устойчивые связи и отношения и, тем самым, дает возможность человеку ориентироваться в многообразии явлений, понимать происходящее.

Очевидно, что степень этого понимания может быть различной и зависит от того, насколько глубоко мы сумели познать реальные связи действительности, насколько наши представления соответствуют ей. Таким образом, мышление – это связывание явлений действительности в определенные устойчивые комплексы. Это связывание происходит по определенным правилам, в соответствии с определенной, сформированной данной культурой общей картиной мира. Картина мира как бы задает программу работы нашего мышления, определяет, что с чем можно и нужно связывать, а что нет. Например, случившееся солнечное затмение в различные исторические периоды и в различных обществах может быть связано теми, кто его наблюдал, с совершенно различными факторами, с действиями совершенно различных «сил». В различные исторические периоды и в различных культурах формируются и существуют различные типы мышления. Тип мышления определяется тем, как структурируется реальность, как человек представляет существующие в мире связи и отношения.

Связи и отношения в мире, какими мы их представляем и связи и отношения, существующие реально – не одно и то же. Главные, существенные связи явлений действительности открыть достаточно сложно. Сложно, например, понять причины дождя или молнии. Для этого их нужно «создать», воспроизвести в эксперименте. Связи, усматриваемые нашим мышлением, вначале скорее фантастические, чем реальные. Реальные связи скрыты в массиве фантастических, иллюзорных представлений о мире, которые мы сейчас называем мифами, религиозными фантазиями, художественным вымыслом, заблуждением и т.д. Сложно понять, почему мышление создает эти иллюзорные миры, в которых все не так, как «на самом деле», как они связаны с реальной деятельностью, практикой. Практика не может опираться на мифы, фантастические вымыслы, но именно они составляют подавляющую часть того, что создано человеческим мышлением. Научное, т.е. точное, проверенное знание о связях действительности мы научились создавать сравнительно недавно.

Знание – явление сложное и противоречивое. Знание – противоположность незнания, заблуждения. Но что есть знание, а что заблуждение определить не так просто и то, что сейчас считается заблуждением, еще недавно считали знанием. Это означает, что у нас нет достаточно четкого критерия, на основе которого мы могли бы уверенно отделять знание от незнания.

Самое общее определение знания: знание – это наши представления, которые соответствуют действительности. Но проблема в том, что действительность не есть нечто такое, что существует наряду со знанием о ней. Действительность – это то, что мы знаем. Это не значит, что действительность существует только в нашем сознании. Но разделить действительность и сознание не так просто. Для тех, кто жил в эпоху Гомера, «действительность» была полна богов, демонов, чудовищ, в ней обитали кентавры, циклопы, горгоны, сирены и прочие существа, которых в современной «действительности» не наблюдается. «Действительность» в эпоху христианства значительно отличалась от гомеровской, отличается она и от современной. Это означает, что различные эпохи имеют различные представления о реальности, о том, каков мир, как он устроен, что в нем возможно, а что нет. Различные эпохи имеют также свои способы различения истины и заблуждения.

Научное знание: разрушение иллюзий.Современная наука, возникающая в XVII веке – это новый тип мышления, который создает новое представление о мире, совершенно новые способы получения знания и проверки его на истинность. Она устраняет существовавший со времен античности разрыв «теории» и практики, мышления и реальность. В результате существенно изменились представления о мире. Реальное знание отделилось от всегда окутывавших его иллюзий и заблуждений, стало расти невиданными темпами.

Надо учесть, что новый тип мышления разрушает массу иллюзорных представлений, долгое время казавшихся действительным знанием. Прежде чем вызвать к жизни новые средства практического господства над миром, наука безжалостно дискредитирует практики иллюзорного, магического воздействия на реальность, надежность которых до поры до времени ни у кого не вызывала сомнения.

Существовавший в древности и в средние века мифологический тип мышления не знает границ возможного. В мифологической картине мира возможно все: человек может мгновенно перемещаться в пространстве, превращаться в животных или растения, обладать невероятной силой, умереть, а потом ожить и т.д. Все это мы можем наблюдать в русских волшебных сказках, которые являются отголоском древних мифологических представлений. С точки зрения человека традиционной культуры неспособность какого-то конкретного индивида совершать такие действия не говорит о том, что это невозможно, просто он не обладает соответствующими способностями.

«Чудо поднятия и парения в воздухе полностью признается в литературе древней Индии. Буддийский святой высшего аскетического класса достигает силы, называемой «совершенством», вследствие которой он получает способность подниматься на воздух, приводить в движение землю и останавливать солнце», – отмечает Э.Тейлор. Только в Новое время начинает складываться представление о законах природы, которые нельзя изменить по чьей-то воле. Тем самым появляется предел, граница возможного. Наука разрушает ложную и наивную уверенность в том, что ничего невозможного не существует, часто не будучи в состоянии сразу предложить адекватную замену.

Почти все исследователи древности с удивлением отмечали, что в так называемые «донаучные» эпохи человек вовсе не чувствовал себя окруженным непознанным, проблематичным миром. Напротив, чем дальше заходим мы в глубь истории, тем решительнее заявляет о себе мнимое всезнание. Различные исследователи первобытного общества единодушно признают поразительное «эпистемологическое самомнение» древних народов. Индивид, основу мировоззрения которого составляет миф, «знает все». Нет такого вопроса, который бы поверг его в сомнение или поставил в тупик. Окружающий мир может казаться ему враждебным, коварным, исполненным злого умысла, но он вовсе не существует для него в качестве неизвестного. Он часто боится того, что в действительности не заслуживает страха (и в этом смысле его реакция на мир иррациональна), однако ему неизвестен страх перед непознанным.

Нарождающаяся наука вырастает вовсе не в атмосфере остро переживаемого незнания. Напротив, она вторгается в царство религиозных догм, истин Откровения, в которых способны были усомниться редкие и отважные умы.

Наука как новый тип мышления приносит не знание вообще, а логически и эмпирически удостоверенное знание, в каждый данный момент охватывающее достаточно узкий круг явлений. Объем объяснений, которые она доставляет, просто несоизмерим с объемом псевдообъяснений, которые она отбрасывает. И это ситуация возникновения не только науки, но и каждого нового значительного открытия.

Зависимость между научным знанием и мнимым всезнанием хорошо передается концепцией, рассматривающей всякое фундаментальное теоретическое положение как род запрета, наложенного на известные практические ожидания (как установление новой области неразрешимых задач). Основные законы наук – как естественных, так и социальных – почти всегда могут быть переведены в форму негативных норм, указывающих, чего нельзя сделать и на что нельзя уповать.

Классическая механика наложила вето на широкую область практических мечтаний (например, на надежду создать вечный двигатель). Химия заставила расстаться с ожиданиями в отношении алхимических опытов. Развитие науки есть в этом смысле процесс отрезвления человеческого ума, открытия все новых свидетельств объективной неподатливости бытия, все новых областей невозможного на данном уровне развития знания и практики.

Научное знание как результат нового типа мышления доставляет человеку инструменты практического господства над определенными сферами реальности. Но это господство достается ценой разочарования в прежних практиках непосредственного, мгновенного воздействия на реальность, на любую практически значимую ее сферу, существовавших в рамках религии и магии.

В дальнейшем изложении рассмотрим различные формы знания: знание опытно-практическое с его мифологической составляющей, античное теоретическое знание. Рассмотрим также соответствующие им типы мышления. По отношению к формам знания они выступают как порождающие их мыслительные структуры. Выделим те факторы, которые определяют формирование определенного типа мышления или смену одного типа мышления другим. Все это необходимо для того, чтобы понять, как и почему возникает современная наука.

Наши рекомендации