Московская и Петербургская школы символизма
Московская школа старшего символизма
Петербургская школа старшего символизма
В. Брюсов, ранний К. Бальмонт и др.
Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.
Главный печатный орган: журнал «Весы»
Главный печатный орган: журнал «Новый путь»
Символизм является только искусством, причем высшей точкой в его развитии. Это высочайшая миссия, поэтому претендовать на статус религии для символизма бессмысленно и губительно.
Для представителей школа характерна европейская ориентация (философия Ф. Ницше и А. Шопенгауэра, творчество французских символистов).
Символизм есть особая переходная форма религии, формирующая переход человечества к эпохе неохристианства. Литературные творения современных символистов есть своего рода пролог к новому Евангелию.
Богоискательские ориентиры, попытка выработки оригинальной философии отличают представителей школы от их европейских собратьев.
Символ (от греч. symbolon – условный опознавательный знак) – слово (или предмет), условно выражающее суть какого-либо явления путем иносказательного его обозначения. Например, бабочка может являться символом души или символом легкомыслия или символом быстротечности жизни. Символ есть образ, в котором сочетаются устойчивое значение, понятное каждому в силу закрепленности этого значения в сознании человека многовековым опытом, культурной традицией, и бесконечная многозначность, которой наделяют символ как его создатель-художник, так и читатели. Например, в стихотворении А. Блока «В ресторане» образ «черной розы в бокале золотого, как небо, Аи» является символом. Устойчивое значение этого символа связано с представлениями о розе как символе-знаке любви. В контексте блоковского стихотворения это смысловое ядро «обрастает» множественными смыслами: черная роза – испепеляющая страсть; роза, помещенная в бокал (чашу), в свою очередь символизирующую полноту бытия, - любовь как центр, то есть смысл бытия; роза в бокале шампанского Аи - опьянение страстью и т.п. Таким образом, символ в художественном тексте порождает своего рода «цепочку смыслов», потенциально продлеваемую до бесконечности.
С точки зрения символистов, символ – единственный путь приближения к пониманию сущности ноумена, т.к. он связывает мир вещей и мир идей, позволяет устанавливать аналогии между ними.
Литература:
1. Пайман А. История русского символизма – М., 1998.
2. Ханзен-Леве А. Русский символизм – СПб., 1999.
Тема 10. Реализация философско-эстетического комплекса русского символизма в индивидуально-авторских художественных системах
1. Творчество Д.Мережковского - теория и практика русского символизма.
2. З.Н. Гиппиус: проблема декадансного мироощущения
Д. Мережковский
«Евангелие от символизма» - трактат Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Три элемента искусства будущего, по Мережковскому: мистическое содержание, символ, изощренный импрессионизм в области формы. Поэзия Мережковского. Трилогия «Христос и Антихрист» как мистерия духа и плоти. Своеобразие мистической диалектики Мережковского-философа. Историко-литературные взгляды Мережковского.
З. Гиппиус
Понятие «творческое поведение» и жизнетворчество Гиппиус. Интеллектуальность и рационалистичность поэтического текста Гиппиус. Специфика художественного мира: определенность и подвижность, т. к. он реализуется через диалог между двумя полюсами: «дерзание», бунт, уверенный в себе эгоцентризм и религиозное чувство. Центральные темы: тема Бога, тема смерти, тема любви, тема души. Лирический герой Гиппиус – тяга к универсализму. «Андрогинность» мышления. Гиппиус – литературный критик.
Тема 11. Младосимволизм
1. Понятие теургии.
2. Философско-эстетические воззрения В.Соловьева.
3. Теоретические построения А. Белого и В. Иванова
В начале XX в. в литературу приходит молодое поколение писателей-символистов, которых стали называть младосимволистами:
А. Белый,
А. Блок,
С. Соловьев,
Эллис.
Их позиции, на формирование которых огромное влияние оказал великий русский философ В. Соловьев, отличались от позиций старших символистов.