И переработке текста контрольной работы
Процесс подготовки к написанию и написания контрольной работы можно разделить на ряд этапов: выбор темы, составление плана, подбор необходимой литературы, нормативного и фактологического материала, предварительное изучения источников, написание чернового варианта контрольной работы и его обработка, оформление контрольной работы и представление её на кафедру, а также, в случае отклонения работы кафедрой или её неудовлетворительной оценки, доработка и переработка исходного текста.
После того, как тема контрольной работы определена, её выполнение следует продолжить составлением плана. Значение плана состоит в том, что он определяет основные цели работы, очерчивает круг тех вопросов, которые нужно осветить для полного и всестороннего раскрытия темы, позволяет избежать пробелов, повторений, освещения не относящихся к теме вопросов и обеспечить последовательность, логичность изложения материала.
При составлении плана слушателю следует в точности придерживаться содержания того плана избранного им для написания варианта темы контрольных работ, который рекомендован кафедрой. Дополнять или сокращать его, самостоятельно включая туда новые основные вопросы и подвергая редакционной правке или опуская старые, обучаемый не имеет права.
Следующим этапом в действиях слушателя по подготовке к написанию контрольной работы должно стать изучение им необходимого минимума литературы по избранной теме. Для этого обучаемый должен собрать все те материалы – учебные пособия, справочники, словари и иные источники учебной или научной информации, – которые рекомендованы кафедрой в перечне литературы, обязательной для ознакомления с данной темой. Кроме того, для расширения и детализации отдельных вопросов обучаемый может использовать дополнительную литературу (монографии, брошюры, статьи из газет и журналов, аналитические записки), которую он подбирает самостоятельно. При этом слушателю следует учитывать, что лучше подбирать литературу последних изданий, активно используя при этом библиографические справки и систематические каталоги, оглавления, аннотации и предметные указатели книг и брошюр. Изучаялитературу и иные источники, слушателю необходимо делать заметки, записывать наиболее интересные высказывания авторов и свои собственные мысли. Делать это следует на отдельных листах или карточках, группируя их затем по вопросам плана. По завершении сбора и изучения литературы обучаемый должен ещё раз продумать план с тем, чтобы приступить далее к составлению чернового варианта контрольной работы.
При написании текста контрольной работы уже в черновом варианте изложение каждого вопроса необходимо начать с постановки проблемы, с выяснения её содержания. Затем нужно переходить к её анализу, при необходимости – для определения исходного пункта анализа, формулировки основополагающих положений, определений или понятий, либо для подтверждения мыслей обучаемого – приводя цитаты, однако увлекаться ими слушателю не стоит. Излагаемый материал необходимо органически увязать с современностью, практической деятельностью и профилем вуза.
Черновик контрольной работы целесообразно писать на отдельных листах и только с одной стороны, оставляя большие поля и просветы между абзацами. Это даст возможность легко внести необходимые поправки, дополнения, осуществить перестановку абзацев и убрать повторения. По окончании работы над черновым вариантом его следует внимательно прочесть, тщательно отредактировать и переписать (перепечатать) набело, соблюдая правила оформления, изложенные ранее в настоящих методических рекомендаций. Только в таком виде контрольная работа может быть представлена на кафедру.
Контрольные работы, оформление и содержание которых соответствует требованиям, установленным кафедрой для письменных работ по данной учебной дисциплине, рецензируется отметкой «допущена к защите». Одновременно в хранящемся на кафедре журнале учёта рецензирования контрольных работ по социологии делается запись о том, что контрольная работа проверена и допускается для последующей защиты. После защиты работы слушателей остаются на кафедре, где хранятся в течении одного года и затем уничтожаются.
Если содержание или оформление письменной контрольной работы будет признано преподавателем неудовлетворительным, то такая работа оценивается отметкой «не допущена к защите». В этом случае на лицевой или оборотной стороне обложки контрольной работы, либо на прилагаемом к ней отдельном листе, пишется отзыв (рецензия), в котором указываются конкретные причины, по которым данная контрольная работа была оценена неудовлетворительно, и указываются пути устранения выявленных недостатков.
Не допущенная контрольная работа вместе с рецензией возвращается кафедрой через преподавателя-методиста слушателю на переделку или доработку. Последний обязан внимательно ознакомиться с письменным отзывом (рецензией) преподавателя, с его пометками в тексте и на полях работы. Если замечания касаются оформления, то слушателю следует переоформить работу в соответствии с указаниями преподавателя. Если замечания относятся к содержанию, то слушателю путём дополнительного изучения необходимых источников и материалов необходимо следующим образом доработать или переработать исходный текст:
- на вопросы, которые были освещены неправильно, сформулировать правильные ответы;
- на неосвещённые вопросы дать ответы;
- на вопросы, освещённые неполно, подготовить дополнения к ответам.
Доработанная или переработанная контрольная работа представляется обучаемым через канцелярию учебного отдела на кафедру, при этом, если сроки её фактического предоставления не совпадут по времени с итоговой аттестацией слушателя по данной дисциплине, кафедра имеет право не допустить данного слушателя до прохождения итоговой аттестации до завершения проверки указанной контрольной работы.
Во время подготовки контрольной работы слушатели могут получить необходимую консультацию у дежурного преподавателя (ауд. 310, 303) и методиста кафедры (ауд. 316).