Философия Древней Индии и Древнего Китая (конфуцианство и даосизм)
В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. Выделяются три основных этапа:
XV-VI вв. до н.э. – ведическийпериод;
VI-II вв. дон.э. – эпическийпериод;
II в. до н.э. - VII в. н.э. – эпохасутр.
Веды (дословно – «знания») – религиозно-философскиетрактаты, которыесоздавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя: «священное писание», религиозные гимны («самхиты»); описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов; книги лесных отшельников («араньяки»); философские комментарии к Ведам («упанишады»). Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед – Унишады (дословноссанскрита – «сидениеуногучителя»), вкоторыхдаетсяфилософскаятрактовкасодержанияВед.
Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI II вв. дон.э.) являетсядвепоэмы – эпосы«Махабхарата»и«Рамаяна», вкоторыхзатрагиваютсямногиефилософскиепроблемыэпохи.В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам, в числе которых буддизм.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н.э. VII в.н.э.) – краткихфилософских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.).
В дальнейшем в средние века господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм.
Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты – космическойэволюции, цикличности, порядкаивзаимосвязанности. БытиеинебытиеассоциируетсясоответственносвыдохомивдохомБрахмы-Космоса (Бога-творца). Всвоюочередь, Космос-Брахмаживет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических лет доновогорожденияБрахмы. Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
Душа в индийской философии состоит из двух начал: Атмана – частицаБога-Брахмывчеловеческойдуше. Атманпервоначален, неизменен, вечен; Манаса – душачеловека, возникающаявпроцессежизни. Манаспостоянноэволюционирует, достигаетвысокихступенейлибоухудшаетсявзависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы. Карма – предопределенностьчеловеческойжизни, судьбы. Мокшавысшеенравственноесовершенство, последостижениякоторогоэволюциядуши (карма) прекращается.
Буддизм – религиозно-философскоеучение, распространившеесявИндии (после V в. дон.э.), Китае, Юго-восточнойАзии (после III в. н.э.), атакжеиныхрегионах. Главная идея буддизма – «Среднийпуть»жизнимеждудвумякрайними: «путемудовольствия» (развлечений, праздности, лени, физическогоиморальногоразложения) и«путемаскетизма» (умерщвленияплоти, лишений, страданий, физическогоиморальногоизнеможения). «Средний путь» - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечно целью которого является Нирвана – высшаяблагодать, свобождение.
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
III - XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (III в.н.э.) и его влияние на национальные философские школы;
XX в. н. э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
Даосизм - древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI - начале V вв. до н. э. Главные источники – философскиетрактатыименуемые "Даодэцзин".
Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
· все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
· материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе;
· мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека - покой и недеяние ("у-вэй");
· необходимо во всем уступать друг другу.
Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего, как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 - 479 гг. до н. э., главным, источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").
Основные вопросы, решаемые конфуцианством: Как необходимо управлять людьми? Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным - как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: жить в обществе и для общества; уступать друг другу; слушаться старших по возрасту и по званию; подчиняться императору; сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; быть человечным.
Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.