Повести и рассказы Куприна
Автобиогр.трилогия
1. 1852- Соврем опублик Детство,сразу обратило внимание лит общ.заявил себя как психолог.
· Проблема становления характера.В сознании героя,Николеньки Иртеньева,отразился весь богатейший мир впечатлений:детских,отроческих,юношеских,семейных,сословных,внесословных.
· Ему свойственна самокритика,у него свой кодекс поведения-comme il faut,сословное заблуждение аристократа.Но в столконовениях с действительностью этот кодекс изживает себя.
· Безжалостен к своим недостаткам
· Развитие сознания героя,идущего одновременно по вертикали возрастного становления и по горизонтали расширяющегося круга впечатлений.
· Чувствует свой нравственный отрыв от родных и знакомых,сокрушается авторитет отца,герой детским умом понимает,что маменька обделена лаской со стороны мужа-ловеласа.Сокрушается идиллия детского равенства в играх и привязанностях:выясняется,что Катенька,подруга сестры,им неровня.
2. О-московские впечатления,первые ощущения разницы полов и появление неожиданных осложнений в представлении о мире и людях
· пора переоценки ценностей.
· Главное -первые отроческие порывы философствования.Зарождение скептицизма,близкого к сумасшествию.
3. Ю-утрачивается связь с высшим светом.
· Терпит крушение теория comme il faut,завязывается дружба,основанная на принципах,убеждениях,дружеские отношения проверяются на искренность,верность.
· Провалы на экзаменах.Кризис барства и всей прежней философии жизни.
· В «Правилах жизни» ни один пункт не содержит прежних кастовых предрассудков и верований.
«Семейное счастье»
· чувство к Берс(17) – Т(за 30)думат, что разница большая и брак будет несчастлив и рано или поздно молодая женщина полюбила бы другого, тоже молодого и не "отжившего" человека.
· Покровское.Марья александровна(17).Катя-подруга, соня-сестра, траур по матери. Сергей михайлович(36)-не виделись 6 лет.поженились,никольское, мать-татьяна семёновна. Молодой марии жизнь кажется слишком тихой – едут в город, приёмы, балы – ссорятся из-за раута у княгиниР. – С обвиняет М в неестественности. Всё утихает, но отношения уже становятся менее искренними. Едут на воды – пристаёт маркиз, у мари отвращение, она спрашивает мужа – зачем он давал ей волю. Муж-друг.
· "Всем нам, а особенно вам, женщинам, надо прожить самим весь вздор жизни, для того чтобы вернуться к самой жизни", чтобы потом "новое чувство любви к детям и к отцу детей положило начало другой, но уже совершенно иначе счастливой жизни".
«Война и мир». 1863-1869
· Задуман как роман о дек-тах(Среди героев 1812г. были многие будущие декабристы)
· Роман писался в обстановке творческого подъема,в счастливый период яснополянской семейной жизни.
· Болк.должен был быть эпизодическим героем-молодой удачливый офицер,к-ый должен был красиво умереть под Шенграбеном.Затем образ сильно усложнился.
· Пьер.Задуман как образ чел-ка,всецело опирающегося на чувства.Несмотря на смертельные опасности,должен выжить и соединиться с Наташей,которая сама живет чувствами,душевными порывами.Но все же наделен долей трезвого мышления.Опирается и на разум.Например,проявляет много расчетливости,спасая Наташу от Анатоля. не жаждал личной славы. как и А.,пытается уладить свои деревенские дела,построить мужикам школы,больницы,и так же разочаровывается в этом,управляющие разворовали отпускаемые им деньги.Образ Пьера рано возник в замыслах Т,он вырос из образа того вернувшегося из ссылки декабриста.Масонство,бонапартизм-черты чисто декабристские.Потом переоценка Наполеона,стремится слиться с народом.
· Наташа.Одаренность,жизнелюбие,доброта,сострадание,подлинная народность ее миропонимания.В самом начале ей предназначалась роль той «русской женщины»,которая может пойти за мужем-декабристом в Сибирь.Она воплощение всех народных традиций,несмотря на барское воспитание-непосредственна в чувствах,всеми любима,правдива.Целиком растворилась в тревогах 1812г.Особенно душевные качества раскрываются в ухаживании за ранеными.
· Наполеон.Т его развенчивает,Н-агрессор.Нет величия там, где нет простоты,добра и правды.Человек холодного расчета,претенциозен.Выдающийся полководец,умеет принимать гениальные решения;проиграл,потому что вел несправедливую войну.
· Кутузов.Антипод Н.Руководствуется не разумом,а каким-то внутреним голосом.Принимал разумные решения,противопоставлял свою волю,стратегию и тактику воле,стратегии и тактике Нап.
· Т.хотел опровергнуть официальную историографию,слишком восхвалявшую царей,полководцев и забыбвавшую о народе.Все солдаты-истинные герои,они исполняли свой долг,от них зависела победа.
Анна Каренина» 1875-1877
· Действие нач- 1873
· Кольцевая композиция
· Анна и вронский – один и тот же сон – мужичок куёт железо и говорит по-французски
· Мысль – право каждого на счастье
· Русский вестник – катков-издавал – хотел развенчать неверную жену(отказался печатать последнюю часть,толстой издал отдельно)
· Модная и больная тема–эмансипация + вечные темы
· Толстому в АК важна «мысль семейная», в ВиМ «мысль народная»
· Левин – автобиографичный герой, задумывается о простых вещах(умом ничего не постигнешь – эпизод с покосом. Не знает, как отнестись к сыну)
· 2 сюжетные линии и герои почти не пересекаются
· Герои: Константин и Николай Дм. Левины+серг ив кознышев, анна, степан арк, александр алексеевич каренин, алексей кириллович вронский, серёжа – сын,ани-дочка
Позднее творчество
· конц 70- нач 80 XIX-перелом в мировоззр,
· оконч разрыв со своим классом-перех на позиции патриархального крестьянства.
· Идеи-крушение старого общ строя, традиц, верован→интерес к отриц явл действительности, соц острота изображения жизни и психологии личности, небольш произв сказать о многом.
· право простых людей на жизнь, критика собственности, государства, морали эксплуататорского общества.
· убеждает господ отказаться от своих привилегий, ссылаясь на Бога призывы "проникнуться истиной Христа" и "самоусовершенствоваться" проходят у Толстого через все его публицистические и художественные произведения этого периода ("Исповедь", "В чем моя вера", "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната").
· Критика общественных обманов через психологическое самораскрытие героя.
· В "Крейцеровой сонате" описывает условия, в которых совершалось падение героя, что привело Василия Позднышева к душевной катастрофе. Убил жену, не из ревности, а потому что опротивела, не осталось в ней духовности
· Исповедь – поиск опоры, сначала не прнял церковь, искал в философии, в науке, но нашёл в бессознательной народной вере
· Проповедь новой веры, очищенной религии+ критика казенной церкви, суда, правительственных насилий→"пропаганда самого крайнего, самого разнузданного социализма". заточ Т в тюрьму, определения его в дом умалишенных и т. п. Особенно ополчилась реакция против писателя после выхода в свет романа "Воскресение". В 1901 году святейший синод отлучил Толстого от церкви
Чехов1860-1904.
· Отец-крепостн,в 16 лет выкуплен →мещанское сословие,магазин в таганроге.Разорившись - в Москву.
· Чехов после окончания Таганрогской гимназии-на медицинский фак-т МГУ.
· Одновременно сотрудничает с юмористическими журналами:Стрекоза,Будильник,Зритель,Свет и тень,Осколки.В Осколках изданы Хамелеон,Смерть чиновника.
· Юмор!Комический эффект-наложение разнородных явлений,столкновение разных представлений о мире абсурд в том,что принято,вошло в норму.
· 1884-окончил универ,начал врачебную практику.первый сборник «Сказки Мельпомены».
· 1881-драма «Платонов»,от к-ой в то время отказалась Александринка.
· 1885-1887: Тапер, Сестра,Авантюра,Следователь-новый мотив(психологизм)
· 1888-первое большое пр-ие «Степь».Через год-«Скучная история
· 1890- больной туберкулезом, поездка на Сахалин,место ссылки и каторги->1893-94-«Остров вернулся-Дуэль(1891), любовн-философск и Палата№6(1892), обществ-философск(воспр как обвинение царск реж).
· II п 90х и нач.XXв.-нараст соц.проблематики-Дом с мезонинком(1896).Социально-псих аспект в рассказах о людях,выпадающих из своего круга,ломающих общепринятые нормы:Случай из практики(1898), Мужики(1897),В овраге(1900), деревенск жизнь крупн планом, далеко не лучшие стороны человеческой натуры.
· Отл черта -тщательного изучения явления/факта+ интуиц художника
· мастер женских портретов:Жена(1895),Душечка(1899),Дама с собачкой(1899),Невеста(1903).
· Покупает имение – мелихово, содержит 25 деревень на свои деньги-школы, больница
· драматург.Его ранний «Платонов»-«конспект» пьес Чайка(96),Дядя Ваня(99),Три сестры(01),Вишневый сад(03).Ввел новый тип драматургического конфликата:в отличие от традиционной мещанской драмы не разрешает драматические ситуации,а запутывает их,усложняет психическое состояние героев.
· Умер на немецком курорте
Раннее творчество Чехова
· Упор на юмористику(рассказ-сценка), развлекательные
· создание ситуации,в к-ой проявляются истинные человеческие качества героя,человек через обыденность, а не на переломе
· Конец рассказа лаконичен,действие обрывается довольно неожиданно.
· «Толстый и тонкий»(1883)-высмеивается добровольное холопство.
· «Смерть чиновника»(1883) Червяков случайно чихнул в театре на лысину статского генерала,завязалась каниетль с извинениями,которая кончилась смертью чиновника.
· выступал против модного в 80е годы преклонения перед «мужиком»,деревенским укладом жизни. пропасть между официальным законодательством и правосознанием народа «Злоумышленник»1885
· не обвиняет и не поучает – человек сам завёл себя в эти рамки (не морализатор-не решает, а ставит вопросы)
· пари – спор юриста и банкира на 2 млн. припадок - художник, медик и юрист Егор Васильев идут к путанам. Без заглавия-монахи ушли в город за удовольствиями
Поздние рассказы
· О деревне:Мужики. 1897.яркое, реалистическое изображение крестьянской жизни,Толстой,восхищавшийся Чеховым,не принял -беспощадно правдивое изображение деревни задело
· Жизнь в мелихове помогла увидеть реальное состояние крестьян
· о капитализме.Случай из практики1898недовольство в реакционной прессе. Пошлая нелепая обстановка в доме, чудовищные условия труда и жизни рабочих. дочь тяготится своим положением богатой наследницы и потому страдает бессонницей. Показывает мрачную жизнь, но есть оптимистические надежды на буд.
· Человек в футляре,Крыжовник,О любви1898. Тема футлярного человека – сам погрузил себя. учитель Буркин, врач Иван Иванович и помещик Алехин. Человек-жертва обыденности, погряз в мелочах.
· сюжет теперь — не цепь развивающихся события, но скорее ожидание главного события, действия, которое не происходит
· скучная история: Профессор медицины Николай Степанович, конец жизни, равнодушие, любит только воспитанницу катю, та не знает, что делать с жизнью, мотает деньги, профессор её единственная опора, но не может дать ей совета- Михаил Федорович сделал кате предложение
· рассказ неизвестного:Степан, Георгий Ив Орлов, Зинаида Фёдоровна
· дуэль: Иван Андреевич Лаевский, Надежа Фёдоровна, Самойленко,фон Корен, Ачмианов+Кириллин. Дуэль меняет подлого лаевского, понимает, что НФ – единственный друг
· безысходность ситуации, герои тяготятся обстоятельствами, избавление в конце
· рассказ старшего садовника о вере в человека
· чёрный монах: Андрей Васильевич Коврин,егор семёнович, таня песоцкая. Борисовка – об исключительности личности
Драматургия
· Чайка(96),Дядя Ваня(97),Три сестры(01),Вишневый сад(03)
· Чехов-драматург – неоднозначен для современников, чайка в александринке провалилась, потом успех в мхт
· Нет конфликта, чёткой границы между главн и второстеп, чётко положит и отрицат
· Много пауз – ритм, пустота жизни, глухота – выводит на поверхность подтекст
· Характеры не развиваются
· Несоответствие представлений героев о жизни и самой жизнью
· Вишнёвый сад-герой, для каждого значит своё, всех объединяет
· Прошлое невозвратимо уходит
· Лопахин хочет вырубить сад не только из выгоды, но и из честолюбия и мести
· Каждый говорит за себя и слышит только себя – не комический, а драматический эффект
· Подтекст – за внешними событиями происходят те, о которых все знают, но не говорят, внутренний сюжет «жизнь прошла, словно и не жил»
· Тема времени – половина живёт прошлым, половина будущим
· Избегает прямолинейной социальности
· Три сестры – об ожидании счастья
· Герои живут иллюзиями, но ничего хорошего не происходит
· сестры уже не хозяйки в доме,Маша разочаровалась в муже Кулыгине,влюбилась в вершинина, но расстаётся с ним, ольга не может поехать в москву – стала начальницей гимназии, Андрей так и не станет профессором, тузенбах убит на дуэли солёным.
Владимир Галактионович Короленко (1853 - 1921)
· Житомир,семья чиновника→житомирск гимн,ровенск реальн гимн.
· 1871-СПбГУ, но не смог учиться из-за отсутствия средств. Работал корректором, рисовальщиком географических карт.
· 1874-Петровск земледельч и лесн академ в Москве.
· студентом, готовился к пропагандистской деятельности среди крестьян.
· 1876 исключён,арестован за протест против администрации, выполнявшей чисто полицейские функции
· 1879ссылки (в Вятскую губернию, в Восточную Сибирь, и др.). В Европейскую Россию разрешено вернуться осенью +1 «Русская мысль-«Эпизоды из жизни искателя»
· 1884 года. С 1885 года он жил в Нижнем Новгороде,под надзором полиции. сотрудничает в политических газетах
· во время ссылок хорошо изучил народ →"Чудная""Сон Макара" (1885 год).
· 1886 год «Очерки и рассказы». произведения, написанные в годы ссылок.
· 1887 год – «Слепой музыкант». успех
· 1889 год – «Очерки и рассказы», произведения последних лет.
· 1893 год – «В голодный год». статьи, опубл в газете «Русские ведомости».
· 1894 год – путешествие в Англию и Америку. Впечатления-в повести (фактически, романе) о жизни украинского эмигранта «Без языка».
· 1895 – 1904 годы –входит в состав издателей народнического журнала «Русское богатство».
· 1896 год – переезд в Петербург.
· 1900 год – Академией Наук избран почетным академиком по разряду изящной словесности.
· Этот же год – переезд в Полтаву.
· 1902 год – Владимир Короленко, как и А.П. Чехов, отказывается от звания почетного академика Академии Наук. Причина – отмена выборов в Академию М. Горького.
· 1903 год – «Очерков и рассказов» («Не страшное», «Государевы ямщики», «Последний луч», «Феодалы», «Мороз» и другие).
· 1904 – 1917 годы – гл.ред. «Русское богатство».
· 1905 год –ряд очерков, в которых выступает против произвола («Бытовое явление», «Черты военного правосудия» и другие).
· 1906 год – по главам начинает выходить автобиографический роман «История моего современника».
· 1914 год – поездка во Францию на лечение. Здесь писателя застает Первая мировая война.
· 1915 год – возвращение в Россию. начинает помогать детям: организует сбор продуктов для сирот, открывает приюты для беспризорных. За эту деятельность избран почетным председателем Лиги спасения детей и Всероссийского комитета помощи голодающим.
· 1917 год –брошюра «Падение царской власти. (Речь простым людям о событиях в России)», в которой высказывается о Февральской революции.
· Этот же год – по впечатлениям, полученным во Франции во время войны, написан рассказ «Пленные». В статье «Война, отечество и человечество» высказывается за продолжение военных действий.
· 3 декабря 1917 года – в «Русских ведомостях» появляется статья Владимира К «Торжество победителей». В ней автор прямо говорит, что победа большевиков может быть гибельна для России.
· 25 декабря 1921 –умирает.
Рассказы Короленко
· Синтез реалистического и романтического подхода к миру:
- Экзотическая сторона действительности; фольклорные мотивы; элементы фантастики.
- Тип героя: бродяга, изгой, крестьянин, тип великорусса, дети.
- Основной поэтический принцип – принцип контраста: движение – неподвижность. Символические оппозиции: тепло – мороз, свет – тьма, день – ночь, жизнь – смерть, реальность – фантастика, слепота – прозрение.
· Хронотоп:
- Категория пространства: тайга, тюрьма, дорога, степь.
- Пейзаж как место действия: носитель информации автора, цветовой, звуковой, динамичный пейзаж.
- Средства художественного языка: сравнения, метафора.
· Герой вынут из привычных обстоятельств и поставлен в новые-как будет себя вести?
· Мотив стремления к счастью.
· Постоянное движение(внешне-путь,внутренне-стремление)
· темы-вольномыслие и народ
· герои - бунтари, одинокие узники и смелые борцы
· Чудная(1880,опубл.1905)
· Морозова- близкий ему тип героя.
· В основе образа-черты ссыльного врача Э.Л.Улановской.
· написан в вышневолоцкой тюрьме перед ссылкой в Сибирь.
· образ «светлой личности»-человека неподдельной правдивости(с презрением отказывается от мелких услуг конвойного в дороге,не считает жандармов за людей,высмеивает упоминание ими на каждом шагу слова «закон»)
· Гаврилов сопровождает, чувствует превосх морозовой, на него донесли, возвращается к Рязанцеву, к морозовой едет мать, но она умирает
· характер М-символ силы духа, готовности к самопожертвованию
· Сон Макара.Примитивная жизнь М вся тратилась на поиски пропитания.Зависит от подаяний природы.Он смирен и полон сознания невозможности каких-либо перемен в жизни.Только во сне он позволяет себе заспорить с большим Тойоном о справедливости.Готов покаяться в том,что много пил,обманывал.Но когда увидел,что чаша весов,на к-ой лежит сделанное им добро,тянет мало и ему не миновать ада,его терпение истощилось.Стал отстаивать свои права.Вдруг ощутил в себе дар слова,старый Тойон,сначала рассердившийся на такую дерзость,потом стал слушать с большим вниманием.М рассказал,как гоняли его старосты,заседатели,исправники,попы,томили нужда и голод,морозы.Заметил,что чаша добра потянула вниз,в пользу.торжество справедливости лишь во сне.
· Слепмуз-герой, не покорившийся тяжелой судьбе, желание достигнуть правды и свободы.
· Почувствовал, что жизнь проходит мимо него
· Выбор отношения к миру-слепые звонари
· Моральное прозрение
· Звуковые пейзажи
· Выбор делает и эвелина
Рассказы Гаршина
· 4 дня-сам был ранен на войне с турцией
· Простые фабулы-предельно обнажённые чувства
· «Гаршин пишет кровью»
· Нелепость войны-неужность,хочет искоренить зло
· Настолько проникается чужой болью и страданием, что фактически сливается с героем
· Соединяет крайности проявления чувств:жертва и отвращение к войне(4дня), чувство долга, попытки уклонения от него и осознание невозможности этого(трус), жестокость и мягкость в воспоминаниях,attalea-безысходность и борьба самоотверженных одиночек, художники(рябинин)-невостребованность настоящего искусства, красный цветок - ценой собственной жизни уничтожает все зло
Горький1868-1936
· Нижн Новг в семье столяра-краснодеревщика, после смерти отца жил в семье деда В. Каширина, владельца красильного заведения.
· В одиннадцать лет, став круглым сиротой, начинает работать, сменив многих "хозяев": посыльным при обувном магазине, посудником на пароходах, чертежником и др.
· В 1884 приехал в Казань, чтобы осуществить свою мечту — учиться в университете, но очень скоро понял всю нереальность такого плана. Начал работать.
· С1888-путеш по россии. В это время он написал свой первый рассказ — "Макар Чудра", опубликованный в тифлисской газете, и поэму "Девушка и смерть" (напечатан в 1917).
· С 1892, вернувшись в Нижний Новгород, занялся лит,
· 1898 "Очерки и рассказы"→известн
· Романтические рассказы
· В 1899 "Фома Гордеев", выдвинул Горького в ряд писателей мирового класса. Осенью этого года он приехал в Петербург, где познакомился с Михайловским и Вересаевым, с Репиным; позже в Москве — с .Л. Толстым, Л. Андреевым, А. Чеховым, И. Буниным, А. Куприным
· Сходится с революционными кругами и за написание прокламации, призывавшей к свержению царской власти в связи с разгоном студенческой демонстрации, был выслан в Арзамас.
· В 1901 — 1902 "Мещане" и "На дне", МХАТ.
· Активное участие в революции 1905→ заключен в Петропавловку за антицаристские прокламации. Протест русской и мировой общественности заставил правительство освободить писателя. За помощь деньгами и оружием во время Московского декабрьского вооруженного восстания Горькому грозила расправа со стороны официальных властей, поэтому было решено отправить его за границу.
· В начале 1906 прибыл в Америку, где пробыл до осени. Здесь были написаны памфлеты "Мои интервью" и очерки "В Америке".
· По возвращении в Россию пьеса "Враги" и роман "Мать" (1906). В этом же году Горький уехал в Италию, на Капри, где жил до 1913 года, работая.пьесы"Последние" (1908), "Васса Железнова" (1910), повести "Лето", "Городок Окуров" (1909), роман "Жизнь Матвея Кожемякина" (1910 — 11).
· в 1913 в Петербург, сотрудничал в большевистских газетах "Звезда" и "Правда". В 1915 основал журнал "Летопись"
· После Февральской революции участвовал в издании газеты "Новая жизнь", являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием "Несвоевременные мысли". Высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что "диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков...", размышлял о роли интеллигенции в спасении нации: "Русская интеллигенция снова должна взять на себя великий труд духовного врачевания народа".
· Вскоре Горький стал активно участвовать в строительстве новой культуры: помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство "Всемирная литература". В годы гражданской войны, голода и разрухи проявлял заботу о русской интеллигенции, и многие ученые, писатели и художники были спасены им от голодной смерти.
· В 1921 Горький по настоянию Ленина уехал лечиться за границу (возобновился туберкулез). Сначала жил на курортах Германии и Чехословакии, затем переехал в Италию в Сорренто. Продолжает много работать: закончил трилогию — "Мои университеты" ("Детство" и "В людях" вышли в 1913 — 16), писал роман "Дело Артамоновых" (1925). Начал работу над книгой "Жизнь Клима Самгина", которую продолжал писать до конца жизни. В 1931 Горький вернулся на родину. В 1930-е вновь обратился к драматургии: "Егор Булычев и другие" (1932), "Достигаев и другие" (1933).
· создал литературные портреты Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко, очерк "В. И. Ленин" (новая редакция 1930). В 1934 усилиями М. Горького был подготовлен и проведен 1-й Всесоюзный съезд советских писателей. 18 июня 1936 М. Горький скончался в Горках, похоронен на Красной площади.
Рассказы Горького
· Поиск героя, романтическая идеализация личности
· романтичный контрабандист Челкаш - весь порыв и размах широкой натуры, а добродетельный крестьянин - мелкая натуришка, вся трусливая добродетель которой исчезает при первой возможности поживиться, конфликт 2х мировоззрений
· ненависть к мелочному крастьянству – искоренить мелочность(романтический герой ни к чему не привязан)
· мой спутник-автобиографичен.». шакро-культурный дикарь. Мудрость жизни важнее мудрости людей
· 26 и 1-пекари все как один, сливаются,ненавидят булочную. Таня-их единственная радость.
Фома Гордеев 1899
· о набирающей силы русской буржуазии,вырождение купечества
· Купцы стараго уклада – маякин,Щуров.маякн-афористичная речь,богатство-главное ,умен, расчетлив и циничен
· Волевой и умный игнат гордеев, страсть,жизненная энергия, сам разбогател
молодое поколение купечества Тарас,Африкан Смолин. лишь внешне отличаются образованностью, европейской культурой., те же жулики, но более гибкие
· Фома-скрытность матери, буйство отца, ищет дело по силам, борьба, поражение
· Не может подчиниться волчьим законам, пустота в душе
Драматургия Горького
1. На дне1902
· Новая тема, новые герои
· Герои-из разных сословий→вся россия на дне
· Социально-философская драма
· Ночлежники-нечего терять, поэтому о глобальных проблемах – что такое правда, человек
· Проблема-истина или сострадание-ложь во спасение, потому что с правдой невозможно жить, слишком тяжела
2. Мещане
· Нил и поля-готовы построить свою жизнь,энергичны-новые люди, вместо чеховской безысходности
· В доме Бессеменова поклоняются деньгам,культ вещей и скопидомства
· Татьяна, и Петр Бессеменовы боятся ответственности, перемен
· Мещанин лишен идеалов, он ни во что не верит, не может, не в силах верить-лелеют своё «я»
· Конфликты:1отцов и детей,отцы погрязли в рутине но пётр будет таким же мещанином, как отец, только поумнее2мещанина и революционера, хозяин тот, кто трудится
Бунин 1870-1953
· Воронеж, дворянск семья. Детство в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии
· В 1881 Елецкая гимназия, оставил через четыре года из-за болезни. Следующие четыре года провел в деревне Озерки. старший брат Юлий, окончивший университет и отсидевший год в тюрьме по политическим делам, выслан в Озерки и проходил весь гимназический курс с младшим братом, занимался с ним языками, читал начатки философии, психологии, общественных и естественных наук. Оба были особенно увлечены литературой.
· В 1889 Бунин покинул имение и был вынужден искать работу,(работал корректором, статистиком, библиотекарем, сотрудничал в газете). Часто переезжал — жил то в Орле, то в Харькове, то в Полтаве, то в Москве.
· В 1891 сборник "Стихотворения", насыщенный впечатлениями от родной Орловщины.
· В 1894 в Москве встречался с Л. Толстым, доброжелательно принявшим молодого Бунина, в следующем году познак с А. Чеховым.
· 1895 опубликован рассказ "На край света", хорошо принятый критикой. Вдохновленный успехом, целиком переходит к литературному творчеству.
· В 1898 выходит сборник стихов "Под открытым небом", в 1901 — сборник "Листопад"→премия АН и пушкинская
· 1899 познакомился с М. Горьким, который привлекает его к сотрудничеству в издательстве "Знание", где появились лучшие рассказы того времени: "Антоновские яблоки" (1900), "Сосны" и "Новая дорога" (1901), "Чернозем" (1904)
· 1909 почётный член РАН. Повесть "Деревня", 1910, известность. В 1911 — повесть "Суходол" — хроника вырождения усадебного дворянства. В последующие годы серия значительных рассказов и повестей: "Древний человек", "Игнат", "Захар Воробьев", "Хорошая жизнь", "Господин из Сан-Франциско".
· Враждебно встретив Октябрьскую революцию, в 1920 навсегда покинул Россию. Через Крым, а затем через Константинополь эмигрировал во Францию и обосновался в Париже. Все, написанное им в эмиграции, касалось России, русского человека, русской природы: "Косцы", "Лапти", "Далекое", "Митина любовь", цикл новелл "Темные аллеи", роман "Жизнь Арсеньева"
· В 1933 Бунину была присуждена Нобелевская премия.
· Написал книги о Л. Толстом (1937) и о А. Чехове (издана в Нью-Йорке в 1955), книгу "Воспоминания" (издана в Париже в 1950).
· пережил нашествие фашизма в Париж, радовался победе над ним.
· Умер 8 ноября 1953 в Париже.
Рассказы
· Одно из первых значимых произведений - рассказ "Антоновские яблоки".1900г.
· Особенность - бесфабульное произведение, строится на импрессионист.
· признаке. Запах антоновсих яблок заставляет героя очень живо представить то, что присходило с ним когда-то. Б говорит о даре чел.чувственно воспринимать мир, но боле того, о даре памяти. Память позв.человеку заново пережить и ощутить то, что он когда-то переживал.
· В ант.яб. параллельно рассказу о временах года идет рассказ об увядании дворянских гнезд.
· "Господин из Сан-Франциско" 1915г. Тема смерти и жизни приобретает масштаб вечности. Первоначально назыв. "Смерть на Капри".
· Причина создания - известие о смерти миллионера на Капри, прочитанное в газете.
· подчеркивает мертвенность героя, соотносит с вещью.
· герои безмолвны, безымянны и механизированы
· прожигание жизни с одной стороны, а с другой напр. трудвахтенных и рабочих, чтобы раскрыть фальшь этого красивого отдыха.
· “Легкое дыхание”: Проблемы жизни и смерти, судьба красоты в мире лжи
· абсолютная внутренняя свобода и естественность оли мещерской и фальшь, лживость ее взрослого окружения.
· прекрасные, так и не реализованные возможности не могут исчезнуть без следа: “Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре”
· Противопоставление смерти в любви
Тёмные аллеи
· В книге 38 новелл, составляющих три раздела
· Разнообразие женских типов
· От гувсчтвенной любви до игривого анекдота(100 рупий)
· 1946 Париж-в полном составе
· “Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена”
· “энциклопедия любви
· разнообразные оттенки взаимоотношений двоих. нежные, возвышенные чувства (“Руся”, “Натали”), бурная страсть (“Зойка и Валерия”, “Галя Ганская”, “Дубки”), и проявление противоречивых эмоций (“Антигона”, “Визитные карточки”).
истинная земная любовь, “гармония земли и неба”.
· “Темные аллеи” Надежда, владелица “постоялой горницы”, через всю жизнь пронесла любовь к барину, когда-то соблазнившему ее. “Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело”, “Все проходит, да не все забывается”, — говорит она. И барин Николай Алексеевич, когда-то бросивший ее, понимает, что лучшие мгновения его жизни связаны с этой женщиной. Но прошлого не вернешь.
· “Руся” герой двадцать лет не может забыть чудесную девушку, в семье которой он когда-то служил репетитором. Но влюбленным пришлось расстаться, и с тех пор прошло много лет. Герой постарел, женился, но по-прежнему помнит, как “однажды она промочила в дождь ноги... и он кинулся разувать и целовать ее мокрые узкие ступни — подобного счастья не было во всей его жизни”.
· “Холодная осень”, проводила на войну своего жениха,его убили, но чувство к нему продолжает жить в душе. «И это все, что было в моей жизни — остальное ненужный сон”.
умирает от сердечного приступа Николай Платонович в новелле “В Париже”, внезапное появление сумасшедшей матери Руси во время ее свидания с любимым навсегда разлучает их, уходит в монастырь героиня “Чистого понедельника”, умирает от преждевременных родов Натали.
Деревня
· Дурновка-вся россия
· Современная деревна без прикрас
· Уход в прошлое старого уклада жизни
· Упадок помещиков
· Красовы, Тихон и Кузьма, Дурновка
· о страшной бедности и отсталости в русских деревнях, о противоречиях между помещиками и крестьянами, бедняками и кулаками
· Среди картины изобильной ярмарки писатель рассуждает о том, что край богатейший, чернозем прекрасный на полтора аршина. А пяти лет не проходит без голода
· Тихон-много работал, наживался на всём, Семейная драма приводит героя к трагедийному самоощущению человека, выпавшего из родовой "цепи". интересен неординарным соединением практического делового ума и глубоких интуиций психологического и национально-исторического плана
· Кузьма - себя тип русского самоучки, цели нет, зато судит всех строго. Деревню так же, как брат, не любит, заявляя, что нигде не видел скучнее и ленивее типов. Итак, по мысли автора, все наиболее энергичное и умное стремится из этой дикости бежать.
· не следует идеализировать мужика, как это часто бывало в русской литературе
· жизнь крестьянства накануне первой русской революции, разрушен привычный ход жизни в деревне.
· мужицкие сходки, горящие помещичьи усадьбы, разгул бедноты. Герои пытаются разобраться в окружающем, найти точку опоры
· непрактичность, бесхозяйственность, крайний максимализм, неумение выбрать дело по силам, отсутствие прочных культурных традиций в быту, семье, хозяйстве.
Жизнь Арсеньева1927—1933, опубл. поля. 1952
· часто называют автобиографическим романом, хотя Бунин никогда не соглашался с таким определением
· личность, показанная в процессе непрерывного становления, внутреннего духовного обогащения. Это необычный рядовой человек, а художественно одаренная личность
· просто и ёмко раскрыт внутренний мир героя
· основательности жизни перекупщика Ростовцева- чувство национального сознания и гордости русским своим происхождением
· арест брата Георгия за участие в деятельности народовольцев. В дворянской семье Арсеньевых оно было воспринято как “великий позор и ужас”.
· Уроки в гимназии велись казенно, среди преподавателей не нашлось людей сколько-нибудь интересных. Все гимназические годы Алеша жил только мечтой о каникулах
· В истории любви Алексея Арсеньева и Лики отразилось когда-то пережитое Буниным самое сильное в его жизни, самое жгучее чувство к В.В. Пащенко.
Куприн1870 — 1938
· Наровчат Пензенской губ в семье мелкого чиновника
· после смерти мужа мать переехала в Москву, где прошли детство и юность К
· в 6лет отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.
· 1888 — 90продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище. Впоследствии опишет свою "военную юность" в повестях "На переломе (Кадеты)" и в романе "Юнкера"
· Перв лит опыт-стихи,перв опубл — рассказ "Последний дебют" (1889).
· 1890зачислен в пехотный полк, в Подольской губернии(подпоручик). 4 года офицерской жизни- материал
· 1893 — 1894 в петербургском журнале "Русское богатство" повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена" (1899), "Поход".
· 1894 в отставку→ в Киев, странствовал по России, перепробовав множество профессий
· 1890-е очерк "Юзовский завод" и повесть "Молох", рассказы "Лесная глушь", "Оборотень", повести "Олеся" и "Кэт" ("Прапорщик армейский").
· В эти годы познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким.
· 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем "Журнала для всех", женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: "Болото" (1902); "Конокрады" (1903); "Белый пудель" (1904).
· 1905— повесть "Поединок",большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав "Поединка" стали событием культурной жизни столицы.
· 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения.
· Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков "Листригоны" (1907-11), рассказы о животных, "Суламифь", "Гранатовый браслет" (1911).
· После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, "красный террор", он испытал страх за судьбу русской культуры.
· 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни — "Земля".
· Одно время работал в издательстве "Всемирная литература", основанного Горьким.
· Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. 17лет в Париже, нужда, тоска по родине привели →1937 тяжелобольной вернулся на родину
· 1938 умер в Ленинграде от рака.
Повести и рассказы Куприна
· Реализм+натурализм
· Поэтичный,романтический идеал любви
· Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города→стремился показать явные преимущества «естественного» человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе
· Молох-обвинение капитализма, Бобров не принимает окружающую жизнь из-за ее грубости и жестокости, сам становится жертвой мира, где нет ни сострадания, ни любви
· Поединок-застой в армии,чистая любовь. Посв горькому, понр толстому, гибель Ромашова — протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.
Андреев 1871-1919
· Орел,семья чиновника.
· В 6лет научился читать
· В 11 лет Орловская гимназия, окончил в 1891.
· В 26 лет, после юрфака МГУ юридический собирался стать присяжным,но получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете "Московский вестник". Признание,через два месяца он уже перешел в газету "Курьер".
· Первый же рассказ "Баргамот и Гараська" (1898), опубликованный в "Курьере", привлек внимание читателей и привел в восторг Горького. Сюжеты из жизнимно-интерес к случаю в жизни человека.
· 1901 первый сборник рассказов (+"Жили-были"). Успех
· волновало возрастающее отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность — рассказ "Город" (1902). Раннего Андреева волнуют темы роковой случайности, безумия и смерти — "Мысль" (1902), "Жизнь Василия Фивейско-го" (1903), "Призраки" (1904)
· В 1904, в разгар русско-японской войны-"Красный смех"→новый этап в его творчестве. Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха, начинающего господствовать в мире.
· Во время революции 1905 оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. не был убежденным революционером. Сомнения-пьеса "К звездам"(рев пафос)одновременно с рассказом "Так было"(скептич)
· 1907 "Савва", "Тьма", пьеса "Царь Голод", философские драмы "Жизнь человека", впервые поставленная театром В. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге, а затем в Германии — Мюнхене и Дюссельдорфе, "Черные маски", "Анатэма".начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства "Шиповник".
· В 1910-е ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием
· В 1907 лауреат литературной премии им. Грибоедова в Санкт-Петербурге.
· Последнее крупное произведение Андреева, написанное под влиянием мировой войны и революции, — "Записки сатаны".
· Октябрьской революции не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции.
· скончался 12 сентября 1919 в деревне Нейвала в Финляндии.
Творчество Андреева
· Баргамот-одобрил горький, тема обездоленного ему близка.на ту же тему-ангелочек
· Первый гонорар-в образе толпенникова изобразил самого себя, он и видит, что генеральша виновата, что в деле все нечисто, и одновременно он же не хочет проиграть первое свое дело, подвести шефа
· Рассказ о сергее петровиче-реально происш, самоуб студента. Сергей Петрович не хочет быть «немым материалом для счастья других», а сам добиться счастья не может.
· Мысль-развенчивает идею сверхчеловека-хочет переступить грань, но становится безумным,Креженцев как параллель раскольникову,им движет идея-сможет ли он провести людей и сабя, прикинувшись сумасшедшим
· Призраки-померанцев, доктор шевырев
· Рассказ о 7ми повешенных- Насилие нельзя оправдать ничем, оно противоречит жизни — законам природы. Человек перед лицом смерти
· Губернатор-47 убитых, ищет оправдания. отклик на убийство 4 февраля 1905 в Москве эсером П.И. Каляевым московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича
· Жизнь Василия Фивейского-через священника изображён иов – человек никчемен,в чём смысл жизни, если он верил, а бог его не наградил
· Иуда Искариот-образ предателя, который любит и ненавидит одновременно
· Христиане-сатира, пелагея караулова
Серебряный век Конец XIX — начало XX в
· Искусство и философия Серебряного века отличались элитарностью, интеллектуализмом.
· глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.
· Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.
· переломная эпоха писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.
· Открытия, кризис веры-обрушился привычный уклад. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.
· переоценка ценностей, возникновение новых школ и течений
· «серебр век»-термин бердяева.
· 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского — 1917 , 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).
· Символизм(ст и мл), акмеизм,авангард(футуризм-эго и кубо)
- Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
- Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
- Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
- Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
- Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
- Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
- Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.
- Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
- Объединение "Центрифуга": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.
· Акмеизм- статья М. Кузмина «О прекрасной ясности»
· Имажинизм-образ, а не символ, передача реальности через метафору
· Поэтика Кубофутуристов формировалась под непосредственным воздействием кубизма в живописи
· Маяк- считает слово наилучшим орудием духовной революции, поэтому важными художественными приёмами считает контрастность и гиперболизм
Символизм
· Д. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях»- предчувствие грядущего упадка культуры и борьба за ее будущее- преддверие новой эпохи, знаменующей грядущее преображение мира современной русской литературы»
· Владимир Соловьев (1853-1900) основатель философии и символизма.
· В человеке соединены и божественное, и греховное
· И человек, принадлежащий к обоим мирам, в мистическом (медитативном) созерцании вступает в общение с образами царства мировой Гармонии.
· Кант-природа+свобода отражаются в искусстве через символ- грань между обманчивой видимостью и непостижимой сущностью
· в символе воплощается «связь между двумя мирами»- С. впервые приобретает статус особого способа духовного освоения реальности
· Соловьёв-в основе мира-идеальный мир, идея всеединства
· старшие символисты: Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, В Брюсов, Ф. Сологуб; Вл. Соловьев, Младшие символисты: Александр Блок, Андрей Белый (Борис Бугаев),Максимилиан Волошин
· образы, навеянные созерцанием «обеих бездн»: реальный мир - это проекция небесного, но только искаженного человеческим сознанием.· Обращение к античности, национальным фольклорным мотивам
· Идеалистическая философия как основа философии символизма (Платон, Кант, Бергсон, Ницше и др.). Обоснование идеи эстетической утопии В. Соловьевым.
· Идея творчества как теургии(автор способен создать свой мир) Исходя из идеалистической посылки о первичности сознания, символисты утверждают, что действительность, реальность – это создание художника
· Многозначность символа
· Иррациональная природа-неоромантики
Символистский роман
· Историософский роман-понять историю через философию
· Считал, что человек создан на пересечении многих миров
· Идея-нужно обновление, должно произойти перерождение петербурга
· Аблеухов –террорист и должен убить отца, сцена убийства комична
· нарушения и исчезновения всех твердо установившихся границ между предметами
· Один человек переходит в другого человека, один предмет переходит в другой предмет, физический план - в астральный план, мозговой процесс - в бытийственный процесс. Происходит смещение и смешение разных плоскостей.
· Герой романа "Петербург", сын важного бюрократа, исповедующий неокантианскую философию Когена, и революционер, - Николай Апполонович Аблеухов. Его любимое занятие заключалось в том, что он запирал на ключ свою рабочую комнату и ему начинало казаться, что и он, и комната, и предметы той комнаты перевоплощались мгновенно из предметов реального мира в умопостигаемые символы чисто логических построений. Комнатное пространство смешивалось с его потерявшим чувствительность телом в общий бытийственный хаос, называемый вселенной. Сознание Николая Апполоновича, отделяясь от тела, непосредственно соединилось с электрической лампочкой письменного стола, называемой им "солнцем сознания". Он чувствовал тело свое пролитым во "вселенную". Описывается медитация Николая Апполоновича, посредством которой расщепляется его собственное бытие. В романе изображается также мозговая игра важного бюрократа-отца, сенатора, главы учреждения и действительного тайного советника - Апполона Апполоновича Аблеухова. С трудом отделяется от него сын-революционер, наизнанку вывернутый бюрократ - Николай Апполонович. Трудно определить, где кончается отец и где начинается сын. Это уже и злая ирония, когда враги, представляющие начала противоположные - бюрократии и революции - смешиваются в каком-то некристаллизованном, неоформленном целом.
· погружает человека в космическую безмерность, отдает его на растерзание космических вихрей. А. Белый и любит Россию и отрицает Россию.
Блок
· Поэт жизни, пути, верит в светлое будущее(возможно, через революцию)
· Трилогия вочеловечивания
· Стихи о прекрасной даме-наполнен ожиданием
· Двойственность мира героя, гимн прекрасной даме-идеализация,звукопись, цветовая символика «вхожу я в тёмные храмы»
· Но мечта терпит крах-1905-07 – постепенная конкретизация
· Разочарование, снижение образа ПД, лейтмотив-вьюга
· «фабрика»-лживость, насправедливость мира,безликость людей, бесперспективность
· «русь»-чертыПД и мифологизированная родина, образ распутья
· «незнакомка»-двоемирие,мистика.из-за пошлого мира проглядывает «берег очарованный»-ирония, окончательный крах романтических надежд в столкновении с реальность
· 12
· 1918 за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. “Сегодня я гений”
· бурные и противоречивые отклики.
· революция как очистительный пожар, в огне которого все старое должно быть уничтожено:
· с помощью символов показывает происходящее. Старый, прогнивший мир, представителями которого становятся у Блока “буржуй на перекрестке”, “длиннополый” поп, реакционный интеллигент, презрительно названный “витией”, олицетворен в поэме уличным псом:
· послереволюционный хаос и анархия как неизбежный процесс, сопутствующий великой ломке.революция в образе вселенского ветра, метели, разрушительная стихия-12красноармейцев-сила, разрушающая мир
· На первом этапе своего пути двенадцать предстают анархистами, разрушителями. Их ведет ненависть, а не любовь к людям.старая религия — религия рабов — для них неприемлема, а новую они еще не обрели. И тут автор показывает бессмысленное, ничем не оправданное убийство — это кульминация действия поэмы.
· Внутреннее потрясение заставляет героев осознать свое предназначение, отбросить анархистский и несерьезный подход к своей революционной деятельности. Исчезают игривые реплики, посторонние разговоры, строчки приобретают строгость, чеканность ритма:
· Будучи ранее частью стихии, отныне двенадцать должны сами бороться с ней. И тогда Блок выводит фигуру Христа, который ведет героев с кровавым флагом
· Поэма состоит из двенадцати небольших главок — по числу заглавных героев. При этом автор не избежал символистского увлечения магией чисел.именно столько апостолов.
Акмеизм
· 1910-как противопост символизма. Гумилёв читал поэму «блудный сын»-симв его осмеяли
· "Цех поэтов" 1911 Петербург,против магического, метафизического характера языка поэзии символистов. Н. Гумилев и С. Городецкий
· Журнал Аполлон
· Творчество как ремесло(поэт-мастер)
· Поэтика реалий(нагрузка на деталь)
· Рациональная природа
· Нет многозначности
О. Э. Мандельштам
· Варшава-семья коммерсанта. Детство и юность в Петербурге, образование в Тенишевском коммерческом училище.
· 1907 гг. Франция, Швейцария, Германия,2 семестра в Гейдельбергском университете.
· Поэтический дебют-1910 г. "Аполлон"-симв стихи
· посещает "среды" Вяч. Иванова, знакомится с Н. С. Гумилевым и становится членом "Цеха поэтов".
· поступил на историко-филологический фак СПбГУ
· Первая книга"Камень" (1913), уже акмеист
· Тревога за судьбу человека. Гармоничный мир природы сталкивается с "тяжелым" миром реальности
· "Tristia" (1922) ассоциации с различными культурными контекстами.
· В "крымских стихах" бытовая предме образы античности-увидеть психею в простых вещах
· Трудный, неустроенный быт, постоянные поиски литературного заработка,отсутствие читательской аудитории и тоска по читателю-собеседнику вызывали чувство потерянности, одиночества, страха. Творчество Мандельштама на рубеже 1920-х годов исполнено трагических предчувствий.
· 1928 г. сборник "Стихотворения" последн при жизни автора.
· В мае 1934 г. арестован и сослан в г. Чердынь-на-Каме, потом переведен в Воронеж. Стихи, написанные в этот период, так называемые "Воронежские тетради" (опубликованы в 1966 г.), — духовная исповедь поэта и его приговор "немеющему времени". В 1937 г. Мандельштам возвращается из ссылки, но не получает права жительства в Москве. В мае 1938 г. он был вновь арестован и отправлен этапом в Сибирь.