Мастерство Грибоедова-драматурга. Характеристика драматургии времени
Перечислим некоторых драматургов начала 19 века.
Иван Андреевич Крылов: В 1800 г. Крылов создает шуто-трагедию «Трумф или подщипа», своего рода переосмысление жанра. Главные герои: Трумф – германский принц, а Подщипа – наша принцесса, хочет выйти за Слюняя, а вынуждают за Трумфа. 1806-1807 – 2 комедии. «Модная лавка» (1806): направлена против моды, французомании. Ее даже ставили в царском дворце. В пьесах Крылова отчасти деформировалась схема классицистической комедии, развивались характеры, не соответствовавшие вполне обойме обязательных амплуа, что отражено в несколько недоуменном тоне ряда критических отзывов на комедию «Модная лавка». «Большая часть критиков находит, — писал Шаховской, — что характер молодого человека не довольно любезен, чтобы заставить зрителей за него бояться, когда он лишается невесты, и желать ему успеха в предприятиях (к несчастию, почти всегда безрассудных...».
«Урок дочкам» (1807; вольная переделка пьесы Мольера «Смешные жеманницы»). Парадоксальная ситуация, когда галломания осмеивается посредством заимствования из французской литературы. Важнее своеобразие крыловской интерпретации известной фабулы: слуга, появляющийся в доме жеманных барышень, выдает себя за маркиза; в конце пьесы самозванец разоблачается к посрамлению модниц, «изящные» манеры которых оказываются на уровне кривляния. Во французской пьесе вся интрига, таким образом, ведется отвергнутым любовником, который решил проучить модниц. У Крылова — иное. Его Семен сам решает выступить в роли французского маркиза, чтобы, добыв денег, устроить свою женитьбу — и вовсе не на одной из жеманниц, а на равной себе. Характер героя совсем не карикатурен, хотя, выступая в чужом обличии, Семен и попадает постоянно в комические ситуации. Слуга в комедии Крылова тем самым выступает не в традиционной роли помощника своего господина, а как персонаж главный, вполне самостоятельный.
Александр Александрович Шаховской(1777—1846): нам интересны комедии «Новый Стерн» 1805, «Урок кокеткам или Липецкие воды» 1815. Обе комедии имеют в основе своей памфлетную литературную направленность: подавляющий вес в комедиографии того времени играла именно памфлетная комедия. Первая – против сентиментализма, против карамзинистов. Пьеса Шаховского «Новый Стерн»» подчеркнула исчерпанность жанра сентиментальной драмы в русской драматургии начала XIX в.
Творчество Шаховского связано с обострением литературной борьбы в 1810х. Он входил в «Беседу любителей русского слова». Особенно громкую славу Шаховскому принесла его пьеса «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815). В истории русской литературы эта пьеса преимущественно вспоминается в качестве прямого повода, спровоцировавшего создание общества «арзамасских литераторов» — из круга литературных друзей Жуковского, выведенного в этой пьесе в виде карикатурного «балладника» Фиалкина. Однако «Липецкие воды» имели заметное влияние на общее развитие русской комедии тех лет. От высокой комедии Шаховского, развивая ее различные стороны, ведут свою родословную две основные разновидности русской комедии этого времени: бытовая, морализующая (Загоскин) и салонная, ироничная (Хмельницкий). В пьесе Шаховского если и не впервые, то во всяком случае наиболее отчетливо прозвучала весьма перспективная для русской драматургии тема «злого ума»
П.А. Катенин (1792—1853): трагедия «Андромаха» 1827. Недовольные жесткостью стихов критики равнодушно прошли мимо архаизированной по форме драматургии Катенина, в равной степени чуждавшегося как аллюзий, так и сентиментального лиризма, на которых в ту пору утверждался успех трагедии. Однако недаром не кто иной, как Пушкин, отозвался о трагедии «Андромаха» как о «может быть, лучшем произведении нашей Мельпомены, по силе истинных чувств, по духу истинно трагическому». В трагедии «Андромаха» осмыслен весьма своеобразно. Согласно античной версии, сын Гектора и Андромахи Астианакс (Скамандрий) был сброшен с троянской стены, вырванный из рук несчастной матери. Это лишь эпизод падения Трои, которому античные авторы не придают никакого «высшего» значения. Иначе у Катенина. В его трагедии Астианакс поражен молнией Зевса в качестве искупительной жертвы, прекращающей вражду народов
Можно еще упомянуть А.А. Жандра.
Молодой Грибоедов. Помимо «Горя от ума» создал 4 драматургических произведения:
1. 1814-15 гг – перевод франц. комедиографа Крезе де Лессера «Молодые супруги». Важно подчеркнуть, что пьеса Грибоедова была первым на русской сцене и перспективным опытом оригинальной (написанной русскими стихами) салонной, или легкой комедии.
2. 1817 – 2я пьеса «Студент» – в соавторстве с Павлом Александровичем Катениным. Здесь формировался ключевой образ Горя от ума. Посвященная изображению забавных злоключений провинциала-стихотворца в столице, пьеса эта не поднималась над средним уровнем бытовой комедии тех лет. Поразительно, что слова Беневольского, по смыслу похожие на речи Чацкого, даны в противоположном ключе, как шутовство и не более того: «Вы, сударь, спрашивали, какие мои виды вдаль? Вот они: жизнь свободная, усмешка Музы — вот все мои желания... Ни чины, ни богатства для меня не приманчивы: что они в сравнении с поэзиею?».
3. 1817 – 3я пьеса тоже в соавторстве «Своя семья или замужняя невеста» (Шаховской, Хмельницкий, Грибоедов). Создает несколько сцен с колоритными бытовыми зарисовками, с живыми типами забавных провинциальных чудаков, удачно — пока еще в традиционных шестистопных ямбах — воспроизводит сочное просторечие персонажей.
4. 1818 – 4 комедия – снова легкая, салонная комедия – «Притворная неверность», перевод Николя Барта. Здесь ему немного помогал Жандр. Манера письма становится более экспрессивной. Иронически настроенный герой, Ленский, уже не несет в себе авторского мироощущения; симпатии драматурга отданы довольно рискованному для легкой комедии герою — пылкому Рославлеву. Переделывая пьесу, Грибоедов отчасти защищает Рославлева (от авторской насмешки, которая во французском оригинале ясно ощущается: страстность молодого человека там трактуется как черта комическая, делающая героя смешным (ridicule). Вместе с тем иронически настроенного Ленского Грибоедов устами Рославлева склонен оценить как достойного представителя светской толпы — «без правил, без стыда, без чувств и без ума». Жанр салонной комедии был исчерпан Грибоедовым. Дальше невозможно было двигаться, не разрушая этого жанра.
В то время существовали следующие жанры комедии: легкая (относится к содержанию), благородная (=светская, относится к сословной выраженности), салонная (относится к месту – где представлена, кто будет смотреть, масштабы и объем произведения). Могла быть еще и полемичная («Липецкие воды» Шаховского). Горе от ума – вторая по значению общественная комедия после Недоросли. Третья – Ревизор.
Написание ранних комедий Грибоедова приходится на время 1814-1818 гг. Победа в Отечественной войне, подъем общественного сознания. Именно об этом времени Пушкин говорил «Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман». В личной жизни Грибоедова это годы безудержного веселья и хулиганства: например, он принимал участие в дуэли как секундант.
В Горе от Ума мы видим сочетание любовной и общественной комедии. От памфлета и сатиры Грибоедов переходит к социальному и философскому обобщению. Кроме того, новые жанрово-родовые аспекты в произведении: одновременно признаки комедии, драмы и трагедии. Причина жанрового взрыва кроется в способности Грибоедова писать «свободно», не угождая теоретикам и школьным требованиям.
Основной конфликт в произведении – между Чацким и фамусовским обществом.Он имеет две грани – личную и общественную. Столкновение между Софьей и Чацким носит личный характер, но при этом оно неотделимо от общественного противостояния: жизненные принципы главного героя, его убеждения чужды не только Софье, но также и Фамусову, и всему консервативному дворянству. Не случайно слух о сумасшествии Чацкого, распространенный Софьей, подхватывается всеми гостями Фамусова; ее упреки в адрес героя перерастают во всеобщее его обвинение. Отметим также, что основной конфликт в произведении тесно переплетается с любовной интригой.
Отмечая мастерство Грибоедова, сумевшего органично соединить в произведении идейный конфликт и любовную интригу, Гончаров писал: «Две комедии как будто вложены одна в другую. Частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел. Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с игрой чувства его к Софье». В самом деле: безответная любовь Чацкого к Софье объясняет и присутствие героя в доме Фамусова, и его раздражение – чувство отвергнутого влюбленного, и его гневные обличения, вызванные не только неприятием фамусовского общества, но и досадой неудачника в любви. Но эта связь не просто механическая, идейный общественный конфликт и любовная интрига не вложены друг в друга, а одно рождается из другого, они слиты. Приведем примеры этого соединения:
- во время первой встречи Софьи и Чацкого после разлуки. Чацкий пытается узнать, не влюблена ли Софья, но та, конечно, уходит от ответа. Тогда он спрашивает: «Что нового покажет мне Москва?» Но его, разумеется, не Москва интересует – Чацкий начинает поиск соперника, и тут же начинается общественный конфликт, ведь дальше – критика Москвы: «Вчера был бал, сегодня будет два. Тот сватался – успел, а тот дал промах, все тот же толк и те ж стихи в альбомах».
- после выяснения отношений с Софьей Чацкий встречается с Фамусовым и там вещает про «Служить бы рад, прислуживаться тошно» и «А судьи кто?», но тоже неспроста – его уже история с Софьей привела во взбудораженное состояние.
- Софья, раздосадованная насмешками Чацкого над Молчалиным, пускает слух о безумии главного героя. Этот слух мгновенно подхватывается гостями Фамусова и приобретает черты политического обвинения. Опять тесное переплетение любовного и общественного конфликтов.
Источники:
1. Матюшенко
2. Лекции
3. Фомичев С. А. Драматургия начала XIX в. Творчество А. С. Грибоедова. Комедия «Горе от ума»