Список художественных текстов для прочтения

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Декан ________________ факультета

_______________ ________________

(подпись) (И. О. Фамилия)

__________________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-________/р.

Русская литература

(название дисциплины)

Учебная программа для специальности:

1-23 01 08-01 – журналистика (печатные СМИ)

1-23 01 08-02 – журналистика (аудиовизуальная)

1-23 01 08-03 – журналистика (web-журналистика)

1-23 01 08-04 – журналистика (менеджмент СМИ)

1-23 01 07-01 – информация и коммуникация (технологии коммуникации)

1-23 01 10-01 – литературная работа (творчество)

1-23 01 10-02 – литературная работа (редактирование)

1-23 01 09 – журналистика (международная)

Факультет журналистики Института журналистики

(название факультета)

Кафедра литературно-художественной критики

(название кафедры)

Курс (курсы) II   Семестр (семестры) 4 Лекции ____14_____ (количество часов) Практические (семинарские) занятия ___16______ (количество часов) Лабораторные занятия _________ (количество часов) КСР _____4____ (количество часов)   Всего аудиторных часов по дисциплине _____34_________ (количество часов)   Экзамен _______4___________ (семестр) Зачет ____4(лит. работа)________ (семестр)     Курсовой проект (работа) ________ (семестр)
Всего часов по дисциплине ____96____ (количество часов)     Форма получения высшего образования ___дневная______________

Составил(а) Владимир Анатольевич Капцев , кандидат филологических наук, доцент

(И. О. Фамилия, степень, звание)

2012 г.

наименование профиля или направления образования или перечисляются несколько специальностей.

Учебная программа составлена на основе типовой программы «Русская литература» (от 03.04.2012 г. № ТД-Е. 115/тип.)

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры литературно-художественной критики

(название кафедры)

30.08.2012, протокол № 1

(дата, номер протокола)

Заведующий кафедрой

_______________ Л. П. Саенкова

(подпись) ( И.О.Фамилия)

Одобрена и рекомендована к утверждению учебно-методической (методической) комиссией факультета журналистики

__________________

(дата, номер протокола)

Председатель

_______________ О. М. Самусевич

(подпись) (И.О.Фамилия)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью изучения курса «Русская литература второй половины XIX века» является теоретическое осмысление особенностей становления и развития литературного процесса эпохи критического реализма, осознание роли литературы в историческом процессе и проявлении менталитета, в формировании общественного самосознания, в понимании личностью своего места в обществе и актуализации его нравственных аспектов.

Формирование представления студента о характерных чертах определенной эстетической эпохи и ее отражении в конкретных текстах, в целом, отображении основных закономерностей развития русской литературы как единого, исторически и социально обусловленного процесса. Изучение творчества классиков и определение писательского микрокосмоса. Влияние литературного процесса на развитие русской и мировой литературы, религиозной, философской и социальной мысли. Развитие способности к аналитическому мышлению и совершенствование навыков самостоятельного анализа художественных текстов.

Программа включает список необходимых художественных текстов, учебные пособия, общие научные и критические работы по историко-литературным и теоретическим проблемам курса, специальные работы по жизни и творчеству отдельных авторов, в которых содержится современная точка зрения и методологический подход, нашли отражения последние фактографические сведения и новые гипотезы.

Задачи курса:

умение ориентироваться в сложном историко-литературном процессе, определяя особенности взаимодействия литературы с другими видами общественной деятельности;

– знание теории литературно-художественного развития, различных стилей и направлений;

– умение определять особенности творческой манеры авторов, оценивать их личный вклад в развитие литературы;

– умение определять идейно-художественные особенности произведений;

– знание литературных текстов;

– всесторонне представить жизнь и творчество наиболее значимых писателей эпохи, рассматривая их гражданскую позицию, особенности проблематики и поэтики произведений.

Студент должен:

знать:

– основные этапы развития русской литературы;

– литературные полемики, направления и школы;

– течения и художественные методы;

– творчество авторов, идейно-тематические и стилевые особенности их произведений.

уметь:

– выявлять закономерности развития литературного процесса;

– анализировать тексты разных художественных систем.

В процессе изучения курса студенты также выполняют ряд разнообразных по своей форме творческих заданий (интервью с героем, репортаж, эссе и т. п.)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Данный курс включает 14 часов лекций, 10 часов практических занятий и 2 часов контрольно-самостоятельной работы (КСР)

№п/п Наименование разделов, тем Количество часов
    Аудиторные Самост. работа
    Лекции Практич., семинар. Лаб. занят. КСР
1. Литературное движение 1850 – 70-х годов        
2. Эволюция реалистического романа в творчестве И.Тургенева и А.Гончарова        
3. Поэзия 1860 – 70-х годов.        
4. Становление русской драмы и русского театра во второй половине XIX века        
5. Жизнь и творчество Ф.Достоевского.        
6. Религиозно-философские и художественно-эстетические искания Л.Толстого.        
7. Жизнь и творчество А.Чехова        
8. Литературное движение последней трети XIX века: на пути к модернизму.        
9. И.Тургенев – романист («Дворянское гнездо» и «Дым»).        
10. А.Гончаров – романист («Обрыв»).        
11. Приемы комического в русской драматургии второй половины XIX века (А.Островский «Горячее сердце», А.Сухово-Кобылин «Смерть Тарелкина»).        
12. «Братья Карамазовы» как роман-синтез творческих идей Ф.Достоевского.        
13. «Мысль семейная» в романе Л.Толстого «Анна Каренина» и повести «Крейцерова соната».        
14. Своеобразие реализма Н.Лескова («Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Чертогон»).        
15. Новаторство А.Чехова – драматурга («Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад»).        
16. Сатира М.Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы»).        
17. Итоговый тест-контроль по курсу «Русская литература второй половины XIX века».        

Учебно-методическая карта

Номер раздела, темы, занятия Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) Литература Формы контроля знаний
Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия Контролируемая самостоятельная работа студента
1. Литературное движение 1850 – 70-х годов.Социально-политическая ситуация в России и литературные дискуссии 1860-х годов. Влияние демократической критики (Н.Добролюбов, Д.Писарев и др.) на общественную ситуацию. Расцвет реализма в литературе и искусстве: социально-историческая панорама эпохи, психологизм в изображении характеров.   Ю. Минералов Русская лит. вт. пол. XIX века. М., 2003 С. Рассадин Русские. М., 2005  
2. Эволюция реалистического романа в творчестве И.Тургенева и А.Гончарова.Эволюция «героя своего времени» в романах И.Тургенева. Трилогия А.Гончарова. Обломов как социальный тип и характер. Роль женских образов. Значение деталей символов.   А. Батюто Творчество И.С. Тургенева и критико-эсте­тическая мысль его времени. СПб., 2004  
3. Поэзия 1860 – 70-х годов.Философские и экзистенциальные мотивы лирики Ф.Тютчева. Особенности поэзии «прозаического» периода. Школа «демократической» (И.Никитин, А.Плещеев и др.) и школа «чистой» (А.Фет, АпМайков, А.Толстой, Я.Полонский) поэзии. Личность и место Н.Некрасова.         художественные тексты В.С. Баевский история русской поэзии. Смоленск, 1994 Т. Динесман Ф.И. Тютчев. Страницы биографии. М.2004  
4. Становление русской драмы и русского театра во второй половине XIX века.Драматургические принципы А.Островского. Своеобразие сюжета, конфликта, композиции. Мастерство психологического анализа. Жанровый диапазон. Символика мотивов и образов. Историческая трилогия А.К.Толсто­го. Гротескное изображение чиновничьего мира в трилогии А.Сухово-Кобылина.         В. Лакшин Театр Островского. М., 1985  
5. Жизнь и творчество Ф.Достоевского.Основные факты биографии. Произведения 1840-х годов и особенности творческой манеры. Изменения в мировоззрении. Произведения 1860-х годов. «Преступление и наказание» как новый тип романа. Религиозно-философская и социальная проблематика в «пятикнижии». Своеобразие художественного метода писателя.         художественные тексты К. Мочульский Достоевский. М., 1995 Ю. Карякин Достоевский и канун XXI века. М.. 1990  
6. Религиозно-философские и художественно-эстетические искания Л.Толстого. Основные вехи жизни и творчества. Автобиографическая трилогия. Становление творческой манеры в рассказах и повести «Казаки». Жанровое и сюжетно-композиционное своеобразие («мысль народная»») романа-эпопеи «Война и мир». «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина». Нравственный аспект творчества и его проявление в публицистике. Эволюция в мировоззрении на рубеже 1870 – 80 годов и ее отражение в творчестве: «Воскресение», «Отец Сергий», «Хаджи-Мурат» и др.             Я. Лаврин Лев Толстой. Екатеринбург, 1999  
7. Жизнь и творчество А.Чехова.А.Чехов и традиции русской литературы XIX века. Раннее творчество: разнообразие тематики и жанровых форм. Расширение и углубление философской и социальной проблематики в прозе 1880 – 90 годов. Создание рассказа «романного» типа. Новаторство А.Чехова-драматурга.         Д. Рейфилд Жизнь Антона Чехова. М., 2005    
8. Литературное движение последней трети XIX века: на пути к модернизму.Своеобразие критического реализма последней четверти XIX века. Приход в литературу В.Гаршина, В.Короленко, М.Горького. Натурализм и публицистичность в произведениях В.Гиляровского. Принципы художественного обобщения в очерках Г.Успенского. Особенности творческой манеры Н.Лескова. Модернистские течения в литературе. Художественный мир Ин.Анненского.   2 ч         А. Звозников Гуманизм и христианство в рус. лит. XIX в. Минск, 2001 Ю. Айхенвальд силуэты рус. писат. М. 1998     Работа в группах
9. И.Тургенев – романист («Дворянское гнездо» и «Дым»).Движение эпохи в романах и концепция героя времени. Образы тургеневских женщин. Смысл названий. Символика деталей. Открытия в области структуры повествования.         А. Батюто Тургенев-романист. СПб., 2004 Работа в группах
10. А.Гончаров – романист («Обрыв»).Внутреннее единство трилогии. Социальный фон эпохи в романе «Обрыв». Современная и «вечная» проблематика. Понимание тайн бытия и загадок русской души. Роль деталей, символические образы. Райский как «лишний» человек и Волохов как герой-нигилист. Роль женских образов в романе.         художественные тексты В. Нядзвецкий Гончаров-романист и художник. М., 1992     Устный опрос, дискуссия
11. Приемы комического в русской драматургии второй половины XIX века (А.Островский «Горячее сердце», А.Сухово-Кобылин «Смерть Тарелкина»).Сатирические образы в комедии А.Островского «Горячее сердце». Мир купечества и его вырождение. «Женский» идеал автора в комедии. Гротескное изображение мира чиновников в трилогии А.Сухово-Кобылина. «Вечный» образ Тарелкина.         А.И. Журавлева, М.С. Манеев А.Н. Островский. М.. 1997 Н. Старосельская Сухово-Кобылин. М., 2003 Устный опрос, дискуссия
12. «Братья Карамазовы» как роман-синтез творческих идей Ф.Достоевского.Религиозно-философская и нравственно-социальная проблематика, «бытийные» вопросы в романе. Проблема главного героя и автора («полифонический роман»). Идейно-художественный смысл главы «Великий Инквизитор». Ф.Достоевский и философская критика рубежа XIX – XX веков.             «Легенда о Великом инквизиторе» (Ф. Достоевский и последующие) М., 1991  
13. «Мысль семейная» в романе Л.Толстого «Анна Каренина» и повести «Крейцерова соната».Смысл эпиграфа. Жанровые и композиционные особенности романа. Изображение различных социальных слоев. Нравственный и социальный смысл трагедии главной героини. Духовные искания К.Левина. Тема духовного апокалипсиса в романе. Решение «семейного вопроса» и нравственно-философские взгляды автора в повести «Крейцерова соната».           Э.Г. Бабаев Из истории русского романа XIX века. М., 1984   Дискуссия, работа в парах
  Своеобразие реализма Н.Лескова («Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Чертогон»).Н. Лесков – летописец народной жизни. Проблема положительного героя в цикле о праведниках. Трагедия русской жен­щины («Леди Макбет Мценского уезда») и парадоксальность русского характера («Очарованный странник»). Проблема жанра и особенности поэтики произведений Н.Лескова.         И.П. Видуэцкая Николай Семенович Лесков. М.. 2000  
  Новаторство А.Чехова – драматурга («Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад»).Время и место в пьесах А.Чехова. «Атмосфера» эпохи и поиски нового «идеала». Особенности сюжета и композиции. Проблема положительного героя. Жанровое своеобразие, роль образов-символов и деталей в пьесах.         Э. Полоцкая Пути чеховских героев. М.. 1983 А. Зингерман Театр Чехова. М., 2003  
  Сатира М.Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы»).Идейно-художественная проблематика. Образ Иудушки как носителя идеологии и морали своего времени. Жанро­вое и композиционное своеобразие. Использование формы «семейной хроники» и трансформация «семейной» темы.         С.Ф. Дмитренко Щедрин: незнакомый мир знакомых книг. М. 1999 Работа в группах
  Итоговый тест-контроль по курсу «Русская литература второй половины XIX века».Литературный процесс первой трети XIX века: направления, кружки и полемики. Романтизм, его проблематика и поэтика. «Синкретический» реализм и его особенности (А.Пушкин, М.Лермонтов). Гоголевский период в русской литературе. Литературное движение 1830-40-х гг. специфика литературного процесса второй половины XIX века. Реалистический роман и его отличительные черты (И.Тургенев, А.Гончаров). Поэзия 1860-80-х гг.: школы и персоналии. Развитие русской драмы (А.Островский, А.Сухово-Кобылин). Художественно-эстетические и религиозно-философские искания русских писателей (Ф.Достоевский, Л.Толстой, Н.Лесков, М.Салтыков-Щедрин, А.Чехов).           Тест

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Ю. Айхенвальд Силуэты русских писателей. – М., 1998.

2. В.С. Баевский история русской поэзии. – Смоленск, 1994.

3. Ю. Минералов Русская литература вт. пол. XIX века. – М., 2003.

4. А. Звозников Гуманизм и христианство в русской литературе XIX века. – Минск, 2001.

5. В. Лакшин Театр Островского. – М., 1985.

6. Н. Старосельская Сухово-Кобылин. – М., 2003.

7. К. Мочульский Достоевский. – М., 1995.

8. К.А. Степанян Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского. – М., 2005.

9. Я. Лаврин Лев Толстой. – Екатеринбург, 1999.

10. А.И. Батюто Избранные труды. – С-Пб., 2004.

11. Д. Рейфилд Жизнь Антона Чехова. – М., 2005.

Дополнительная:

1. С.Ф. Дмитренко Щедрин: незнакомый мир знакомых книг. – М., 1999.

2. Ю. Карякин Достоевский и канун XXI века. – М., 1990.

3. «Легенда о Великом инквизиторе» (Ф. Достоевский и последующие). – М., 1991.

4. Э.Г. Бабаев Из истории русского романа XIX века. – Л., 1984.

5. В. Нядзвецкий Гончаров-романист и художник. – М., 1992.

6. А. Журавлева, М. Манеев А.И. Островский. – М., 1997.

7. А. Зингерман Театр Чехова. – М., 2003.

8. Э. Полоцкая Пути чеховских героев. – М., 1983.

Список художественных текстов для прочтения

по курсу «Русская литература второй половины XIX века»

1. Тургенев И. А. «Записки охотника». «Первая любовь». «Рудин». «Дворянское гнездо». «Накануне». «Отцы и дети». «Дым». «Новь». Стихотворения в прозе. «Вешние воды». «Дневник лишнего человека».

2. Гончаров И.А. «Обыкновенная история». «Обломов». «Обрыв». «Необыкновенная история».

3. Островский А. Н. «Свои люди — сочтемся». «Доходное место». «Бедность не порок». «Гроза». «Горячее сердце». «На всякого мудреца довольно простоты». «Лес». «Волки и овцы». «Бешеные деньги» (2 из 4 на выбор). «Бесприданница». «Последняя жертва». «Снегурочка». «Без вины виноватые». «Таланты и поклонники» (1 из 2-х на выбор). «Дмитрий Самозванец», «Кузьма Захарыч Минин-Сухорук».

4. Сухово-Кобылин А. В. «Свадьба Кречинского». «Дело». «Смерть Тарелкина»

5. Толстой А. К. Стихотворения. «Козьма Прутков». «Смерть Иоанна Грозного». «Царь Федор Иоаннович». «Царь Борис». (на выбор)

6. Тютчев Ф. И. Стихотворения.

7. Фет А. А. Стихотворения.

8. Некрасов Н. А. Стихотворения. Поэмы «Тишина». «Саша». «Мороз, Красный нос». «Коробейники». «Кому на Руси жить хорошо». «Дедушка». «Русские женщины». «Современники».

9. Салтыков-Щедрин М. Е. «Губернские очерки». «Помпадуры и помпадурши» (на выбор). «История одного города». «Господа Головлевы». Сказки. «Современная идиллия». «Благонамеренные речи». «Пошехонская старика».

10. Достоевский Ф. М. «Бедные люди». «Записки из Мертвого дома». «Униженные и оскорбленные». «Записки из подполья». «Преступление и наказание». «Идиот». «Бесы». «Подросток» (1 из 2-х на выбор). «Братья Карамазовы». «Дневник писателя» («Бобок», «Сон смешного человека», «Кроткая»).

11. Лесков Н. С. «Очарованный странник». «Леди Макбет Мценского уезда». «Чертогон». «Однодум». «Запечатленный ангел». «Несмертельный Голован». «Тупейный художник». «Человек на часах». «Левша».

12. Толстой Л. Н. «Казаки». «Севастопольские рассказы». «Война и мир». «Анна Каренина». «Холстомер», «Исповедь». «В чем моя вера?». «Смерть Ивана Ильича». «Воскресенье». «Крейцерова соната». «После бала». «Живой труп». «Власть тьмы». «Не могу молчать». «Дневники». «Хаджи-Мурат». «Дьявол». «Хозяин и работник». «Отец Сергий».

13. Успенский Г. И. «Нравы Растеряевой улицы». «Разоренье». «Из деревенского дневника». «Власть земли». «Будка». «Выпрямила». «Больная совесть» (2-3 на выбор).

14. В. Гиляровский «Москва и москвичи». «Москва газетная».

15. Гаршин В. М. «Происшествие». «Трус». «Четыре дня». «Художники». «Денщик и офицер». «Красный цветок». «Сказание о гордом Аггее». «Сигнал» (2-3 на выбор).

16. Короленко В. Г. «Сон Макара». «Чудная». «Огоньки». «Убивец». «Слепой музыкант». «Лес шумит». «В дурном обществе», «Сказание о Флоре». «Не страшное». «Парадокс», «Река играет», «Мгновение», «Бытовое явление», «Без языка», «История моего современника» (3-4 на выбор).

17.Чехов А. П. «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Маска», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев» (1-2 на выбор). «Тоска», «Горе», «Степь», «Устрицы», «Спать хочется», «Скучная история», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «В овраге», «Душечка», «Новая дача», «Невеста» (2-3 на выбор). «Скрипка Ротшильда», «Палата № 6», «Попрыгунья», «Черный монах», «Дама с собачкой», «Студент», «Дуэль», «Архиерей». «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад».

ПРОТОКОЛ

СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Название дисциплины, с которой требуется согласование Название кафедры Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)[1]
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
НА________________________ / УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п Дополнения и изменения Основание
       

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры


________________________________ (протокол №_______ от__________ 200____ г.)

(название кафедры)

Заведующий кафедрой

______________________ ______________________ ___________________

(степень, звание) (подпись) (И.О.Фамшия)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета/Зав. общеуниверситетской кафедрой

______________________ ______________________ ___________________

(степень, звание) (подпись) (И.О.Фамшия)

[1]При наличии предложений об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине

Наши рекомендации