Катулл стихотворения

Тибулл или Проперцийнесколько элегий на выбор

Вергилий «Буколики» или «Георгики»

«Энеида» (песни 1,2,4,6,9,12)

Гораций «Оды» или «Сатиры»

Овидий «Любовные элегии» и «Тристии»

«Метаморфозы» или «Послания героинь»

Сенека «Медея» или «Федра»

Ювенал – по хрестоматии

Марциал – по хрестоматии

Тацит, Тит Ливий – по хрестоматии

Петроний «Сатирикон» или Апулей «Метаморфозы или Золотой осел»

Лирика – по сборникам «Античная лирика» в серии БВЛ или «Парнас»

Основная литература по курсу

Учебники:

Лосев А.Ф. Античная литература. Любое издание.

Тахо-Годи А.А. Античная литература. М.: Просвещение, 1963.

Дуров В.С. История римской литературы. СПб., 2000.

Альбрехт М. фон. История римской литературы. М., 2002. Т.1. (ГЛК).

Тронский М.Н. История античной литературы. Любое издание.

Хрестоматии:

Дератани Н.Ф. Хрестоматия по античной литературе для вузов в 2-х томах. Люб. изд.

Античная литература. Рим. Хрестоматия. (Сост. Федоров Н.А., Мирошенкова В.И.). М., 1981.

Хрестоматия по античной литературе. В 4 томах. Екатеринбург, 2009.

Полонская К.П., Поняева Л.П. Хрестоматия по ранней римской литературе М., 2000. (ГЛК)

Словари и справочники:

Мифологический словарь. Любое изд.

Мифы народов мира. В 2 тт. Любое изд.

Словарь античности. Любое изд.

Словарь античной мифологии / Составители И. Я. Козовик, А. Д. Пономарев. - М., 1989.

Электронные ресурсы:

http://lib.ru/POEEAST/

http://antique-lit.niv.ru/

http://ancientrome.ru/

Http://www.mify.org/dictionary.shtml

http://www.ruthenia.ru/

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Периодизация древнегреческой и римской литератур. Особенности эстетики античной литературы.

2. Понятие мифа. Мифологическое сознание. Характерологические черты греческой мифологии и периоды ее исторического развития.

3. Сюжет и композиция «Илиады» Гомера. Или: Сюжет и композиция «Одиссеи» Гомера.

4. Эпический стиль Гомера. Гомеровский вопрос.

5. Творчество Гесиода (на примере «Теогонии» или поэмы «Труды и дни»). Гомер и Гесиод.

6. Общая характеристика и основные направления древнегреческой лирической традиции.

7. Монодийная лирика ранней классики (Алкей, Сапфо, Архилох, Анакреонт).

8. Хоровая лирика. Идея доблести и роль поэта в эпиникиях Пиндара. Пиндар и Вакхилид.

9. Истоки греческой драмы и устройство греческого театра. Греческая трагедия: происхождение, устройство театральных представлений, социальная функция, драматические состязания.

10. Анализ «Прометея прикованного» Эсхила.

11. Трилогия Эсхила «Орестея»: композиция и образы, индивид и судьба рода. Тема родового проклятия.

12. Сущность трагического конфликта в «Антигоне» Софокла. Понимание категории долга. Психологический план в трагедии.

13. Философская проблематика и художественная структура трагедии Софокла «Царь Эдип».

14. Изображение страстей в творчестве Еврипида («Медея», «Ипполит», «Электра»). Женские образы.

15. Трагедия интриги в творчестве Еврипида («Ион», «Елена»).

16. Религиозные проблемы в трагедии Еврипида «Вакханки». Или: «Ифигения в Авлиде» как итог драматургического творчества Еврипида.

17. Эволюция жанра трагедии в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида. Роль хора в художественной структуре трагедий. Эволюция понимания роли драматурга в социуме.

18. Древнегреческая комедия: происхождение, структура, образы, социальная функция.

19. Проблемы полиса в комедиях Аристофана («Женщины в народном собрании, «Осы» , «Всадники»). Или: Война и мир в комедиях Аристофана («Ахарняне», «Мир», Лисистрата»).

20. Проблемы культуры у Аристофана («Облака», «Лягушки»).

21. Общая характеристика греческой прозы 5 века до нашей эры.

22. Древнегреческая историческая традиция (на примере творчества Геродота, Фукидида или Ксенофонта).

23. Основные виды греческой ораторской прозы. Значение софистики в развитии красноречия.

24. Драматизм диалогов Платона. Образ Сократа и система персонажей. «Мифы» Платона.

25. Основные проблемы «Поэтики» Аристотеля: сущность искусства, учение о трагедии, вопрос о «катарсисе».

26. Понятие эллинизма. Культурное значение Александрии.

27. Менандр и «новая аттическая комедия»: типические сюжеты и маски. «Очеловечивание» комического.

28. Эллинистическая лирика. (Каллимах, Аполлоний Родосский).

29. Идиллии Феокрита как жанр.

30. Художественный метод «Жизнеописаний» Плутарха. Исторический портрет и исторический анекдот.

31. «Мениппова сатира» и творчество Лукиана.

32. Характеристика античного романа (Гелиодор, Лонг).

33. Римский фольклор и мифология.

34. Культура Рима: возникновение, общественное сознание, идеал «доблести». Отношения с греческой культурой. Литература Республики. Первые римские поэты.

35. Плавт и его литературное наследие. Анализ одной комедии («Менехмы», «Клад», «Хвастливый воин»).

36. Комедии Теренция: отношение к греческим оригиналам и отличие от комедий Плавта.

37. Цицерон как теоретик красноречия (биография, литературная деятельность, стиль ораторских выступлений).

38. Римские аттицисты (Цезарь, Саллюстий).

39. Изобразительные средства дидактической поэмы Лукреция «О природе вещей».

40. Литературная программа неотериков. Основные темы лирики Катулла.

41. Культура века Августа. «Ученые» поэмы Катулла.

42. «Буколики» Вергилия: трансформация жанра идиллии. Или: Дидактический эпос и поэма Вергилия «Георгики».

43. «Энеида» Вергилия: сюжет, композиция, стиль, персонажи, традиции и новаторство.

44. Творчество Горация («Оды», «Эподы» или «Сатиры»).

45. Римская любовная элегия (Тибулл, Проперций).

46. Любовные стихотворения Овидия. Или: Мифологические поэмы Овидия.

47. Биография Овидия. Произведения последнего периода его жизни.

48. Характеристика римской традиции историографии (Ливий, Светоний, Тацит).

49. Трагедии Сенеки («Федра», «Медея»). Новое в понимании трагического.

50. Особенности сатиры Ювенала и Марциала.

51. Художественное своеобразие «Сатирикона» Петрония. Или: Идейная концепция и литературная форма романа Апулея «Метаморфозы».

Наши рекомендации