Основные этапы развития философской мысли Беларуси
· философская мысль Беларуси периода Киевской Руси;
С крещением Киевской Руси в 998 г. в мировоззрении восточных славян происходят изменения. Появляется слой образованных людей, которые знакомятся с византийской ученостью, философией. Приняв душой, сердцем и разумом Священное Писание. Ефросинья Полацкая, Климент Смолятич и Кирилл Туровский своим подвижничеством предстают перед нами великими духовными пастырями своего народа.
· распространение идей ренессанского гуманизма и Реформации (ХVI-ХVII вв.);
Начало распространение идей ренессанского гуманизма связано с деятельностью Франциска Скорины (ок.1490-1541). Главным принципом мировоззрения Скорины является возрожденческий антропоцентризм, т.е. выделение на первый план проблемы земного предназначения человека, но в то же время не снимается проблема замогильной расплаты. Важное значение Скорина придавал вопросам права, различая законы «прирожденные» (естественные) и «писаные». Самая характерная особенность гуманистического мировоззрения Ф.Скорины – патриотизм. Он был основателем национально-патриотической традиции в истории белорусской культуры. Для Скорины интересы народа и Отчизны выше, чем религиозные интересы.
С середины ХVI в. на территории Великого княжества Литовского развернулось движение Реформации, оказавшее значительное влияние на общественную мысль Видным идеологом одного из течений Реформации – антитринитаризма (от лат. trinitas - троица) был Симон Будный (1533-1593). Он издал на белорусский язык «Катехизис» и свои переводы библейских текстов с предисловиями и комментариями. Философский метод Будного представлял собой своеобразный синтез средневековой схоластики и ренессанского рационализма.
· преобладание схоластической философии (ХVII – первая половина ХVIII в.;
· распространение философии Просвещения (вторая половина ХVIII – первая половина ХIХ в.);
· распространение народно-демократической идеологии (вторая половина ХIХ в.);
Во второй половине ХIХ в. заметными явлениями в общественно-политической жизни Северо-Западного края были деятельность К.Калиновского (1838-1864); творчество Ф.Богушевича (1840-1900), Янки Лучины (1851-1897). Затем, уже в начале ХХ века, насущные социальные и национальные потребности трудового белорусского народа в духе революционно-демократической традиции выражали Алоиза Степановна Пашкевич (1876-1916), известная под псевдонимом Тетка, Максим Богданович (1891-1917), Янка Купала (1882-1942), Якуб Колас (1882 - 1956) и др.
· развитие философской мысли в БССР;
Образование Белорусской ССР и её развитие явилось новым, исторически обусловленным, закономерным этапом в становлении государственности и формировании самосознания белорусского народа. В 1923 году было организовано марксистское товарищество историков-марксистов. В 1921 году издан первый учебник по диалектическому материализму С.Я.Вольфсона.
20-30 годы прошлого столетия характеризуются интересом к анализу отношений философии и собственно наук, разработками проблем категориального аппарата и методов белорусской науки. Белорусские философы активно участвовали в дискуссии против формализма и механицизма.
30 – годы – период активизации движения так называемых националистов, которые выступили против социалистической идеи и рассматривали белорусскую нацию как особенную, что вело к самоизоляции. Но эти идеи не получили распространения. Основная задача философской науки в это время постепенно сводилась к популяризации идей марксизма-ленинизма. Одновременно критиковалось буржуазное общество, его идеология и наука. В развитии общественно-политической мысли сталинского периода выявилась чрезмерная идеологизация философской науки, что привело к снижению ее познавательных функций.
В 50-80 гг. в белорусской философской мысли разрабатывались проблемы диалектики и ее законов, вопросы логики и методологии научного познания и др. Значительное место в философии этого периода занимают вопросы истории философии, в том числе и философской мысли Беларуси.
· современный этап.
В последние десятилетия ХХ века-начала ХХI века значительный вклад в развитие философской мысли внесли белорусские философы: К.П.Буслов, В.И.Степанов, И.Н. Лущицкий, Д.И.Широканов, Е.М. Бабосов, В.С.Стёпин и др.
В истории развития философской мысли Беларуси отражались этапы ее общественного развития, а сама философия выступала активным фактором социального и духовного развития белорусского народа, его культуры.