Значение диалектики как методологии научного знания для медицинской теории и практики

Темы рефератов:

1. Формирование диалектики (Сократ, Платон, схоласты, философы эпохи Возрождения, представители немецкой классической философии, марксисты и др.).

2. Альтернативы диалектики (онтологический, гносеологический, методологический, логический и др. аспекты).

3. Диалектика и метафизика. Софистика, эклектика, догматизм.

4. Принципы материалистической диалектики.

5. Категории диалектики, их возникновение, развитие и классификация.

6. Универсальные связи бытия: явление и сущность, единичное и общее.

7. Часть и целое.

8. Принцип целостности.

9. Форма и содержание.

10. Упорядоченность бытия.

11. Элемент и структура.

12. Понятие системы. Принцип системности.

13. Причинные связи. Принцип причинности.

14. Случайность и необходимость. Возможность и действительность.

15. Диалектика количественных и качественных изменений.

16. Диалектические противоположности. Диалектические противоречия.

17. «Единство-и-борьба» противоположностей.

18. Диалектические отрицания и синтезы. «Отрицание отрицания».

19. Цикличность и поступательность изменений.

20. Диалектика и ее альтернативы.

21. Принципы материалистической диалектики (всеобщей связи, изменения, развития и др.).

22. Законы диалектики.

23. Категории диалектики.

3. Перечень вопросов для самоподготовки:

1. Формирование диалектики (Сократ, Платон, схоласты, философы эпохи Возрождения, представители немецкой классической философии, марксисты и др.).

2. Альтернативы диалектики (онтологический, гносеологический, методологический, логический и др. аспекты).

3. Диалектика и метафизика. Софистика, эклектика, догматизм.

4. Принципы материалистической диалектики.

5. Категории диалектики, их возникновение, развитие и классификация.

6. Универсальные связи бытия: явление и сущность, единичное и общее. Часть и целое. Принцип целостности. Форма и содержание.

7. Элемент и структура. Понятие системы. Принцип системности. Причинные связи. Принцип причинности. Случайность и необходимость. Возможность и действительность.

8. Диалектика количественных и качественных изменений. Диалектические противоположности.

9. Диалектические противоречия. «Единство-и-борьба» противоположностей.

10. Диалектические отрицания и синтезы. «Отрицание отрицания». Цикличность и поступательность изменений.

4.1. Знать понятия:

закон, категория, связь, отношение, взаимодействие, качество, количество, мера, скачок, атрибут, тождество, различие, противоречие, конфликт, отрицание, единичное, общее, причина, следствие, детерминизм и индетерминизм, телеология, необходимость и случайность, фатализм, содержание и форма, целое и часть, элемент, структура, система, сущность и явление, возможность и действительность, вероятность, волюнтаризм.

5. Рекомендации по выполнению УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.

7. Список литературы:

Основная

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

Дополнительная

1. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - Воронеж, 1995.

2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.

1. Тема № 28: ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

1.1. План семинарского занятия:

1. Эволюция развития психики.

2. Структура сознания, его функции и свойства.

3. Бессознательное, его роль в поведении человека и возможности его изучения.

4. Философские и медицинские аспекты психофизической проблемы.

Темы рефератов:

1. Происхождение сознания с точки зрения религии и науки.

2. Психосоматическая медицина.

3. Онтогенез сознания.

4. Соотношение чувств и разума в психике человека.

5. Современные представления о бессознательном.

6. Идеалы и цели жизни, их значение для здоровья человека.

7. Структура интеллекта.

8. Переработка информации в психике человека.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Каково соотношение понятий: психика, сознание, интеллект, мышление?

2. Методы изучения сознания, вклад медико-биологических наук в исследование сознания.

3. Каков современный уровень знаний психологии человека и проблемы, требующие дальнейшего исследования?

4. Каковы взаимоотношения между сознательным и бессознательным в структуре психики?

5. В какой мере понятие «инстинкт» применимо к психике человека?

6. В чем заключается тождество и различие психического и физиологического уровней?

7. Что такое самосознание и какова его роль в поведении?

4.1. Знать понятия:

сознание, психика, интеллект, мышление, ощущение, восприятие, воображение, память, эмоции, темперамент, воля, бессознательное, рефлексия, вербализация.

5. Рекомендации по выполнению УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск., 2007.

7. Список литературы:

Основная

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

Дополнительная

1. Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного. – СПб, 2004.

2. Лисицын Ю.П. Психологическая медицина. – М., 2004.

3. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.

1. Тема № 29: ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. ЧУВСТВЕННОЕ И

Наши рекомендации