Герменевтика как учение и метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.
Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Герменевтика возникла как искусство чтения малопонятных текстов (в античности).Вторая функция: истолкование священного писания (христианство).Гермес – посредник.Герменевтика не является научным методом (не процедура, которая приводит к определённому результату).Виды объяснения:1. Генетическое.2. Материальное объяснение (редукционное – раскладываем на части).3. Структурное (целое объясняется из взаимодействия частей, а каждая часть с точки зрения её места в целом).Некоторые виды из этих объяснений могут быть применены в гуманитарном познании (языкознание (структурное)).Структурный метод универсален, применяется во всех науках.Герменевтика как метод интерпретации текста:Любой текст имеет два значения (значение говорящего и слушающего). Сегодня герменевтика это с одной стороны метод понимания, с другой стороны философское учение.
145.Космоцентризм как главная особенность традиционной философии казахов. Структурная иерархия Космоса в мировоззрении казахов: Тенгри – верхний мир. Тенгрианство – религия древних тюрков, основанная на поклонении небу.
Мифологическое представления, объяснявшие явления природы, устройства мира. Верховное божество - Тенгри (небо) принадлежало верхнему миру. Тенгри распоряжался судьбами людей. Эпос «Кобланды-батыр» - сказание о Первотворений Вселенной и жизни на Земле. Первотворение есть соединение двух противоположных начал, двух видов энергии: мужской и женской, солнечной и лунной. Единство человека и космоса осознается как связь с предками, с предначалом жизни, с Луной. Сказание «Айман-Шолпан» мифологично: жизнь без сына воспринимается как бесцельная, продолжение рода необходимо для сохранения космического равновесия.
По представлениям казахов космос девятислойный. Представители всех девяти слоев являются предками, отсюда берет начало культ почитания девяти предков, сохранившейся у отдельных родов. С этими представлениями у казахов связано и почитание старших, и поклонение духу предков
146. Философия казахского Просвещения. Ч. Валиханов – основоположник казахского Просвещения. Проблема шаманства.
Просветители в Казахстане подготовили почву для проникновения европейской, и в особенности, русской цивилизации в казахскую национальную среду. Их основная борьба была направлена против невежества за распространение знаний в обществе, против угнетения масс, за утверждение справедливости, против азиатского деспотизма, за торжество демократии.
Чокан Чингисович Валиханов – основатель казахского Просвещения, ученый-энциклопедист, выдающийся представитель национальной демократической культуры, востоковед, путешественник.
Хотя отдельных трудов, посвященных философским проблемам, у него нет, но философский взгляд на некоторые предметы прослеживается почти во всех его произведениях, например таких как: «Тенгри», « О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов», «Записки о судебной реформе».
147. Философия политики и права. По убеждению просветителя, политика – это, прежде всего власть и способы ее устройства. Всякая политика есть власть, но не всякая власть есть политика. Только та власть может рассматриваться в качестве политики, которая заботиться о способах своего устройства. Однако способы устройства власти зависят отнюдь не от желания властвующих персон, а от независимо складывающихся от них обстоятельств. Обстоятельства же эти принудительно навязываются политиками извне.
173. Диалектика искусство спора
174. Диалектический метод – учение о наиболее общих закономерностях поведения всего сущего от единств. мира. Альтернативы метафизика – объекты рассматриваются обособленно статично и однозначно. Эклектика метод основанный на произвольном соединении разрозненных не имеющих единого творческого начала фактов понятий концепции в результате которого достигаются поверхностные но внешние правдоподобные кажущиеся. Догматизм – восприятие мира через призму догм. Софистика метод основанный на выведении ложных но искусно некорректно поданных как истинных посылок ложных по смыслу.
179. Натурфилософия – природа
180. Гносеология наука о познании мира
181. Гностицизм или агностицизм
182. Рационализм – разум
183. Эмпиризм опыт
184. Чувство – сенсуализм
185. Чувственное – ощущение восприятие представление и Рациональное – суждение умозаключение понятие
188. Уровни познания – эмпирический и теоретический
189. Общественная жизнь социология
190. Общество – совокупность форм организации жизни и деятельность людей – целостная система совместная жизни
191. Философская антропология – что есть чел, духовная жизнь индивида
192. Логика – учение о мышлении
193. Этика – учение о морали нравственности. Исходные категории нравственности – добро и зло
194. Эстетика – учение о прекрасном и красоте
195. Аксиология – природа ценностей
196. Детерминизм – учение о всеобщей причинности обусловленности явлений
197. Гедонизм воззрение признающее наслаждение высшим благом целью чел. жизни- Валла, Лакаята, Эпикур
198. Архе первоначало
199. ,200,201 – социальные отношения и природное начало духовное начало
202. Индивид – единичный предствавитель рода чела. Личность - итог развития индивида – человеч индивид взятый в аспекте его социальных качеств. Личность есть результат социализации
203. Социализация процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей позволяющей ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
204. Антропогенез (греч. anthropos - человек и genesis - происхождение) - процесс возникновения и развития человека как общественного существа.
205. Антропосоциогенез — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, атакже общества.
206. Антропоцентризм — ненаучное идеалистическое[1] воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
207. Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, изучающая эту систему взглядов и представлений в рамках той или иной религиозной доктрины.