Жанр классицистической трагедии
Героическая трагедия П. Корнеля. Герой и конфликт. Эволюция жанра. Пушкин о Корнеле. Жанр трагедии в творчестве Ж. Расина. Религиозно-философские идеи. «Расиновский человек». «Федра» Расина на русской сцене.
Комедия классицизма
Театр Мольера. Творческий путь драматурга. Становление мольеровского театра (“Смешные жеманницы”, “Школа жен”, “Версальский экспромт”). Классицизм “высокой комедии” (“Тартюф”, “Мизантроп”). Особенности комедии характера (“Скупой”, “Дон Жуан”). Комедия нравов (“Мещанин во дворянстве”). Мольер на русской сцене.
Зарубежная литература XVIII в. Вводная лекция
Исторические предпосылки движения Просвещения. Философские идеи Д. Локка – основа английского Просвещения. Литературные направления и течения: классицизм, рококо, сентиментализм, предромантизм. Перестройка жанровой системы (поэзия, роман, реформа драмы).
Английский роман XVIII в.
Д. Дефо - “отец просветительского романа”. Жанровые особенности и просветительские идеи романа “Робинзон Крузо”. Просветительская сатира Д. Свифта. Образный язык романа “Путешествие Гулливера”. Эволюция английского романа XVIII в. Эпистолярные романы С. Ричардсона как явление раннего сентиментализма. “История Тома Джонса, найденыша” Г. Филдинга как комическая эпопея и полемический роман.
Сентиментализм в английской литературе
“Сентиментальное путешествие” Л. Стерна как художественный манифест английского сентиментализма. Сентиментализм и предромантизм в английской поэзии XVIII в. Жанр поэмы в поэзии английского сентиментализма (Дж. Томсон, Э. Юнг). Жанры элегии и идиллии в английской поэзии XVIII в. (Т. Грей, О. Голдсмит). Творчество Р. Бернса и сентиментализм. Предромантический характер “Песен Оссиана” Дж. Макферсона.
Классицизм и рококо во французской литературе первой половины XVIII века
Роман рококо (А.Р. Лесаж, П.К. Мариво, А.Ф. Прево).
Ш.Л. Монтескье – основоположник просветительского романа. Творчество Вольтера. Философские трактаты, легкая поэзия, поэмы (героическая, ироикомическая, философская), трагедия (“Заира”), философская повесть (“Кандид”).
10. От классицизма к сентиментализму: Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо
Просветительские идеи Д. Дидро. Издание “Энциклопедии”. Реформа драмы. Проза Дидро (“Монахиня”, “Племянник Рамо”). Философские трактаты Ж.Ж. Руссо. Теория естественного человека в романе “Эмиль, или о воспитании”. “Новая Элоиза” как художественный манифест французского сентиментализма.
11. Французская литература конца XVIII в.: от сентиментализма к предромантизму
Трилогия о Фигаро Бомарше – “революция в действии”. Жанровые особенности комедии рококо. Предромантическая элегия в творчестве Э. Парни и А. Шенье. Французская предромантическая поэзия и русская литература. Литература Великой французской буржуазной революции.
Немецкая литература раннего Просвещения
Теория драмы Г.Э. Лессинга. Черты “буржуазной драмы” в пьесе “Эмилия Галотти”. Бунтарство поэзии и драматургии “бури и натиска”. Сентиментализм и предромантизм в балладе Бюргера “Ленора”.
Творчество Ф. Шиллера
Поэзия Шиллера периода “Бури и натиска”. Ранняя драматургия: “Разбойники”, “Коварство и любовь”. Поэзия периода веймарского классицизма. Баллады Шиллера. Элегия “Боги Греции”. Поздняя драматургия: “Вильгельм Телль”. Предромантические черты поздней лирики. Шиллер и русская литература.
Творчество И.В. Гете
Творческий путь. Ранняя лирика. “Страдания юного Вертера” как сентиментальный роман. Лирика периода веймарского классицизма, баллады. Поздняя лирика. Гете и романтики. Гете и русская литература.
15. “Фауст” Гете – философская драма эпохи Просвещения
Творческая история пьесы. Символико-философское содержание. Просветительские идеи. Композиция. Особенности стиля. Мировое значение трагедии.