Образовательные технологии
Используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Необходимость использования при проведении практических и лекционных занятий той или иной образовательной технологии определяется преподавателем:
- лекция-презентация;
- семинары в диалоговом режиме могу проводиться по всем темам практических занятий;
- деловые и ролевые игры (проведение фрагмента семинара, лекции с последующим анализом; демонстрация методов обучения);
- методика проектов может использоваться по любой из тем практических занятий, а также в качестве задания для самостоятельной работы;
- практическая работа по теме «Критика «новых» теорий права».
-реализация мультимедийных методик при проведении аудиторных занятий и оценки качества успеваемости студентов.
Не менее 30 процентов аудиторных занятий проводятся в интерактивных формах.
Семестр | Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
Лекции | Дистанционные технологии, компьютерные симуляции | ||
Практические занятия | Презентация проекта, обучающая игра, работа в малых группах, технология портфолио, интернет конференции, разбор конкретных ситуаций, «кейс-стади» | ||
ИТОГО |
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ
1. Предмет и методология философии права.
2. История формирования философии права.
3. Философия права в системе юридического образования.
4. Философия права и общая теория права и государства.
5. Философия права и социология права. Философия права и история политических и правовых учений.
7. Философские концепции сущности и понятия права в истории философско-правовой мысли.
8. Цели философии права.
9. Типология основных концепций философии права.
10. Право и ценности. Правовые ценности.
11. Право и свобода. Свобода формальная и реальная.
12. Правовая реальность и ее структура.
13. Право и ответственность. Политическая обязанность.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЭКЗАМЕНА) ПО КУРСУ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Предмет философии права.
2. Методология философии права.
3. Структура философии права.
4. Философия права в системе юридического образования.
5. Соотношение общей теории права и государства, философии и социологии права.
6. Право и нравственность. Нравственные основания права.
7. Правовая культура и нравственность.
8. Позитивное и естественное право: их соотношение.
9. Государство как ценность.
10. Правовое государство: понятие и сущность.
11. Социальное государство.
12. Право как ценность.
13. Правовые и политические идеалы.
14. Онтологические основания понимания права.
15. Юридический позитивизм.
16. Социологический позитивизм.
17. Философское понимание права.
18. Комплексный подход к пониманию права.
19. Либертарно-юридическая концепция права.
20. Коммуникативная теория права.
21. Естественно-позитивная теория права.
22. Право и правосознание: их соотношение.
23. Структура правового сознания: правовая онтология, правовая аксиология, правовая праксеология.
24. Правовая культура и правовое сознание: их соотношение.
25. Объективное и субъективное право.
26. Закон как категория сущего и должного.
27. Право и социальные интересы. Право как защищенный государством интерес.
28. Конфликт интересов. Проблема консолидации интересов праве.
29. Классовое и общесоциальное в праве.
30. Легитимность государственной власти и проблема преодоления отчуждения личности.
31. Право как мера свободы.
32. Формальная и реальная свобода: их соотношение.
33. Свобода и ответственность. Свобода и обязанность.
34. Природа политической обязанности. Соотношение юридической и политической обязанности.
35. Неокантиантские концепции философии права.
36. «Философия права» в философской системе Г. В. Ф. Гегеля.
37. Современные неогегельянские концепции философии права.
38. Философия права как отрасль юридической науки и основа права.
39. «Чистое» учение о праве Г. Кельзена.
40. Концепции «возрожденного» естественного права.
41. Неопозитивистская концепция права Г. Харта.
42. Западные социологические теории права (Е. Эрлих, Г. Канторович).
43. Социологическая теория права в России (С. А. Муромцев, М. М. Ковалевский).
44. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п.п | Название раздела (темы) учебной дисциплины | Коды формируемых компетенций | Планируемый результат обучения (в т.ч. знания, умения, владение компетенциями) |
1. | Предмет и метод философии права. Право и нравственность. Нравственные ценности в философии права. | ОК-1; ОК-2; ПК-3; ПК-10; ПК-15 | Знать:общеобразовательное и профессиональное значение философии права; предмет философии права, методологию философии права; основные положения ценностного подхода к государственно-правовым институтам. Уметь:определить место философии права учебном плане подготовки магистров. Определить взаимосвязь курса с юридическими и другими общественными учебными дисциплинами. Применять ценностный подход к анализу государственно-правовых явлений. Владеть: соответствующей научной терминологией, навыками работы с научной литературой и нормативными правовыми актами. |
2. | Типология правопонимания. Реалистические концепции права. | ОК-1; ОК-2; ПК-3; ПК-10; ПК-15 | Знать:различные подходы к пониманию права, сущность реалистических концепций права (юридического и социологического позитивизма). Уметь:сопоставлять различные подходы к пониманию права, выявлять отличительные особенности и общие характеристики юридического и социологического позитивизма. Владеть:общенаучной, юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа источников, различными методом сравнительного и системного анализа. |
3. | Метафизические концепции права. Соотношение классических типов понимания права. «Новые» теории права. | ОК-1; ОК-2; ПК-3; ПК-10; ПК-15 | Знать:различные подходы к пониманию права, сущность метафизических концепций права, основные положения теорий естественного права, философского понимания права, либертарно-юридической, коммуникативной, естественно-позитивной и других «новых» теорий права. Уметь:сопоставлять различные подходы к пониманию права, выявлять их отличительные особенности и общие характеристики, их достоинства и недостатки. Владеть:общенаучной, юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа источников, различными методом сравнительного и системного анализа. |
4. | Государственно-правовые идеалы и действительность. Соотношение интересов личности, общества и государства. | ОК-1; ОК-2; ПК-3; ПК-6; ПК-10; ПК-15 | Знать:основные положения о соотношении интересов личности, общества и государства, о конструировании государственно-правовых идеалов, их реализации в современных условиях. Уметь:сопоставлять содержание различных идеальных политико-правовых конструкций, выявлять их достоинства и недостатки, выявлять противоречия личных, общественных и государственных интересов, указывать пути их консолидации. Владеть:общенаучной и юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа источников, различными методом сравнительного и системного анализа. |