Жанр трагедии в русском классицизме. «Димитрий Самозванец» А.П. Сумарокова

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Факультет филологии и медиакоммуникаций

кафедра русской и зарубежной литературы

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_______________ /Стукен Т.Ю,/

«_____» ________________ 20__ г.

Учебно-методический комплекс дисциплины

«История русской литературы XVIII века»

цикл ФГОС ВПО Б3 Б.05 часть обязательная

(Б1, Б2, Б3) (обязательная, вариативная)

к следующим образовательным программам

по направлению подготовки бакалавра

Направление подготовки Шифр направления подготовки
журналистика
   

г. Омск – 2011 г.

Программа дисциплины «История русской литературы XVIII века»

Разработана (2008 г.):

Гриднева Л.Н. к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы

(инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание)

Чимиричкина М.В. аспирант кафедры русской и зарубежной литературы

(инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание)

Актуализирована (2011 г.):

Демченков С.А. к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы

(инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание)

Программа рассмотрена на заседании кафедры РиЗЛ (протокол №1 от "31" августа 2011г.)

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки:

Зав. кафедрой русской

и зарубежной литературы В.В. Соломонова

Декан филологического факультета О.С. Иссерс

1. Цели освоения дисциплины:

представить эволюцию и специфику литературных явлений XVIII века с учетом русского и зарубежного идеологического, религиозно-философского, культурно-исторического, эстетического и этического контекстов.

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

- обозначить двуполярность эстетического сознания писателей XVIII века, выразившуюся в рационалистическом искусстве классицизма и нравственно-этическом – сентиментализма;

- показать специфику новой литературы в соотношении с древнерусским и западноевропейским художественным наследием;

- рассмотреть структурно-поэтическую систему жанров в индивидуальном авторском выражении;

- предложить критерии оценки художественного текста и методы его анализа.

В результате изучения курса студенты должны:

- понять соотношение литературного процесса и особенностей общественно-исторической и культурной жизни России XVIII века;

- усвоить полемический характер оценки литературы XVIII столетия в целом и творчества отдельных писателей, связанный с проблемами преемственности, заимствования, специфики и новаторства;

- представить картину возникновения и эволюции основных литературных методов и направлений (исторические предпосылки, система философских взглядов, эстетические концепции мира и человека, поэтические принципы, жанровая динамика);

- знать содержание художественных текстов и уметь их анализировать с учетом основных тенденций развития литературы XVIII века;

- иметь представление о начальных этапах развития отечественной журналистики, ее взаимосвязями с литературой изучаемой эпохи.

2. Место дисциплины в структуре ООП вуза

Для успешного овладения дисциплиной студенту необходимо изучить следующие курсы: «Устное народное творчество», «История древнерусской литературы» (для правильного понимания принципов движения литературного процесса), «Введение в литературоведение» (для грамотного владения литературоведческим понятийно-категориальным аппаратом).

Курс истории русской литературы XVIII века связан с такими дисциплинами учебного плана, как: история зарубежной литературы 17-18 вв., история русской литературы первой трети XIX в., отечественная и зарубежная история и философия, культурология.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Коды компетенций Название компетенции Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника Средства и технологии оценивания
ОК ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА:    
ОК–1 ОК-2   · готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности · способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности   ОК-1 Знает - основные понятия и термины современной культурологи (культура, культурно-семиотический код, понимание, диалог, перевод, артефакт); - основные методы типологического описания культуры; - основные этапы истории культуры и религии. Умеет - применять принципы аксиологического анализа в решении конкретных этических и социокультурных проблем; - применять понятие «культурно-семиотический код» в анализе социокультурных проблем; - использовать метод диалога культур в оценке социальных и культурных различий; - использовать типологические методы интерпретации артефактов истории культуры. Владеет - способностью оценить перспективность применения различных методов с точки зрения наиболее эффективного способа решения конкретных социокультурных задач; - способностью оценить пути достижения целей с точки зрения норм и ценностей, принятых в различных сообществах. - способностью свободно соотносить различные аналитические методы в целостном осмыслении социокультурных задач; - способностью использовать полученные знания для полноценного использования личных ресурсов. Пороговый уровень: - знание основных понятий и терминов культурологи (культура, культурный код, понимание, диалог культур); - знание основных этапов истории культуры и религии; - умение «видеть» ценности и системы ценностей; - умение фиксировать столкновение культурных кодов в точке диалога/перевода/конфликта; - владение способностью оценить пути достижения целей с точки зрения норм и ценностей, принятых в различных сообществах. ОК-2 Знает: - значение исторических источников для научного анализа социально-значимых проблем и прогнозирования их развития в будущем; - основные события отечественной (российской) истории, даты, имена исторических деятелей и их роль в развитии общества; - исторические традиции и их влияние на современное состояние общества Умеет: - основываться на базовых знаниях в области истории в процессе формирования своего мировоззрения, гуманистических и патриотических ценностей; -находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию об историческом прошлом современной цивилизации, полученную из различных источников; - выражать и обосновывать свою позицию по актуальным вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; - использовать гуманитарные (исторические) знания при планировании и осуществлении своей социальной и профессиональной деятельности Владеет: - способностью отбора, критической оценки и обобщения исторической информации; - навыками составления сравнительных характеристик разных этапов исторического процесса с использованием научной литературы; - практикой и опытом изложения материала в различных формах в ходе учебных и деловых коммуникаций; Пороговый уровень: - Имеет представление об основных этапах исторического процесса, событиях, фактах персоналиях российской истории; - Умеет составлять конспекты, выполнять реферативные работы, свободно излагать свои мысли, вести межличностный диалог; - Владеет основными правилами работы со справочной и научной литературой, в том числе Интернет-ресурсами   Устный опрос, собеседование по лекциям, прочитанной литературе, письменные работы по вопросам семинаров, выступле­ние с докладом, экзамен
ПК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА    
ПК–5   · знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ   ПК-1 Знает: - понимание художественного произведения в контексте культуры и традиции. - осведомленность в литературоведческой теории, употребление полученных знаний для создания письменных работ различных жанров, в том числе и творческого характера; - конкретные факты культуры и истории литературы; - основные этапы развития отечественной журналистской мысли - влияние определенных историко-культурных и политических факторов на ее развитие специфику развития отечественных СМИ Умеет: - формулировать цели и задачи исследования, комментировать то или иное явление литературоведческой науки и истории литературы, создавать собственный текст, ориентированный на цели и задачи коммуникации. - интерпретировать текст, формировать понимания того, что стоит за языковыми средствами текста, восстанавливать авторский замысел. - соотносить определенные факты и события комментировать и оценивать их - представлять типологические характеристики СМИ в тот или иной исторический период - анализировать материалы публикаций (тексты) Владеет: - методологией и методикой литературоведческого анализа. - вариативным арсеналом языковых подходов и технологий. - теоретическим и практическим материалом историко-литературного дискурса - методикой анализа художественного текста - жанровыми дефинициями Пороговый уровень Знает: литературный процесс в историко-культурном контексте; критический и теоретический материал базовый понятийный (терминологический) аппарат. Умеет: дать развернутую характеристику индивидуальности писателя; анализировать критическую и научную литературу; выполнять самостоятельное литературоведческое исследование по теме. профессионально воспринимать и уметь интерпретировать художественные тексты; анализировать литературные явления в синхронном и диахронном плане; рассматривать художественные произведения с учетом многообразия контекстов (идеологического, философского, религиозного, эстетического, мифологического и т.д.); рассматривать литературное произведение в аспекте рода и жанра; Владеет: современной методологией и методикой анализа как историко-литературного процесса, так и конкретного художественного произведения; представлением о развитии литературы и культуры, основных тенденциях их развития; терминологическим минимумом и основными теоретическими понятиями Устный опрос, собеседование по лекциям, прочитанной литературе, письменные работы по вопросам семинаров, выступле­ние с докладом, экзамен


Критерии оценки знаний студентов

Максимально возможное количество набранных баллов – 100.

Максимально возможное количество набранных баллов и критерии оценки по видам деятельности:

1. Посещение лекций и практических занятий – 27 баллов (18 лекций, 9 практических занятий по 1 баллу).

Обязательным условием является наличие конспектов лекций / литературы к практическим занятиям. В случае пропуска лекции по уважительной причине студент может взять у преподавателя список литературы для конспектирования по данной теме.

· Конспекты, полно и содержательно отражающие материал лекции / научной работы – 1 балл.

· Конспекты, с достаточной полнотой отражающие материал лекции / научной работы, но содержащие не все сведения, необходимые для исчерпывающего освоения темы – 0,5 балла.

· Отсутствие конспектов; конспекты, поверхностно отражающие материал лекции / научной работы, не содержащие необходимого минимума сведений, требующихся для освоения темы – 0 баллов.

2. Работа на практических занятиях – 18 баллов (9 практических занятий по 2 балла).

· Полный ответ с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, выстроенный на основе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в аспекте поставленной проблемы) – 2 балла.

· Полный ответ, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, но содержащий ряд непринципиальных фактических неточностей и / или не учитывающий второстепенные научные источники и / или включающий в себя отдельные недостаточно мотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых непринципиальных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 1,5 балла.

· Ответ, раскрывающий основные аспекты поставленной проблемы, но содержащий существенные фактические неточности и / или не учитывающий ряд основных научных источников и / или включающий в себя отдельные немотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых существенно важных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 1 балл.

· Ответ, лишь частично освещающий поставленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания единственного научного (учебного) источника и / или частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) и / или демонстрирующий поверхностное знание студентом содержания анализируемого художественного произведения; дополнение к чужому ответу – 0,5 балла.

· Ответ, не раскрывающий наиболее существенных аспектов поставленной проблемы и / или полностью подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) или демонстрирующий незнание студентом содержания анализируемого художественного произведения – 0 баллов.

· Отсутствие ответа; ответ, содержательно не соотносящийся с поставленной проблемой – 0 баллов.

3. Выступление с докладом – 9 баллов.

В ходе изучения дисциплины студент может выступить только с одним докладом. Темы докладов – см. в планах практических занятий. Допускается совместная подготовка докладов (в группах не более 3-х человек).

· Доклад, полно и с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, выстроенный на основе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в том случае, если это предполагается темой доклада); докладчик уверенно и грамотно отвечает на вопросы аудитории – 9 баллов.

· Доклад, полно и с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, но содержащий ряд непринципиальных фактических неточностей и / или включающий в себя отдельные недостаточно мотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание докладчиком некоторых непринципиальных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада); докладчик допускает отдельные неточности при ответах на вопросы аудитории, его ответы не всегда отличаются достаточной полнотой – 7 баллов.

· Доклад, раскрывающий основные аспекты поставленной проблемы, но содержащий фактические неточности и / или включающий в себя отдельные немотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание докладчиком некоторых существенно важных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада) и / или докладчик допускает несущественные фактические ошибки при ответах на вопросы аудитории, его ответы не отличаются достаточной полнотой – 5 балла.

· Доклад, лишь частично освещающий поставленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания научного (учебного) источника и / или частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) и / или демонстрирующий поверхностное знание докладчиком содержания анализируемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада) и / или докладчик допускает грубые фактические ошибки при ответах на вопросы аудитории, дает ответы, слабо соотносящиеся с заданным вопросом – 3 балла.

· Представлен конспект доклада либо выступление представляет собой чтение конспекта – 1 балл.

· Отсутствие доклада – 0 баллов.

4. Проверка знания текстов – 16 баллов.

Обязательные для изучения художественные произведения разбиты на 8 блоков, по числу практических занятий. Первые 10 минут каждого практического занятия отводятся на написание небольшой проверочной работы. В работе 2 вопроса на знание текстов, предполагающих короткий (2-5 предложений) ответ. По окончании проверочной работы студенты сдают листы ответа преподавателю. Результаты проверки объявляются на следующем занятии. В случае пропуска занятий по уважительной причине студент имеет право выполнить пропущенные проверочные работы в часы индивидуальных консультаций.

· Полный, содержательный ответ на оба вопроса – 2 балла.

· Полный, содержательный ответ на один вопрос и частичный ответ на второй или 1-3 мелких, несущественных неточностей при ответе на оба вопроса – 1,5 балла.

· Полный, содержательный ответ только на один вопрос или частичный ответ на оба вопроса, или 1-2 фактические ошибки при ответе на оба вопроса – 1 балл.

· Частичный ответ на один вопрос или 3-4 фактические ошибки при ответе на оба вопроса – 0,5 балла.

· Отсутствие ответа; неверный ответ; 5 и более фактических ошибок – 0 баллов.

5. Экзамен – 30 баллов.

· Полный ответ с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, выстроенный на основе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в аспекте поставленной проблемы) – 30 баллов (отлично*).

· Полный ответ, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, но содержащий ряд непринципиальных фактических неточностей и / или не учитывающий второстепенные научные источники и / или включающий в себя отдельные недостаточно мотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых непринципиальных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 24 балла (хорошо).

· Ответ, раскрывающий основные аспекты поставленной проблемы, но содержащий существенные фактические неточности и / или не учитывающий ряд основных научных источников и / или включающий в себя отдельные немотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых существенно важных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 18 баллов (удовлетворительно).

· Ответ, лишь частично освещающий поставленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания единственного научного (учебного) источника и / или частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) и / или демонстрирующий поверхностное знание студентом содержания анализируемого художественного произведения – 12 баллов (удовлетворительно).

· Ответ, не раскрывающий наиболее существенных аспектов поставленной проблемы и / или полностью подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) или демонстрирующий незнание студентом содержания анализируемого художественного произведения – 6 баллов (неудовлетворительно).

· Отсутствие ответа; ответ, содержательно не соотносящийся с поставленной проблемой – 0 баллов (неудовлетворительно).

Курс считается успешно освоенным, если студент набрал 60 баллов и более.

* Здесь и далее в скобках указывается результат оценивания знаний по классической шкале, без использования балльно-рейтинговой системы.

4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени)

Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы; 84 часа

Раздел дисциплины, содержание Объем часов (по видам работы)
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего в том числе Всего в том числе
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Другие виды занятий, в т.ч. промежуточная аттестация Курсовая работа (проект) Индивидуальные задания и др. виды СРС Подготовка к зачету, экзамену
1. Вводная лекция          
2. Литература Петровской эпохи.            
3. Русский классицизм.          
4. Сатиры А.Д.Кантемира.        
5. Творчество В.К. Треди­а­ковского.          
6. М.В. Ломоносов. Личность и творчество.          
7. А.П. Сумароков – теоретик русского классицизма.      
8. Г.Р. Державин. Личность и творчество.      
9. Сатирическая журналистика 1769-1774 гг.          
10. Раннее творчество И.А. Крылова.          
11. Массовая прозаическая литература конца XVIII в. -        
12. Творчество М.И. Хе­раскова. - - -        
13. Проблема создания русского национального театра и репертуара.          
14. Драматургия Д.И. Фон­визина.      
15. Поэзия конца XVIII в.      
16. Истоки русского сентиментализма.      
17. А.Н. Радищев          
18. Проверка знания текстов          
Итого      

Формы промежуточного и итогового контроля: текущий контроль в форме индивидуальных консультаций (проверка чтения научно-исследовательской и художественной литературы; проверка тетрадей с записью лекций, читательских дневников, знания тем, вынесенных на самостоятельное изучение; опрос в ходе практических занятий), промежуточный контроль – экзамен.

5. Содержание дисциплины

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Вводная лекция.

Основное содержание исторического и литературного процессов XVIII века. Доктрина просве­щенного абсолютизма. Рационалистическое мировосприя­тие. Проблема преемственности. Европеизация и нацио­нальное своеобразие. Периодизация.

2. Литература Петровской эпохи.

Реформы Петра I, их значение для России. Анонимные повести («гиштории»). Драматургия (первый публичный театр Кунста/Фюрста, школьная драматургия). Лирика переходной эпохи. Ораторская проза. Творчество Феофана Прокоповича.

3. Русский классицизм.

Философские основы, рациона­лис­тическая эстетика и поэтика. Иерархия жанров, идеологи­ческая и этическая установки. Полемика по вопросам тео­рии русского классицизма (И.З. Серман, П.Н. Берков, Г.А. Гуковский, О.Б. Лебедева).

4. Сатиры А.Д. Кантемира.

Жизненный и творческий путь Кантемира. Сатиры Кантемира как первые произведения русского классицизма. Особенности поэтики сатир. Твор­ческая эволюция Кантемира – от ранних сатир к поздним. Трактат о русском стихосложении «Письмо Харитона Макентина...».

5. Творчество В.К. Тредиаковского.

Переводные рома­ны. «Езда в остров любви». «Стихи на разные случаи» – первая лирическая книга в русской литературе. Своеобразие поэтического языка Тредиаковского. Реформа русского стихосложения. Орфографическая реформа. Труды по исто­рии и этимологии.

6. М.В. Ломоносов. Личность и творчество.

Филологи­ческие труды в области стихотворства и литературного языка. Эстетический манифест «Разговор с Анакреоном». Ода как жанр классицизма. Поэтика торжественной оды М.В. Ломоносова (анализ «Оды на день восшествия на престол… Елизаветы Петровны 1747 год»). Духовные оды М.В. Ломоносова. Личностная эмоциональная позиция поэта в трактовке высокой темы. Анакреонтика (бытовые аспекты авторского чувства).

7. А.П. Сумароков – теоретик русского классицизма.

Лирика Сумарокова, ее жанровый состав. Трагедии и комедии, творческая эволюция Сумарокова-драматурга. «Полемика» Сумарокова с Шекспиром (переводная трагедия «Гамлет»). «Наставление хотящим быти писателями» как эстетическая программа русского классицизма.

8. Г.Р. Державин. Личность и творчество.

Поэзия как синтез высокого и сатирического. Классификация лирики. Проблема лирического «я», его эстетическое значение. Эмпирическая поэзия Г.Р. Державина. Человек в бытовой, социальной, исторической сферах. Ода «Фелица». Духовное содержание одической поэзии Державина. Философская проблема смысла жизни и судьбы. Человек и Вселенная в одах «Бог», «Водопад», «На смерть князя Мещерского». Сатирическая, победно-патриотическая и анакреонтическая лирика Г.Р. Державина. Поэтическое новаторство.

9. Сатирическая журналистика 1769-1774 гг.

Журналы «Всякая всячина», «Трутень», «Живописец». Идеологические позиции Екатерины II и Н.И. Новикова. Эстетические принципы Новикова (полемика «Всякой всячины» и «Трутня»). Художественное творчество Н.И. Новикова. Одическое и сатирическое начала в нем. Жанровое своеобразие.

10. Раннее творчество И.А. Крылова.

Лирика. Ее духовное содержание. Журнал «Почта духов». Бытовое сатирическое и философско-идеологическое содержание журнала. Типология героев. Журнал «Зритель». Пародийные жанры. Драматургия.

11. Массовая прозаическая литература конца XVIII в.

Творчество Ф. Эмина. Роман-путешествие «Непостоянная фортуна, или Похождения Мирамонда», роман воспитания чувств «Письма Эрнеста и Доравры». Роман М. Чулкова «Пригожая повариха» и традиции западно-европейской плутовской романистики.

12. Творчество М.И. Хераскова.

Лирика Хераскова. Эпическая поэзия («Россиада»). Своеобразие драматургии Хераскова.

13. Проблема создания русского национального театра и репертуара.

Отечественная комедия. Полемика по вопросу характера комедии (смешное или «слезное» содержание). Зарубежные ориентиры серьезной комедии.

14. Драматургия Д.И. Фонвизина.

Сатирическое и высокое начала комедий «Бригадир» и «Недоросль» и способы их выражения. Типология героев. Проблема жанра комедии «Недоросль». Тема нравственного воспитания и духовности.

15. Поэзия конца XVIII в.

Предсентиментализм. Лирика И. Богдановича, М. Муравьева, Н. Львова. Различие между бурлеском и ирои-комической поэмой. Позиции Скарона и Буало. Творчество В. Майкова. «Игрок ломбера», «Елисей или раздраженный Вакх». Поэма И. Богдановича «Душенька».

16. Истоки русского сентиментализма.

Философская основа сентиментализма, его эстетические установки, типология конфликта. Поэтика, специфика. Поэзия И.И. Дмитриева. Н.М. Карамзин – глава русского сентиментализма. «Письма русского путешественника». Своеобразие жанра: синтез эпистолярного, очеркового, историко-публицистического начал. Герой – повествователь и автор. Повести Н.М. Карамзина как произведения сентиментализма. Историзм и субъективизм повествования. Духовные принципы писателя, выраженные в его творчестве.

17. А.Н. Радищев.

Общественно-политическая позиция писателя и сентименталистская форма ее выражения. «Путешествие из Петербурга в Москву». Внешний и внутренний сюжеты книги. Соотношение автора и героя повествования. Композиция, тематика, проблематика, жанр.

18. Проверка знания текстов.

Итоговое практическое занятие. Письменная проверочная работа на знание художественных произведений, предложенных для обязательного изучения.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие 1

Сатира А.Д. Кантемира

План

1. Общая характеристика сатир Кантемира (I-IX): тематика, жанровые разновидности.

2. Специфика жанровой модели сатир Кантемира. Ораторские приемы: кольцевая композиция, диалогичность, устная разговорная речь и пр. Черты драматического действия в сатирах.

3. Приемы создания образов в сатирах Кантемира: антитеза конкретно-бытового и идеологического; портрет. Роль автора в сатирах.

4. Роль Кантемира в истории русской литературы. В.Г. Белинский о сатире Кантемира.

Практическое задание

1. Описать всех персонажей I, II Сатир, выписав цитаты-самохарактеристики. Указать особенности речи действующих лиц.

Доклад

Сады эпохи Просвещения. По работам: Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. – М., 1998. Или: Лихачев Д.С. О садах // Избранные работы: В 3 томах. – Л., 1987. – Т. 3.

Литература

Тексты

1. Кантемир Антиох. Собрание стихотворений. – Л., 1956. – С. 57-189.

2. Русская литература XI-XVIII вв. – М., 1988. – С. 252-256.

3. Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. – Л., 1970. – С. 60-74.

4. Русская литература XVIII века, 1700-1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. – М., 1979. – С. 63-82.

Учебники

1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000. – С. 59-72.

2. Москвичева Г.В. Русский классицизм. Учебное пособие для студентов. – М., 1986. – С. 96-112.

Критическая и научно-исследовательская литература

1. Белинский В.Г. Портретная галерея русских писателей. 1. Кантемир // Собрание сочинений: В 9 томах. – М., 1981. – Т.7. – С. 282-300.

2. Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 6 частях. – М., 2001. – Ч.I-II. – С. 81-83.

3. Западов А.В. Поэты XVIII века (А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков, М. Херасков). – М., 1984. – С. 32-61.

4. Крашенинникова О.А. «Пишу по должности гражданина…» (Проблемы национального самопознания в творчестве А.Д. Кантемира) // Русская литература как форма национального самосознания. XVIII век. – М., 2005. – С. 227-255.

5. Лихачев Д.С. О садах // Избранные работы: В 3 томах. – Л., 1987. – Т. 3. – С. 476-518.

6. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. – М., 1998. – С. 139-187.

7. Прийма Ф.Я. Антиох Дмитриевич Кантемир // Кантемир Антиох. Собрание стихотворений. – Л., 1956. – С. 5-52.

8. Пумпянский Л.В. Кантемир // История русской литературы: В 10 томах. – М.; Л, 1941. – Т.III. Ч.1. – С. 176-212.

Практическое занятие 2

План

1. Жанр трагедии: истоки и принципы. Трагедия классицизма. Поэтика и художественный мир трагедий А.П. Сумарокова.

2. Трагедия «Димитрий Самозванец» как произведение русского классицизма. Философский, эстетический, этический, политический подтекст в пьесе. Исторический сюжет трагедии.

3. Классицистическая теория трех единств в пьесе. Сюжетные линии, основной и второстепенный конфликты (внешний и внутренний). Разрешение основного конфликта. Специфика художественного времени и пространства в пьесе (сценическое и внесценическое).

4. Основные персонажи в пьесе. Приемы их создания. Образ Димитрия: отношение к нему автора, способы его выражения в теме, проблематике, сюжете, монологах, диалогах. Авторские ремарки.

Практическое задание

Доклад

Град Петра – столица России. По работе: Овсянников Ю.М. Три века Санкт - Петербурга. – М., 2003.

Литература

Тексты

1. Русская драматургия XVIII века / Сост. Г.Н. Моисеева. – М., 1987. – С. 75-117.

2. Русская литература - век XVIII. Трагедия. – М., 1991. – С. 117-158.

3. Русская литература XI-XVIII вв. – М., 1988. – С. 279-317.

4. Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. – Л., 1970. – С. 120-136.

5. Русская литература, 1700-1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. – М., 1979. – С. 169-183.

Учебники

1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. – М., 1998. – С. 133-139.

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000. – С. 114-127.

3. Москвичева Г.В. Русский классицизм. Учебное пособие для студентов. – М., 1986. – С. 48-73.

Критическая и научно-исследовательская литература

1. Белинский В.Г. Речь о критике. Статья II / Собрание сочинений: В 9 томах. – М., 1979. – Т.5. – С. 81-111.

2. Гуковский Г.А. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века. – М., 2001. – С. 40-71, 214-228.

3. Овсянников Ю.М. Три века Санкт - Петербурга. – М., 2003. – С. 8-61.

4. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской драматургии XVIII века // Русская литература – век XVIII. Трагедия. – М., 1991. – С. 5-24.

5. Стенник Ю.В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII – начала XIX века. – СПб., 2004. – С. 96-107.

Практическое занятие 3

Поэзия Г.Р. Державина

План

1. Новаторство Г.Р. Державина в одическом жанре. Тяготение к жанровому синтезу.

2. Композиция оды «Фелица». Два плана стихотворения: добродетель и порок, апологетика и обличение, конкретика и обобщение в их противопоставлении и слиянии. Способы разделения и связи отдельных частей произведения.

3. Лирическое «я» в оде «Фелица». Его соотношение с авторской личностью, с реальным миром, исторической эпохой.

4. Поэтическое новаторство в оде. Аллегорические и бытовые зарисовки, ритмика, строфика, звукопись, живописное начало.

5. Человек и Вселенная в религиозной лирике Державина. Тема величия Творца, сотворенного мира и человека в оде «Бог». Роль антиномии в изображении человека.

6. Проблема жизни и смерти в философской оде «На смерть князя Мещерского». Словесно-тематический и анафорический принципы контрастного изображения мира и авторского мышления.

7. Анакреонтическая поэзия Г.Р. Державина.

Практ<

Наши рекомендации