Философия Древнего Китая.( конфуцианство, даосизм, чань-буддизм).

1-ое тыс. до н. Э. Означает переход мифологии к знанию в рамках интеллектуального процесса. Взрыв интеллектуальной энергии приходится на 6-й век до н. э., когда в разных цивилизациях возникают философские школы, определявшие облик и суть этой науки. Социальной основой этого процесса явился переход от бронзового к железному, от родоплеменного строя к государственности, связан с усилением критики… в отношении традиции и пересмотром мифологической традиции, с развитием естествознания. Для философии Востока характерной опорой на совершенствование нравственного, духовного. Философские учения обретают нравственность, религиозный смысл и характер. Восточная философия отрицает формальные методы познания (логику, рациональное познание), в ней господствовали примитивные методы аналогии, ассоциации, что предшествовало развитию науки и техники. Различия между Индийскими и Китайскими культурами сводились к соблюдению хронологии и персональному участию каждого учителя в культурном процессе Китая, и к игнорированию этих аспектов в Индии. Сер. 1-го тыс до н. э. Называлось в Китае – борющихся царств. Характерны 2 тенденции – атеизм и мистицизм. Всю суть китайской мысли- учение о противоположностях ( инь и ян), отрицание идей бога, культ учителя с одной стороны и увереность во внешнем воздействии на судьбу человека со стороны. Дао. Мистика нисходит и проявляется в системе суеверий, увлеченности астрономией, гаданиями и другим негативными формами культуры. Учение о первоэлементах (добавляется металл).

Элементом философии выступает система этических учений, основанных на книге И-дзын, в которой собраны мистические идеи и тексты. Конфуций – своеобразное божество. Главное в его учении- создание системы воспитания китайцев. Конфуций был строгим консерватором и государственником, считавший, что основой всего нового является старое, которое нужно изучать. Другим авторитетом в Китае был Лао Узы, который считал, что не небо , а Дао – естественный закон определяет бытие народа, управляет природой, при этом человек пассивен. Лао Изы учил аскетическому образу жизни, создал учение «Ци», которое смешивает добро и зло и культивирует пренебрежение человеческим ценностями.

32. Наиболее серьёзной проблемой в философии выступает проблема человека. В античности человек считался естественно частью вселенной, полностью подчиненной космосу, судьбе. Христианство, разделившее мир человека на телесный и духовный придало последнему относительно свободный характер, творческий, в рамках которого человек мог осознанно строить свой мир, делать выбор между добром и злом. В новое время духовная сущность человека сведена к проблеме интеллекта, целью которой стало удовлетворение телесных потребностей. С 19 века обозначились 2 тенденции в понимании природы человека: 1. идеалистическая – абсолютизировало духовное начало, а в рациональной форме, изучая интеллектуальный потенциал и изучает иррациональный мир человека, т.е. внеинтеллектуальная сторона сознания. 2. материалистическая – считает, что сущность человека сводится к организации телесного начала, приводящего в действие психические и интеллектуальные силы. Материализм разработал систему аргументов, характеризующих механизм эволюции человека в рамках трудовой гипотезы. Промежуточным направлением между материализмом и идеализмом стал фрейдизм и родственные ему школы, считавший, что с одной стороны социальная обусловленность человека, природный характер его сущности, а с другой выводили поведение человека из совокупности потаемных подсознательных впечатлений. Существует 3 измерения человека: биологическое (изучает нас на генетическом уровне, где программируется нервно-мозговая система, сознание). Социальное (идет рядом с биологическим и отражает причастность каждого индивида к культурно-историческому процессу. Промежуточным измерением выступает психика, основа внутреннего духовного мира (воля, эмоции, память, характер).

5. Античная философия (особенности, основные направления и идеи)

Платон и Аристотель обобщив наследие Античности, выдвинули идею об четком разделении мира на реальный и потусторонний. Они сформировали идею единого Бога, как безликого, абстрактного объекта. Выдвинули положение о доминировании потустороннего мира над, что проявлялось в приоришении общих понятий над реальными вещами, как слабыми копьями этих понятий. Схоластика возникла в преблодающей степени на основе Античной мысли, собственно ее достижениями были: учения о двойственной истине, формирование концентрированных положений, выражающих позитивные ценности социума. Оформление идее Бога, как персинафицированного существа. Естественно – научной основой схоластика явились учения арабов в области математики, географии, медицины и т. д. Выдвигались идеи опытного познания мира, идеи деизма и пантеизма. В цело схоластика существовала не как системная философия, а как совокупность разноленейных идей. Лишь в сфере богословия схоластика стала заметным финомином, обосновав догматические принципы и заложив основы рациональной методики познания мира

33. Философия в отличие от всех наук изучает человека не с какой-либо одной стороны или частично, а как систему, целостный элемент, обобщая знания о нем. К тому же в предельно отвлеченных от конкретики терминов. Антропогенез – происхождение человека, но он не может возникнуть в одиночку, он формируется лишь в обществе, поэтому точным будет выражение анторопосоциогенез. Существует несколько концепции анторопосоциогенеза. Наиболее распространены 2: эволюционная и трудовая. Эволюция вплотную подошла к разгадке человека, используя идею естественного отбора, изучая совокупность предпосылок исключительно биологического характера, оставляя без внимания социальные формы организации (семья, племя, народ), а так же духовные проявления (мораль, право, наука). Не учитывала гипотеза и специфики индивидуальных и общественных уровней человека. Несколько дальше пошла трудовая гипотеза Энгельса и Маркса. Последняя доказала факт очеловечивания не особи, а вида. Во-вторых, признала труд основой естественного отбора в происхождении человека, а именно доказав, что труд стал автором сознания и языка, что лишь труд объясняет и доказывает на примере жизни индивида каким образом формируется общество в целом. Но вместе с тем марксизм многое не смог объяснить в человеке (сущность духовного мира человека), поскольку исходил из приоритета производительных сил. Поэтому игнорировал роль и значение религии и церкви в обществе. Не смог объяснить марксизм мотивов трудовой активности человека в прошлом. Согласно игровой концепции человек выполняет в жизни разные роли, жизнь – игра, люди – актеры.

6. В рамках первого этапа сложилось учение о первоэлементах, в качестве которых выступала вода. Вода, являясь основой жизни наиболее важна для жизни других существ и одновременно самый распространенный феномен планеты. Вода – источник жизни и является ее основой, ведущим элементом материи. Ноксимандр считал, что основой жизни является воздух. Именно в воздухе происходит зарождение жизни. Он первым выдвину теорию о том, что не существует конкретной, осязаемой стихии, благодаря которой возник мир. Гераклит выдвинул концепцию огня, как основу бытия. Демокрит выдвинул идею атомарного устройства вселенной. Он пишет, что атомов много, главным их средством является неделимость. Атомы не проницаемы, они, образуя весь мир, воспринимаются нашими органами чувств, как результат воздействия атомов на нас. Атомы существуют в пустоте, но границы между ними заполнены до предела. Атомы обладают значительной плотностью.

34.Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида. Понятие личность выражается мера присвоения человеку, соц. сущности конкретных исторических условиях. Родившейся человек в течение всей своей жизни социализируется, присваивая социальное – это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация избирательна , она зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Личность является как бы индивидуальной формой бытия, общественного сознания. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность – это единство общего (т.е. того, что присуще обществу, классу, нации), особенного (т.е. того что характеризует особенности соц-ой среды), единичного (т.е. того, что хар-ет индивидуальность) .Личность формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности, с переходом от индустриального к информационному обществу типологизация усложняется.В зависимости от внутренней и внешней активности выделяют след. типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий). На формирование личности оказывают влияние материальные условия жизни и процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Вещественной стороной соц-ой среды они становятся тогда, когда включаются в практику общ-ва. Большое значение имеет личностный фактор соц-ой среды - та соц-ная общность (друзья, семья, коллектив), в которую включена личность и её духовная атмосфера .

7. Философия средневековья (патристика, схоластика, принцип теоцентризма, проблема веры и знания).

Схоластика развивалась в 2 этапа: 1) с 2-5 века наз. патристикой, основным содержанием которой стала защита христианства, создание догматики, формирование социальной базы христианства, противостояние другим религиям, что обусловило социальную проблематику патристики ( отношение к гос-ву, к правам и обязоннастям гражданина) Методом патристики была апелляция к гражданину и естественному праву, в стремлениях уровнять христианство с другими религиями; 2) 5-15 века наз. схоластикой. Ее содержанием стала разработка проблемы познания мира в форме богопознания в условиях доминирования христианства во всех сферах жизни. Патристике и схоластике был присущ теоцентризм, позиция, ставящая бога в исходную, центральную и высшую точку мироздания. Содержанием философии в области антологии стала концепция творения мира богом, а в сфере гносеологии концепция откровения, которая открывала границы и ставила приделы познания мира чем пон. в той мере , в которой это дозволялось творцом. Представителями патр. были: Афиногор, Ксимент, Александрийский, Великий Василий, Иоан и др. отцы церкви. Решающую роль в патристике следует отвести фелону Александрийскому, который создал учение о признании существования трансцендентного божества, находящегося в не времени и пространства, и впервые предал идеи Бога личностный характер, превратив абстрактный образ в конкретный объект. Бог фелона всемогущ, не кем не создан, совершенен и неповторим, поэтому находится бесконечно далеко от мира и для управления последним в пример и назидание людям посылает в мир посредника (логоса). Этот логос обладает функцией абсолютной красоты, гармонии, порядка, замыкая на себе единство мира, придавая миру устойчивость логос сотворен Богом как абсолютный разум и дух. Идея логоса впервые появляется у Стоиков (Сенека), но он Сенека писал о дихотомии мира на земной и сверхъестественный, придавая высший смысл последнему, стремился к созданию общины праведников, соединяющие оба мира.

Главными ее проблемами были: познание мира, спор реалистов и леоминалистов, в христианстве познание состоит в не стремлении к материальному достатку, не в удовлетворении материальных потребностей, а в спасении души, путем следования высшим нравственным ценностям, в достижении до греховного состояния и достижения образа и подобия божьего по средствам метода богоуподобления. Основной идеей, основой гносеологии выступает признание несовершенства человека, что ограничивает возможности познания. Познающему поэтому приписывается оскеда, отказ от амбиций. Методом схоластики была вера (и как психическая установка, и как признание сверхъестественного, и как критерий духовности). Содержанием веры выступает учение о просветлении ума человека с помощью Бога, заимствованное у Платона. Мистика стала одним из направлений схоластики. Августин, Василий Великий и др. учили, что мир пронизан разумом, логосом, светом. Человек света не улучшает а лишь отражает, лишившись возможности излучать свет после грехопадения. Необходимо вернуться к Богу, отказавшись от телесных началов страстей, пройдя 3 этапа: 1) Катарсис (очищение души); 2) просветление души божественной мудростью; 3) озарение – полное слияние с Богом и постижение высшей истины. Лишь в православии сложилась традиция исихии, в которой слияние с Богом происходит путем концентрации психоинтелектуального направления в сердце по срадствам Иесусовой молитве. Вторым моментом характерным для схоластики был авторитаризм – опора на авторитет священного писания и отцов церкви, что привело к увлечению формальной логикой Аристотеля. Увлечение это было односторонним, т.к. схоласты предпочитают выводить следствие не из оснований а из умозрительных посылок. Третей особенностью было учение о гармонии веры и разума. К 4-5 вв усилились ереси и свободомыслие, интенсифицировалась научная деятельность, обозначалась автономия общества от церкви, поэтому возникла потребность в разведении науки и религии. Решение проблемы было найденно в 12 в в учении Фомы Аквинского. Суть заключалась в том что у науки и религии разные сферы и предметы познания, религия – вера, наука – знание. Религия изучает сверхъестественное, философия и наука – естественный мир. Аквинский утверждал, что вера не должна противоречить разуму, поэтому можно доказать существование Бога и Души.

Наши рекомендации