Значение диалектики как методологии научного знания для медицинской теории и практики
Темы рефератов:
1. Формирование диалектики (Сократ, Платон, схоласты, философы эпохи Возрождения, представители немецкой классической философии, марксисты и др.).
2. Альтернативы диалектики (онтологический, гносеологический, методологический, логический и др. аспекты).
3. Диалектика и метафизика. Софистика, эклектика, догматизм.
4. Принципы материалистической диалектики.
5. Категории диалектики, их возникновение, развитие и классификация.
6. Универсальные связи бытия: явление и сущность, единичное и общее.
7. Часть и целое.
8. Принцип целостности.
9. Форма и содержание.
10. Упорядоченность бытия.
11. Элемент и структура.
12. Понятие системы. Принцип системности.
13. Причинные связи. Принцип причинности.
14. Случайность и необходимость. Возможность и действительность.
15. Диалектика количественных и качественных изменений.
16. Диалектические противоположности. Диалектические противоречия.
17. «Единство-и-борьба» противоположностей.
18. Диалектические отрицания и синтезы. «Отрицание отрицания».
19. Цикличность и поступательность изменений.
20. Диалектика и ее альтернативы.
21. Принципы материалистической диалектики (всеобщей связи, изменения, развития и др.).
22. Законы диалектики.
23. Категории диалектики.
3. Перечень вопросов для самоподготовки:
1. Формирование диалектики (Сократ, Платон, схоласты, философы эпохи Возрождения, представители немецкой классической философии, марксисты и др.).
2. Альтернативы диалектики (онтологический, гносеологический, методологический, логический и др. аспекты).
3. Диалектика и метафизика. Софистика, эклектика, догматизм.
4. Принципы материалистической диалектики.
5. Категории диалектики, их возникновение, развитие и классификация.
6. Универсальные связи бытия: явление и сущность, единичное и общее. Часть и целое. Принцип целостности. Форма и содержание.
7. Элемент и структура. Понятие системы. Принцип системности. Причинные связи. Принцип причинности. Случайность и необходимость. Возможность и действительность.
8. Диалектика количественных и качественных изменений. Диалектические противоположности.
9. Диалектические противоречия. «Единство-и-борьба» противоположностей.
10. Диалектические отрицания и синтезы. «Отрицание отрицания». Цикличность и поступательность изменений.
4.1. Знать понятия:
закон, категория, связь, отношение, взаимодействие, качество, количество, мера, скачок, атрибут, тождество, различие, противоречие, конфликт, отрицание, единичное, общее, причина, следствие, детерминизм и индетерминизм, телеология, необходимость и случайность, фатализм, содержание и форма, целое и часть, элемент, структура, система, сущность и явление, возможность и действительность, вероятность, волюнтаризм.
5. Рекомендации по выполнению УИРС:
Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.
7. Список литературы:
Основная
1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.
2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.
3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.
Дополнительная
1. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - Воронеж, 1995.
2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.
1. Тема № 28: ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
1.1. План семинарского занятия:
1. Эволюция развития психики.
2. Структура сознания, его функции и свойства.
3. Бессознательное, его роль в поведении человека и возможности его изучения.
4. Философские и медицинские аспекты психофизической проблемы.
Темы рефератов:
1. Происхождение сознания с точки зрения религии и науки.
2. Психосоматическая медицина.
3. Онтогенез сознания.
4. Соотношение чувств и разума в психике человека.
5. Современные представления о бессознательном.
6. Идеалы и цели жизни, их значение для здоровья человека.
7. Структура интеллекта.
8. Переработка информации в психике человека.
3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:
1. Каково соотношение понятий: психика, сознание, интеллект, мышление?
2. Методы изучения сознания, вклад медико-биологических наук в исследование сознания.
3. Каков современный уровень знаний психологии человека и проблемы, требующие дальнейшего исследования?
4. Каковы взаимоотношения между сознательным и бессознательным в структуре психики?
5. В какой мере понятие «инстинкт» применимо к психике человека?
6. В чем заключается тождество и различие психического и физиологического уровней?
7. Что такое самосознание и какова его роль в поведении?
4.1. Знать понятия:
сознание, психика, интеллект, мышление, ощущение, восприятие, воображение, память, эмоции, темперамент, воля, бессознательное, рефлексия, вербализация.
5. Рекомендации по выполнению УИРС:
Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск., 2007.
7. Список литературы:
Основная
1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.
2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.
3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.
Дополнительная
1. Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного. – СПб, 2004.
2. Лисицын Ю.П. Психологическая медицина. – М., 2004.
3. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.
1. Тема № 29: ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. ЧУВСТВЕННОЕ И