Примеры заданий для самостоятельной работы

1. Составить терминологический словарь, записав основные понятия в тетрадь.

2. Составление кроссворда.

Одним из видов самостоятельной работы, необходимых для организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по итогам освоения темы «Современная западная философия», является составление кроссворда. Целью данного вида индивидуальной работы является формирование у курсантов способности правильного использования понятийного аппарата. Требования к составлению кроссворда:

1. Количество слов в кроссворде может доходить до 40 (20 слов по вертикали, 20 слов по горизонтали).

2. Вопросы должны быть сформулированы грамотно и корректно, чтобы не было двусмысленных трактовок.

3. Вопросы должны предполагать ответы в именительном падеже.

4. Кроссворд может быть составлен как по целому разделу семинара или по одному из вопросов темы.

Примеры тестовых заданий(предусмотрены варианты тестовых заданий с выбором одного или нескольких вариантов ответов, а также задания на определение последовательности):

Выберите один правильный ответ:

1. Окружающий человека мир как целостная, непреходящая, беспредельно существующая реальность, называется

а) ничто

б) бытием

в) материей

г) сознанием

2. Атрибутами субстанции выступают

а) пространство и время

б) положение и движение

в) воображение и чувство

г) мышление и протяжение

3. Автор учения о множественности субстанций

а) И. Кант

б) Г. Гегель

в) Г. Лейбниц

г) Л. Фейербах

4. Влагу как субстанцию называл

а) Фалес

б) Гераклит

в) Анаксимен

г) Анаксимандр

5. Материализм в системе Л. Фейербаха носит характер

а) эмпирический

б) гуманистический

в) антропологический

г) рационалистический

6. Движение есть

а) поток сознания

б) любое изменение

в) перемещение тел в пространстве

г) любая совокупность ощущение человека

7.Сторонник реляционной концепции пространства и времени

а). Эпикур

б) И. Ньютон

в) Демокрит

г) Г. Лейбниц

8. Представитель объективного идеализма в Немецкой классической философии

а) И. Кант

б) Г. Гегель

в) Л. Фейербах

г) Э. Кондильяк

9. Термин «диалектика» изначально обозначал

а) путь

б) метод

в) исследование

г) беседу, рассуждение

10. Закон диалектики

а) тождества

б) непротиворечия

в) отрицания отрицания

г) исключенного третьего

11. Раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности и границы, называется

а) онтологией

б) аксиологией

в) гносеологией

г) антропологией

12. Представитель философского скептицизма

а) И. Кант

б). Д. Юм

в) Ф. Бэкон

г) Р. Декарт

13 Чувственное познание осуществляется на основе

а) рефлексов и инстинктов

б) рассуждений об объекте

в) представлений о предмете

г) уподоблений и обобщений

14.Учение о ценностях

а) онтология

б) диалектика

в) аксиология

г) гносеология

Выберите номера всех правильных ответов:

15. Для материальных форм бытия характерны

а) телесность

б) протяженность

в) опосредованность

г) бессознательность

д) психическое отражение действительности

16. Тенденции развития отражаются в категориях

а) эксцесс

б) регресс

в) прогресс

г) конгресс

д) эволюционизм

17. Представители сенсуализма

а) Дж. Локк

б) Р. Декарт

в) К. Маркс

г) Д. Беркли

д) Б. Спиноза

Установите соответствие:

Сферы общества Элементы

1. духовая а) мораль

б) обмен продуктами

2. экономическая в) Государственная дума

г) материальные блага

3. политическая д) религиозные организации

е) парламентские выборы

Дополните:

1. Способ существования содержания, определенная упорядоченность, внутренняя и внешняя организация содержания, называется …

2. Концепцию «Общественного договора» разработал…

Формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен.

Примерные вопросы к экзамену

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

2. Особенности философского мировоззрения, его структура. Функции философии.

3. Предмет и структура философии, специфика постановки и решения основных мировоззренческих проблем различными философскими направлениями.

4. Место социально-нравственной проблематики в философии Древнего Китая.

5. Основные принципы философского мышления в Древней Индии.

6. Особенности древнегреческой философии. Основные этапы развития.

7. Эллино-римский период античной философии.

8. Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии.

9. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.

10. Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона. Рационализм Р. Декарта.

11. Т. Гоббс и Д. Локк о государстве и естественных правах человека.

12. Основные идеи Просвещения XVIII века.

13. Немецкая классическая философия, ее основные проблемы и представители.

14. Философия марксизма возникновение, основные идеи, современная оценка.

15. Философия позитивизма – сущность, основные этапы развития.

16. «Философия жизни» и ее разновидности (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон).

17. Философия экзистенциализма о бытии человека и бытии мира
(М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

18. Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма
(З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм).

19. Рационализм XX века: особенности неокантианства и неогегельянства.

20. Просветительская мысль в России и философское осознание ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы).

21. Идеи космизма в русской философии (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).

22. Русская религиозная философия, ее основные проблемы и представители (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, В.В. Розанов, К.Н. Леонтьев и др.).

23. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение.

24. Понятие материи. Основные формы материи и ее свойства. Философское и естественнонаучное представление о материи.

25. Пространство и время как философские категории.

26. Понятие диалектики, ее исторические формы и современные разновидности. Диалектика и метафизика.

27. Категории, принципы и законы диалектики. Понятие прогрессивного и регрессивного развития.

28. Общие положения о самоорганизации и системности.

29. Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке.

30. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

31. Смысл человеческого предназначения, философское понимание счастья, любви, свободы и творчества.

32. Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность как условия существования личности.

33. Понятие общества. Специфика социального познания.

34. Общество как социальная реальность. Строение общества, его основные сферы и их взаимосвязь.

35. Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения.

36. Направленность общественного процесса, различные подходы к его пониманию. Будущее человечества.

37. Природа ценностей и их классификация. Ценности личности и ценности общества.

38. Познание как взаимодействие субъекта и объекта. Основные концепции познания. Социокультурная природа познания.

39. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.

40. Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Глобальные проблемы современности.

41. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Место и роль России в мировом сообществе.

42. Общество и глобальные проблемы XX века.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

Базовые учебники:

1. Философия : учебник / Под ред. В. Н. Лавриненко. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2014. – 575 с.

2. Спиркин, А. Г. Философия : учебник для бакалавров. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – 828 с.

Основная литература:

3. Гриненко, Г. В. История философии : учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2011. – 689 с.

4. Грядовой, Д. И. История философии. Европейское Просвещение. Иммануил Кант : учебник. Кн. 3. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 471 с.

5. Нижников, С. А. История философии : учебник. – М. : ИНФРА, 2012. – 336 с.

Дополнительная литература:

6. Батурин, В. К. Философия науки : учебное пособие. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 303 с.

7. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ науч. ред. М. С. Ковалева,
Е. И. Лакирева, Л. В. Литвинова. – М.: Мысль. В 4-х т.: А-Д. – 2010. – 744 с.

8. Праксиология исполнения уголовного наказания и проблемы формирования уголовной и уголовно-исполнительной политики государства: сборник статей. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2011. – 119 с.

9. Философия [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / авт.-сост. В. Н. Асташов, Н. В. Дрянных, Н. С. Оботурова, О. В. Агафонова. – Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2014.

10. Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П. В. Алексеев. – М.: Проспект, 2008. – 576 с.

Периодические издания:

11. Акимов, О. Ю. Видимый мир в творчестве Розанова : специфика восприятия / О. Ю. Акимов // Alma mater. – 2012. – № 4. – С. 84-86.

12. Аронов, Д. В. Дени Дидро – философ? политик? правовед и теоретические основы либерального законотворчества в России // История государства и права. – 2013. – № 19. – С. 10-14.

13. Ахтамзян, Н. А. Гуманистический тип личности М. В. Ломоносова // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 4. – С. 230-241.

14. Батиев, Л. В. Закон и право в философии Фомы Аквинского // Философия права. – 2012. – № 1. – С. 116-121.

15. Бахтин, М. В. Модели истории М. Вебера и К. Поппера // Философия права. – 2011. – № 6. – С. 67-70.

16. Беломестнова, Н. В. Сознание и культура в естественно-научной картине мира // Вопросы философии. – 2012. – № 10. – С. 43-53.

17. Васильева, Н. А. Философские вопросы науки о мировой политике // Вопросы философии. – 2012. – № 10. – С. 26-32.

18. Волынский, А. Ф. К вопросу о философии криминалистики // Вестник Московского университета МВД России. – 2012. – № 4. – С. 103-107.

19. Воронцов, Е. А. Учение Платона о государстве / Е. А. Воронцов // Alma mater. – 2012. – № 4. – С. 79-83.

20. Галкин, И. В. Правовое отчуждение в политической философии Бенедикта Спинозы // Государство и право. – 2012. – № 8. – С. 123-126.

21. Галушкин, А. А. К вопросу о понятиях «гражданство» и «подданство» в их философско-правовом восприятии // Государство и право. – 2013. – № 11. – С. 73-76.

22. Глухов, А. А. Политическая логика Платона (в контексте интерпретаций П. Наторпа и М. Хайдеггера) // Вопросы философии. – 2012. – № 5. – С. 157-169.

23. Дашичев, В. И. Иммануил Кант и современные проблемы международных отношений / В. И. Дашичев // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 1. – С. 185-193.

24. Денильханов, А. Х. Дуализм права как основа общественного идеала в мировоззрении русских мыслителей (конец XIX– начало ХХ в.) // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. – 2012. – № 3. – С. 103-113.

25. Длугач, Т. Б. Маркс: вчера и сегодня // Вопросы философии. – 2014. – № 2. – С. 14-22.

26. Ефременко Д. В. Концепция общества знания как теория социальных трансформаций: достижения и проблемы // Вопросы философии. – 2010.– № 1. – С. 49–61.

27. Камнева, Л. С. Идеи блага как принцип организации государства в философии Платона // Философия права. – 2011. – № 6. – С. 122-126.

28. Косилова, Е. В. От суггестии к сознанию // Вопросы философии. – 2012. – № 3. – С. 15-26.

29. Красиков, В. И. Онтологии // Философия. – 2013. – № 9. – С. 43-51.

30. Кротов, А. А. Дидро как историк философии // Вопросы философии. – 2014. – № 3. – С. 123-132.

31. Кувакин, В. А. М. В. Ломоносов как философ жизни // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. – 2012. – № 2. – С. 3-12.

32. Лебедев, С. А. Научная картина мира в ее развитии // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. – 2012. – № 3. – С. 3-27.

33. Лебедев, С. А. Праксиология науки // Вопросы философии. – 2012. – № 4. – С. 52-63.

34. Левин, Г. Д. Опыт, факт и эмпирическое знание // Вопросы философии. – 2012. – № 11. – С. 75-84.

35. Лекторский, В. А. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. – 2012. – № 5. – С. 26-34.

36. Мальков, Б. Н. Мировоззренческая культура юриста: понятие, структура, проблема формирования // Вестник Российской правовой академии. – 2012. – № 4. – С. 3-7.

37. Микешина, Л. А. Общие понятия и феномен интуиции в гуманитарном знании // Вопросы философии. – 2012. – № 12. – С. 104-115.

38. Ненашев, М. И. Антропный принцип и проблема наблюдателя // Вопросы философии. – 2012. – № 4. – С. 64-74.

39. О сущности государства в философии права Г. В. Ф. Гегеля // Философия права. – 2013. – № 3. – С. 32-34.

40. Оботурова, Н. С. Трансформация марксистской теории государства в современной европейской социально-гуманитарной мысли // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2013. – № 4. – С. 89-92.

41. Павлюченков, Н. Н. Философия религии священника Павла Флоренского // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. – 2012. – № 4. – С. 88-102.

42. Полякова Е. А. «Vermöge eines vermögens»: великий круг кантовской философии в интерпретации Ф. Ницше. – 2010. – № 3.

43. Порус, В. Н. Д. Юм и философия культуры // Вопросы философии. – 2012. – № 2. – С. 92-103.

44. Рахманов, А. Б. Философский плацдарм в царстве Марса: субъективная логика войны // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2011. – № 4. – С. 131-152.

45. Савчук, В. В. Философия эпохи новых медиа // Вопросы философии. – 2012. – № 10. – С. 33-42.

46. Самылов, О. В. Становление принципа историзма в немецкой классической философии (Кант и Гегель) // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 4. – С. 56-67.

47. Секацкая, М. А. Этические идеалы, логические ограничения и проблема свободы // Вопросы философии. – 2012. – № 2. – С. 81-91.

48. Семякин, М. Н. Идея свободы в частном праве // Российский юридический журнал. – 2012. – № 3. – С. 7-18.

49. Степин, В. С. Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция // Вопросы философии. – 2012. – № 5. – С. 18-25.

50. Тонконогов, А. В. Сознание, дух, разум: гомогенность и гетерогенность феноменов / А. В. Тонконогов // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 2. – С. 60-85.

51. Фетискин, В. В. Деятельностная парадигма человека // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 4. – С. 95-106.

52. Философское наследие Китая: Конфуций и Шан Ян // Вопросы философии. – 2013. – № 10. – С. 67-76.

53. Хвостова, К. В. Особенности истины и объективности в историческом знании // Вопросы философии. – 2012. – № 7. – С. 27-37.

54. Хмелевская, С. А. Современная российская теория права: поиски новых философских оснований / Хмелевская С. А. // «Черные дыры» в Российском законодательстве. – 2012. – № 1. – С. 31-37.

55. Цаплин, В. С. Принцип и природа разумности // Вопросы философии. – 2012. – № 12. – С. 116-123.

56. Черткова, Н. Е. Интуиция как составляющая художественного мышления // Вопросы философии. – 2012. – № 4. – С. 158-165.

57. Черткова, Н. Е. Философские основы гуманитарного знания // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 5. – С. 110-119.

58. Чумаков, А. Н. Глобалистика в системе современного научного знания // Вопросы философии. – 2012. – № 7. – С. 3-16.

59. Шевцов, С. Г. К вопросу о концептуальных основах усмотрения и свободы воли / Шевцов С. Г. // «Черные дыры» в Российском законодательстве. – 2012. – № 2. – С. 44-47.

60. Шульгина, Н. А. Исторические и философско-правовые основы возникновения коррупции в обществе // Государственная власть и местное самоуправление. – 2012. – № 10. – С. 5-9.

61. Юдин, К. А. Артур Шопенгауэр и судьба его идейного наследия в истории философии (к 225-летию со дня рождения (1788-2013)) // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. – 2013. – № 5. – С. 26-40.

Интернет-ресурсы:

62. http://www.informika.ru/

Справочная информация по курсу «Философия», списки фондов, информационные подборки статей, список российских серверов.

63. http://www.philosophy.ru/

Библиотека Института философии, журнала «Вопросы философии», энциклопедии, справочники, госстандарты по философским дисциплинам, регулярно пополняется новыми материалами.

64. http://www.philosophy.ru/library/vopros/00.html

Страница журнала «Вопросы философии». На нем представлено содержание журнала с 1947г.

65. http://ihtik.lib.ru/philosbook_29sept2006/

Электронная библиотека, содержит книги по философии, материалы Института Философии РАН, учебные материалы по различным гуманитарным дисциплинам и отраслям наук, сборники материалов конференций, статьи, доклады, тезисы по философским наукам.

Использование ЭБС «Знаниум»:

66. Кузнецов В. Г. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 519 с. http://znanium.com/bookread.php?book=397769

67. Островский Э. В. Философия: Учебник / Э.В. Островский. М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. 313 с. http://znanium.com/bookread.php?
book=371865

68. Сычев А. А. Основы философии: Учебное пособие. 2-e изд., испр. М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 368 с. http://znanium.com/bookread.php?
book=446186

8.2. Нормативно-правовые акты:

69. Конституция Российской Федерации http://www.constitution.ru/

70. Свод профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы (утвержден приказом ФСИН России от 24 мая 2010 г. № 240).

8.3. Программное обеспечение:

71. Программа АСТ-тест; банк тестовых заданий.

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

72. Электронный УМК по курсу «Философия».

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Использование видеопрезентаций, компьютерного класса, наглядных пособий (структурные таблицы, схемы, иллюстрации), видеоматериалов.

Содержание

1. Цель и задачи освоения дисциплины.. 3

2. Место дисциплины в структуре ООП.. 3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины 3

В результате изучения дисциплины обучающийся должен: 3

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 4

5. Содержание дисциплины.. 6

6. Рекомендуемые образовательные технологии. 11

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.. 12

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 17

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) 21

Наши рекомендации