ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. 1. Завершите определение соответствующим понятием
1. Завершите определение соответствующим понятием
а) Философская ориентация, которая исходит из того, что мир существует объективно вне и независимо от сознания, что предметом познания является объективная реальность, которая познаваема; усматривающая в человеке основную мировоззренческую категорию и утверждающая, что только на её основе можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении – …
б) Философский термин, обозначающий явления и объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно постигаемых (данных нам в объективной реальности) феноменов, вне зависимости от нашего восприятия; это нечто, сущность и смысл которого известны только ему самому, – …
в) Принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии; предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования – …
г) Способность духовной системы осознавать своё существование в окружающей среде и отображать, передавать в форме (виде) знаков и знаковых систем; это способность соизмерять взаимозависимости и взаимодействия материальных систем, определяя закономерности; это способность, используя определённые закономерности, действовать и изменять окружающую среду в соответствии со своими потребностями – …
д) Означает преодоление границы, соединение двух разных частей содержания – по одну и по другую сторону этой границы; после Канта стало обозначать всякое содержание, выходящее за некоторые понятные в том или ином тексте пределы, стало обозначать любое содержание, соединяющее разные реальности, в которых существует это содержание, – …
е) Бог или первоначальная причина всех явлений, безусловное совершенное начало бытия, лежащее в основе мира, свободное от каких-либо отношений и условий, – ...
ж)Знание, полученное до опыта и независимо от него, – ...
з) Основополагающее понятие гегелевской философии, выражающее безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим, – ...
и) Логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления; наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления – ...
к) Термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи, – ...
2. Заполните таблицу.
ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА И. КАНТА
Способности души в совокупности | Познавательные способности | Априорные принципы и их применение | Получаемые суждения | Основные ценности |
Познавательная спсобность | ||||
Чувства удовольствия и неудовольствия | ||||
Способность желания |
3. Прокомментируйте следующие высказывания И. Канта: «Человек должен жить так, как если бы он был свободен», «Только выполняя долг, человек становится свободным».
4. Прокомментируйте с привлечением необходимых аргументов высказывание Г. Ф. В. Гегеля: «История учит нас тому, что она никого ничему не научила».
5. Объясните, на каком основании И. Кант сделал вывод о непознаваемости мира.
6. Определите и обоснуйте сущность диалектики Г. Ф. В. Гегеля.
ЛИТЕРАТУРА
Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1971. – Т. 3.
Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук : в 3 т. / Г. В. Ф. Гегель. – М., 1974. – Т. 1.
Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. – М., 1986.
История философии: Запад – Россия – Восток. – М., 1996. – Кн. 2: Философия XV–XIX вв.
Кант, И. Сочинения. Т. 4 / И. Кант. – М., 1965. – Ч. 1: Пролегомены.
Кузнецов, В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века / В. Н. Кузнецов. – М., 1989.
Маркс, К. Предисловие. К критике политической экономии / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. – М., 1959. – Т. 13.
Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. – 2-е изд. – М., 1955.
Мир философии : в 2 ч. – М., 1991.
Фейербах, Л. Избранные философские произведения / Л. Фейербах // Основные положения философии будущего : в 2 т. – М., 1965.
МОДУЛЬ VII
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Традиции и особенности русской философии. Основные этапы развития.
2. Философия П. Я. Чаадаева, славянофилов и западников.
3. Философское мировоззрение Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.
4. Метафизика всеединства В. С. Соловьева и персоналистическая философия Н. А. Бердяева.
1. Традиции и особенности русской философии.
Основные этапы развития
1. Русская философия – одна из важнейших составных частей русской и мировой культуры, она представляет собой органическую часть всемирной истории философии, сохраняя при этом национально-самобытный характер. Известный русский философ Б. П. Вышеславцев в работе «Вечное в русской философии» подчеркивал, что основные проблемы мировой философии являются проблемами и русской философии. «В этом смысле, – писал он, – не существует никакой специальной русской философии. Но существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения»[12].
Невозможно выявить в отечественной философии какие-то постоянные, статичные черты, которые отделяли бы ее непроходимой гранью от западной философии и противопоставляли бы последней. Возникает вопрос: почему? Дело в том, что русская философия постоянно развивалась, ее предметное содержание изменялось в ходе тысячелетней истории. Развитие отечественной философии проходило в тесной связи с философией Запада и Востока. Как и повсюду, она была нацелена на осмысление и решение универсальных философских проблем. Это структура и характер бытия, место в нем человека, смысл и направленность истории, смысл и основные ценностные проблемы человеческого существования (добро, зло, красота, счастье, страдание, смерть и др.), механизмы познавательной деятельности и ее закономерности. Но обращение к общечеловеческим философским проблемам все же не исключает наличия особенностей русской философской мысли. Они определяются характером и содержанием социально-исторического развития России, ее культурным своеобразием.
В чем же состоят эти особенности?
Во-первых, в том, что у русских мыслителей есть свои предпочтения в мировом поле философских проблем. Среди них:
· проблема человека, его сущности, внутреннего мира;
· этическая проблематика, в том числе тема моральной ответственности человека перед Богом и обществом;
· философия истории (тема «Запад – Россия – Восток», вопрос об историческом предназначении и судьбе России).
Во-вторых, русскую философию отличают национальный стиль философствования, свой угол зрения, свои подходы к усвоению и осмыслению мировых философских проблем. Все это получило выражение:
· в социальной ориентации философии, нацеленности ее на решение практических проблем переустройства общества;
· в отсутствии стремления к созданию завершенных философских систем;
· в формах существования, которые в условиях жестокой цензуры делали философию малоуязвимой: художественная литература (Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Ф. И. Тютчев и др.), публицистика (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев и др.), естествознание (М. В. Ломоносов, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский и др.).
В-третьих – в историческом своеобразии становления философии в России как отрасли знания. История отечественной философской мысли до XVIII в. характеризуется неотделимостью философского знания от богословского, она развивалась в рамках православной культуры. После открытия первых высших учебных заведений – Киево-могилянской (1632) и Славяно-греко-латинской (1687) академий – началось оформление философии как отдельной дисциплины. А начиная с XVIII в., отечественная философия развивается и на своей собственной основе, постепенно отделяясь от богословия. Первым мыслителем, в творчестве которого проявился процесс обмирщения философской мысли, был Г. С. Сковорода (1722–1794). А в трудах М. В. Ломоносова и его последователей было представлено светское, нерелигиозное толкование философии, которая была построена по образцу научного знания. Отделенная от богословия философия получила развитие в Московском университете, а затем и в других университетах России. Однако большую роль в развитии философии в России продолжали играть и духовные академии. Профессора и преподаватели духовных академий архимандрит Гавриил (В. Н. Воскресенский), С. С. Гогоцкий, В. Н. Карпов, В. Д. Кудрявцев-Платонов, В. В. Зеньковский занимались не только истолкованием христианской догматики, они разрабатывали логику, психологию, историю философии и другие философские дисциплины.
Выделяем следующие основные этапы развития русской философии:
· Философия X–XVII вв. На этом этапе происходило формирование национальной философской мысли в рамках православной культуры. Древнейшим памятником допетровской эпохи, свидетельствующим о развитии философской мысли, является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (XI в.). Особое место в истории русской мысли занимает доктрина отечественной философии истории, известная под названием «Москва – Третий Рим». Ее сформулировал старец Псковского Елиазарова монастыря Филофей. Крупнейшим мыслителем русского Средневековья является Максим Грек, соединивший византийское Возрождение и древнерусскую традицию.
В развитии отечественной философской мысли значительную роль сыграли Киево-могилянская и Славяно-греко-латинская академии, где читались философские курсы. В XVII в. началась постепенная смена средневекового типа мышления новоевропейским.
· Философия XVIII– первой трети XIX в.Основное содержание второго этапа составила деятельность идеологов петровских реформ Ф. Прокоповича, А. Кантемира, В. Татищева. Крупными философскими умами этого периода были М. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев, Н. Н. Поповский, Д. С. Аничков, А. П. Куницин, которые, будучи европейски образованными людьми, внесли свой вклад в развитие целого ряда научных и философских теорий. Существенную роль в развитии русской философской культуры сыграли представители школы выдающегося иерарха русской православной церкви митрополита Платона. С этим этапом связано начало деятельности мыслителей из духовно-академической среды (С. С. Гогоцкий, В. Н. Карпов, Ф. Ф. Сидонский и др.). XVIII в. по сложному переплетению разнонаправленных идейных течений можно охарактеризовать словами К. Леонтьева как период «цветущей сложности».
· Развитие русской философии в XIX в.Основное содержание этапа составило творчество П. Я. Чаадаева, А. С. Хомякова, И. В. Киреевского и других славянофилов, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, П. Л. Лаврова, М. А. Бакунина, П. Н. Ткачева, Н. К. Михайловского и других народников, Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Н. Ф. Федорова, В. С. Соловьева и других русских философов. На этом этапе зародились оригинальные, национально-самобытные философские учения. Русская философия конца XIX – начала XX в. – органическая часть явления, которое получило название «русский духовный Ренессанс», «Серебряный век» русской культуры.
· Русская философия в XX в.Этот этап представлен учениями С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, братьев С. Н. и Е. Н. Трубецких, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, С. Л. Франка, Л. Н. Карсавина, Г. Г. Шпета, русских марксистов (Г. В. Плеханова, В. И. Ленина), представителей так называемой «советской философии». Значительная часть русских философов немарксистского направления после Октября 1917 г. оказалась вне пределов России: часть из них добровольно покинула страну, не найдя возможности заниматься профессиональной деятельностью в условиях послереволюционного политического режима, другая часть была выслана из страны в начале 1920-х гг. по решению новой власти. Философия русского послеоктябрьского зарубежья – важнейшая составная часть русской философии.
2. Философия П. Я. Чаадаева,
славянофилов и западников
2. Петр Яковлевич Чаадаев(1794–1856) –автор знаменитых «Философических писем», один из первых русских людей, попытавшийся создать систему, которая должна была объединить религию, философию, социальное знание. Ему принадлежит и первенство в предельно острой постановке вопроса об особенностях исторического развития России и Западной Европы в их соотнесенности, что способствовало появлению славянофильства и западничества в русской мысли XIX в.
О П. Я. Чаадаеве Н. А. Бердяев – русский философ ХХ в. – говорил, что его философия истории была «пробуждением самостоятельной оригинальной русской мысли»[13]. Именно философия истории и антропология находились в центре философских интересов Чаадаева.
В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано первое «Философическое письмо», вызвавшее бурную, в основном негативную из-за крайнего нигилизма по отношению к отечественной истории и русской жизни, реакцию в российском обществе. Чаадаев писал в нем о тяжелом положении русского народа, об оторванности страны от общечеловеческого развития, осуждал самодержавие и крепостничество, полагая, что корни всех пороков русской жизни заключаются в религиозной истории. Принятие православия – вот причина всех бед русского народа, считал мыслитель. Идеалом общественного развития для него был Запад – единственно правильная форма цивилизации. Успехи Запада философ связывал с преобладанием там католицизма, обеспечившего, по его мнению, единство общества, успехи науки и т.п. Таким образом, Чаадаев развивал учение об обществе и истории как подчиненных религиозной и церковной истории. В основе мира лежит духовное начало. Сущность исторического процесса – не в физических событиях, а в развитии духа. Но здесь речь идет не о «мировом разуме» Гегеля, а о неком замысле Бога относительно человеческой истории. Предметом философии истории является человек как существо, причастное к Богу. Исторический процесс иррационален, он управляется божественным Провидением. Христианский провиденциализм – основная теоретическая установка философии истории Чаадаева[14].
Мистицизм, идея об особом пути исторического развития России, о роли в этом обособлении православия роднили мыслителя со взглядами славянофилов. С другой стороны, подчеркивание преимуществ западной культуры, западного образа жизни делали его близким западничеству.
Философия славянофилов. Именно в этом течении философии проявились наиболее яркие черты русского национального философского сознания. Обычно славянофильством называют учение о самобытном историческом пути России, об его особенностях, отличающих Россию, ее национальный облик от Запада. Под западничеством понимается признание неизбежности для России пройти тот же путь, что прошли и западные страны. Эти оценки отражают умонастроения, характерные для представителей славянофильства и западничества, но ничего не говорят об их философских позициях.
Как мировоззрение философские взгляды славянофилов сложились в 30–40-е гг. XIX в. в ходе дискуссий в среде русской интеллигенции. Родоначальниками течения были Иван Васильевич Киреевский (1806–1856), Алексей Степанович Хомяков (1804–1860), Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860) и Юрий Федорович Самарин (1819–1876).
Наибольший вклад в разработку философских идей внесли И. В. Киреевский («О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России», «О необходимости и возможности новых начал для философии» и др.) и А. С. Хомяков («По поводу Гумбольдта», «Семирамида», «Письма о современной философии» и др.).
Славянофилы критиковали рационализм западной философии, господство материального над духовным. Главным пороком рационализма они считали разрушение целостности человеческого духа, абсолютизацию логического мышления. Высшей формой человеческого познания, полагали они, является вера, которая определяет все другие формы познавательной деятельности. Религия для них – исходный момент, формирующий мысленный строй каждого человека. Она же – духовное ядро, определяющее жизнь общества, его историю. Философия при этом понималась в качестве процесса перехода человеческого разума из области веры в область практической жизни. Именно здесь постепенно реализуются начала, включающие в себя отвлеченное, абстрактное содержание. Философия должна осмыслить их и на этой основе правильно решить вопросы, поставленные жизнью.
Славянофилы ввели в философский оборот понятия «цельное знание», «цельный дух», «живознание», «целостная личность», «соборность» и др.
Принцип целостности был для них ключевым, он пронизывал все стороны учения славянофилов. В сфере познания он означал, что постижение истины невозможно через отдельные познавательные способности человека. Ни интеллект, ни чувства, ни вера сами по себе не приведут к истине. Только синтез чувственного опыта, разума и мистической интуиции при обязательном участии воли образуют цельное («живое») знание, которое дает возможность познать мир таким, каким он есть в действительности – развивающимся целым, а не в виде суммы абстрактных понятий или чувственных данных. При этом подлинная истина дается не отдельному человеку, а только общности людей, объединенных любовью к Богу, т.е. соборному сознанию.
Соборность – это особый вид коллективизма (церковного), в котором личность, будучи связанной с другими личностями, остается свободной, не растворяется в общей массе. Более того, именно здесь она обретает подлинную духовную самостоятельность для единения с другими такими же свободными личностями на основе общей любви к Богу.
Соборность славянофилы противопоставляли западному индивидуализму, разобщенности в общественной жизни. Они полагали, что подлинная вера сохраняется только в соборном сознании. Соборность отрицает слепое подчинение всякому авторитету, даже авторитету церковных иерархов. Она предполагает добровольное вхождение личности в Церковь. Поэтому подлинным выразителем христианской веры они считали православие, а подлинным хранителем ее – народ, а не церковную иерархию. Славянофилы были твердо уверены, что только православно-христианское мировоззрение и церковь могут вывести человечество на путь спасения.
С религиозно-философских позиций славянофилы объясняли и всемирную историю. Высоко оценивая достижения запада в области культуры, науки, обустроенности жизни, они все же полагали, что именно западное христианство (католицизм и протестантизм), в конечном счете, привели западноевропейское общество к меркантилизму, индивидуализму и другим порокам. Православной России суждено заложить основы нового общеевропейского сознания, опирающегося на сохраненные православием подлинные христианские ценности.
Славянофилы положили начало самобытной русской философии, выдвинули основополагающие идеи русской религиозной философии. В дальнейшем их идеи получили всестороннюю разработку в философии В. С. Соловьева, С. Н. Трубецкого, Е. Н. Трубецкого, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, Л. П. Карсавина и других русских мыслителей.
Философия западников. В отличие от славянофилов, западники ориентировались на творческое усвоение опыта Западной Европы для социально-политического и экономического преобразования российского общества (отмена крепостного права, обеспечение свободы личности, свободы слова и т.д.). При этом часть западников не исключала и революционные методы борьбы за преобразование общества. В философско-мировоз-
зренческом плане они также были неоднородны. Идеи западничества разделяли непохожие друг на друга в теоретическом отношении мыслители: Николай Владимирович Станкевич (1813–1840), Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848), Александр Иванович Герцен (1812–1870), Михаил Александрович Бакунин (1814–1876), Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889), Дмитрий Иванович Писарев (1840–1868), Петр Лаврович Лавров (1823–1900), Василий Петрович Боткин (1812–1869), Константин Дмитриевич Кавелин (1818–1885), Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855), Николай Константинович Михайловский (1842–1904).Многие западники находились под сильным влиянием философии Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, других европейских мыслителей рационалистического направления. В большинстве своем их философские взгляды были свободны от религиозных компонентов. Среди западников были сторонники философского материализма и материалистически окрашенного позитивизма. Эти направления философской мысли в 1950–1980 гг. XIX в. оказывали преобладающее влияние на умонастроения российской общественности, особенно молодежи.
В центре философского творчества Белинского, Герцена, Бакунина, Чернышевского, Лаврова, Михайловского была проблема человека, его природы и свободы, вопросы взаимодействия личности и общества, личности и государства, вокруг которых шла острая полемика.
Русские материалисты, вслед за Л. Фейербахом, считали человека материальным существом, высшим продуктом длительной эволюции природы, а поэтому подчиненным законам, которые действуют в природе. Человек как природное существо подвластен и всеобщему принципу причинности. В работе «Антропологический принцип в философии» (1860) Н. Г. Чернышевский доказывал, что нет никаких оснований предполагать наличие у человека нематериальной души, которая имеет свободную волю и подпадает под действие объективных законов. Поэтому понять человека, его поступки можно через установление их причин, кроющихся в обстоятельствах человеческой жизни, среды, в которой человек воспитывается. Сделать человека лучше можно, изменив условия его жизни, общественные отношения, создав справедливый общественный строй, позволяющий человеку удовлетворять потребности своим трудом. Таким строем Белинский, Герцен, Чернышевский и другие считали социализм. Так, философский материализм оказывался тесно связанным с социалистическими идеями, которые в условиях сословного строя в России вызывали сочувствие и поддержку значительной части российской интеллигенции, подталкивая ее к участию в народнических организациях, борьбе за социалистические преобразования на базе крестьянской общины, а позже и к марксистскому движению.
Западники в целом олицетворяли освободительное движение в России в его либеральном и радикальном вариантах. Сильной стороной их философского наследия являются тесная связь с общественной практикой и глубокий интерес к естествознанию, особенно у А. И. Герцена и Д. И. Писарева.
Полемика славянофилов и западников имела мировоззренческий характер. Это были споры людей, которых волновала судьба Отечества, вопросы оптимального пути экономического, социально-политического и культурного развития страны. «Да, мы были противниками их, – писал западник А. И. Герцен, – но очень странными: у нас была одна любовь... И мы, как Янус или двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время, как сердце билось одно»[15].
3. Философское мировоззрение
Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого
3. К высшим достижениям национальной и мировой культуры относится творчество выдающихся русских писателей Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, принимавших деятельное участие в философском осмыслении основных проблем социально-культурного развития своего времени.
Федор Михайлович Достоевский (1821–1881)не создал собственно философских произведений, но все его художественное творчество пронизано фундаментальными философскими идеями («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Дневник писателя»). Философия Достоевского – это философия экзистенциального типа, философия человеческого существования. Главной проблемой для мыслителя была проблема человека, над решением которой он бился всю свою жизнь. «Человек, – писал он, – есть тайна. Ее надо разгадывать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»[16]. Ключ к пониманию человека Достоевский обнаружил в решении проблемы свободы. Он преодолел просвещенческое представление о человеке как рассудочном существе, детерминированном внешними обстоятельствами. Человек – это личность, которая обладает свободой воли – источником добра и зла.
Диалектически осмысливая тему свободы, Достоевский отмечал, что свобода – тяжелое бремя для человека, но без нее человека не существует, он не может познать истину. Она всегда связана с необходимостью выбора между добром и злом. Человеческое счастье и добро возможны лишь на пути свободы. Добро и счастье, к которым человека принуждают, оборачиваются злом и несчастьем, так как человек, лишенный свободы выбора, перестает различать добро и зло.
Диалектическое решение вопроса о соотношении добра и зла приводит мыслителя к выводу: зло не есть что-то внешнее для человека, оно внутри человека, оно свидетельство наличия в мире свободы, возможности свободного выбора.
Зло, по Достоевскому, невозможно уничтожить путем преобразования внешнего строя жизни. Зло можно уничтожить только путем преодоления его в себе, путем страдания и искупления. Только через суровые испытания свободой человечество может прийти к мировой гармонии. Путем же насилия, принудительного насаждения добра, которое Достоевский связывает с деятельностью социалистов-революционеров, можно прийти только к жестокому деспотизму и всеобщему рабству. Писатель полагал при этом, что люди ради куска хлеба, материального благополучия склонны отказаться от бремени свободы, страдальческого пути к подлинному добру. Но, в конечном счете, принудительное счастье невозможно. Никакое благоустройство внешнего бытия на основе рационалистического расчета не может заменить внутренней работы души. Выступая против революционного материалистического социализма, Достоевский не отрицал саму его идею, считая подлинным идеалом человечества социализм христианский.
Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – гениальный русский писатель, создатель религиозно-философского учения, в котором разрабатывал новую, «истинную религию» всеобщей любви, братства и ненасилия.
Мыслитель был непримиримым критиком существующего в мире зла, страстным искателем смысла жизни. В заметках «О цели философии» (1847) он ставил вопросы о сущности и смысле жизни, ее обусловленности общественной средой, единстве божественного и человеческого в каждом отдельном человеке, идеале и средствах его достижения и др.
Полагая, что современная ему цивилизация чужда интересам простого народа, Л. Н. Толстой противопоставлял ей свое понимание того, как нужно жить. При этом он строил жизнеучение не только на идеях христианства, но также на учении Конфуция, Будды, Лао-Цзы, Гомера, Сократа, Солона, Моисея, Магомеда, Руссо, Канта и других мыслителей. Он хотел опереться на всю мудрость мира, чтобы понять, ради чего стоит жить. В таких работах, как «Исповедь», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас», «Так что же нам делать?», написанных в конце 1970-х – 1980 г. XIX в., на первое место в поисках смысла жизни Толстой ставил мораль, с позиций которой оценивал экономику, науку, искусство и критиковал те их стороны, которые не понятны трудовому народу и не способствуют улучшению его жизни. И наука, и искусство, и философия должны учить человека тому, как ему быть лучше и как ему жить лучше. Мыслитель считал, что все зло в человечестве – результат праздности, отлучения от труда. Человек, лишенный радости простого физического труда, неизбежно деградирует. Толстой призывал к возвращению к природе, подчинению естественному ходу жизни, данному от Бога. Все это, по мнению писателя, может вернуть человеку утраченные ценности добра. Отсюда вытекала и его знаменитая идея непротивления злу насилием.
Мир представлялся Толстому как гармоническое целое, единое, Бог. Он подверг острой критике современные ему государство и церковь как органы насилия над людьми. При этом сам развивал внеконфессиональное, рационалистическое понимание Бога как любви к жизни, гармонического единства материи и духа, универсальной и вечной целостности.
В эпилоге к роману «Война и мир» Толстой сформулировал концепцию философии истории, где история представлена как жизнь народа и человечества в целом, как столкновение свободы и необходимости, сложное переплетение интересов. Критикуя субъективизм в истолковании истории, сторонники которого на первое место ставили действия выдающихся личностей, факторы сознания, просвещения, культуры, мыслитель утверждал, что в стихийных, «роевых» действиях масс реализуется провиденциальный ход истории. Однако, будучи сторонником идеи непротивления, покорности естественному течению жизни и, в известной мере, фаталистического истолкования исторического процесса, Л. Н. Толстой считал необходимым и постижение разумом законов естественной жизни.
4. Метафизика всеединства В. С. Соловьева
и персоналистическая философия Н. А. Бердяева
4. Последним представителем плеяды ярких отечественных мыслителей XIX в. был один из самых оригинальных и глубоких мыслителей России Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900). Сын известного историка С. М. Соловьева, он после окончания Московского университета в 21 год успешно защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1874), а в 1880 г. и докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». В этих и других работах мыслитель наметил основные отправные точки своей религиозно-философской системы.
В центре философии В. С. Соловьева – идея всеединства, т.е. идея органической целостности мира; это, по Соловьеву, идеал, к которому стремится мир, преодолевая хаос и рассогласованность своих отдельных частей. Идеал всеединства реализуется в полной мере в Боге как абсолютном всеединстве. Стремление к всеединству, соединению с божественным Логосом является, полагал Соловьев, смыслом существования всего живого на земле. В этом восхождении к всеединству мир проходит три основные стадии: астрофизическую, биологическую и историческую, в ходе которых осуществляется постепенное одухотворение материи и материализация духовного. Через царство минералов, растений, животных осуществляется переход к «природному человеку». Затем через историю общества – к «человеку духовному» или царству духовно-человеческому, где все, что когда-то отпало от Бога, вновь соединяется с ним. «Повышение бытия» происходит за счет нравственных, творческих усилий человека, который находит в этом процессе свое спасение. Человечество, двигаясь этим путем, достигает своего высшего состояния – богочеловечества.
Служение абсолютному Добру, Богу делает человека нравственным – это магистральный путь к богочеловечеству, поэтому размышление о добре, нравственная философия становятся ведущими элементами системы философии В. С. Соловьева. Нравственной философии он посвятил одну из самых значительных своих книг – «Оправдание добра» (1897–1899).
Показать добро как правду В. С. Соловьев считал своей важнейшей задачей. Человек должен быть уверен в истинности идеалов, которым он служит. Поэтому мыслитель большое внимание уделял вопросам гносеологии, в частности, вопросу об истине, ее природе и путях постижения. Соловьев развивал так называемое онтологическое понимание истины. Она для него – это не знание, соответствующее действительности, а сам познаваемый объект. Предметом истинного знания может быть только природа всех вещей, а не отдельная вещь либо какой-то факт, либо понятие, как бы точно последнее не отображало бы бытие. Истина, по Соловьеву, должна иметь характер неизменности и всеобщности. Это то, что есть везде и всегда. Иначе говоря, истина – абсолютно сущее всеединое, то, что все в себе содержит, это Бог как основа всякой реальности.
Философия всеединства, согласно Соловьеву, дает возможность всесторонне познать мир. Истина не может раскрыться в результате одностороннего эмпирического или рационалистического подхода. Она дается лишь синтетическому единству трех видов знания: собственно философского, научного и богословского.
В. С. Соловьев видел задачи философии не только в определении нравственных путей человечества и способов постижения истины. Он полагал, что пока истина не постигнута, пока человечество живет во лжи, перед философией встает задача активного воздействия на окружающую действительность с целью творческого преобразования жизни. Большую роль в решении этой задачи Соловьев отводил искусству, через которое человек может воплощать свои творческие потенции в создании новой действительности. Поэтому наряду с метафизикой, нравственной философией, гносеологией, философией истории система Соловьева включает в себя и эстетику, и философию творчества.
В начале своего творческого пути В. С. Соловьев был идейно связан со славянофилами, но затем, сохраняя религиозный характер философии, он подверг критике славянофильские социально-политические воззрения. Философ проповедовал идею единения Востока и Запада во всех областях жизни. Русская идея для В. С. Соловьева – это осуществление «социальной троицы», «где каждое из трех главных организующих единств, церковь, государство и общество, безусловно свободно и державно, не в отъединении от двух других, поглощая или истребляя их, но в утверждении безусловной внутренней связи с ними»[17].
Традиции религиозно-философской мысли XIX в. были продолжены и в начале XX в., когда русская духовная культура находилась в состоянии подъема, получившего в литературе название «Серебряный век», «русский духовный Ренессанс начала XX в.». Наследие русских мыслителей XIX в., в особенности метафизика всеединства В. С. Соловьева, дало толчок к творчеству большой группы философов, внесших огромный вклад в развитие русской философской мысли, сделавших ее достоянием мировой философской общественности. Среди них такие известные имена, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, А. И. Введенский, С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, В. И. Иванов, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, И. И. Лапашин, Л. М. Лопатин, А. Ф. Лосев, Н. О. Лосский, Д. С. Мережковский, П. И. Новгородцев, В. В. Розанов, П. Б. Струве, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, Г. П. Федотов, П. А. Флоренский, С. Л. Франк, Г. Г. Шпет, В. Ф. Эрн.
Одним из таких оригинальных мыслителей, составивших славу русской философии XX в., был Николай Александрович Бердяев (1874–1948). Следуя за В. С. Соловьевым, он, как и другие деятели русского духовного Ренессанса, стремился обосновать идеи свободы и социального прогресса. Он автор книг «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» (1901), «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества» (1916), «Смысл истории» (1923), «Философия неравенства» (1923), «Я и мир объектов» (1934), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики» (1947), «Самосознание, опыт философской автобиографии» (1949) и др.
Н. А. Бердяев называл себя «философом свободы». Проблема свободы действительно находилась в центре его философии. Выше всего в иерархии человеческих ценностей (выше общества, нации, государства) он ставил свободу личности, считал свободу существеннейшей характеристикой последней.
Другим основополагающим понятием, которое неизменно присутствует в работах Н. А. Бердяева, является понятие творчества.
Философ считал, что материальный мир – это мир обыденности, в нем царят разъединенность, вражда, рабство. Человек находится в плену у этого мира, он скован эмпирическими условиями жизни. Этот мир, по Бердяеву, – результат объективации, овеществления мира духовного, он есть нечто ставшее, в нем господствует необходимость, это мир не подлинный, призрачный. Единственной подлинной реальностью в этом мире является человеческая личность. Через нее и в ней объективации, вещам, необходимости противостоят дух, творчество и свобода. Задача человека состоит в том, чтобы вырваться из мира объективации в мир свободы. Инструментом освобождения является творчество, способностью к которому обладает человек, поскольку он образ и подобие Бога-творца. Творчество неразрывно связано со свободой.
Однако процесс творчества (творческий акт) чрезвычайно противоречив. Он, будучи полетом духа, создает какой-то продукт, который изначально отягощен материей и ведет к объективации, т.е. к тому миру, над которым стремится возвыситься личность. Таким образом, творчество, являющееся проявлением свободы человеческого духа, глубоко трагично.
Философия, полагал Бердяев, неизбежно антропологична, персоналистична и экзистенциальна. В центре – проблема смысла жизни и личной судьбы, она должна быть направлена на человеческую личность, ее существование, борьбу за свободу, творчество и «жизнь в духе». Ее главная задача – познание бытия в человеке и через человека.
Гуманистический пафос, свойственный значительной части русских философов, обоснование ими примата духовных ценностей над материально-бытовыми, возможности совершенствования человека, активные нравственные искания, понимание органической связи человека с природой, космосом, критическое отношение к мещанству, эгоизму, однобокому рационализму оказались вполне созвучными и нашему времени.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Каковы характерные черты и особенности русской философии?
2. Назовите основные этапы развития русской философии.
3. Перечислите основные направления, течения и их представителей в русской философии.
4. Каково место русской философии в мировой культуре?
5. Каковы основные проблемы русской философии?
6. Охарактеризуйте социально-философские воззрения А.Н. Радищева. Можно ли считать его родоначальником политического радикализма в России?
7. Дайте характеристику философской антропологии А.Н. Радищева.
8. В чем состоит философское значение учения М.В. Ломоносова о материи?
9. Охарактеризуйте социальные, этические и философско-исторические воззрения М.В. Ломоносова.
10. Назовите основные идеи философии П.Я. Чаадаева, славянофилов и западников.
11. Как решалась проблема России и Запада в трудах П.Я. Чаадаева?
12. Каковы гносеологические аспекты учения И.В. Киреевского о целостности и полноте человеческого существа и как эти аспекты согласовывались с идеей А.С. Хомякова о «живознании»?
13. Охарактеризуйте идею соборности А.С. Хомякова. В чём её философско-богословский, гносеологический, нравственный и социальный смысл?
14. В чём заключалась концепция диалектического единства бытия и мышления в философии А.И. Герцена?
15. Каковы основные черты «антропологического принципа» Н.Г. Чернышевского?
16. Каковы основные черты понимания Ф.М. Достоевским человека? В чем смысл его духовного поиска — «найти человеческое в человеке»?
17. Как решается проблема свободы и необходимости в творчестве Ф.М. Достоевского?
18. Как понимает Ф.М. Достоевский принципы отношений личности и общества?
19. В чем суть гуманизма Ф.М. Достоевского и почему он восстает против «принудительного добра»?
20. В чём особенность отношения Ф.М. Достоевского к идеям социализма? Каковы его социальные идеалы?
21. Каковы основные черты этики Л.Н. Толстого?
22. В чём видел Л.Н. Толстой смысл жизни?
23. Какова социальная философия Л.Н. Толстого?
24. Раскройте содержание философии русского почвенничества.
25. Назовите основные идеи учения о всеединства В. С. Соловьева.
26. Как трактовал В.С. Соловьёв мировой процесс развития?
27. Идея богочеловечества и философия истории В.С. Соловьёва: в чём их оригинальность?
28. Назовите основные идеи философии русского космизма.
29. Как решаются проблемы религии, человека и судеб России в русской религиозной философии первой половины ХХ века?
30. В чем суть персоналистической философии Н.А. Бердяева?
31. Дайте характеристику антропологии, социальной философии и этики Н.А. Бердяева.
32. В чём смысл концепции творчества Н.А. Бердяева?