Ценности - наука - ценности
Задумав и написав эту статью в исследовательском духе, я позволю себе закончить ее постановкой проблемы, которую, признаюсь, по-прежнему считаю очень трудной для себя. Хотя, думаю, мне ясен ключ к ее решению, я ни в коем случае не уверен, что на самом деле преодолел все затруднения.
Это трудное возражение было четко и ясно сформулировано Фурзангером15, хотя оно угадывается за замечаниями многих критиков. Фурзангер отмечает, что та концепция эволюционной этики, которую я отстаиваю, решающим образом зависит от статуса науки. Еще конкретнее, она решающим образом зависит от статуса современной эволюционной биологии. В частности, от неодарвинистской эволюционной биологии, которая утверждает (с чем я совершенно согласен), что естественный отбор - это ключевой фактор в эволюционном процессе, что он та сила, которая определяет адаптацию, будучи, в сбою очередь, вызванной борьбой за существование, которая сама суть функция от ограниченной обеспеченности ресурсами перед лицом всегда возможного разрастания популяции.
К сожалению, отмечает Фурзангер, неодарвинистская теория сама по себе едва ли является нейтральным объективным феноменом. Скорее, она представляет собой продукт культуры своего времени и как таковая выражает в значительной степени ценности этой культуры. В частности, неодарвинизм (или вообще дарвинизм) восходит к способу мышления политэкономов и других ученых (таких, как Мальтус), живших в XVIII в., - людей, которые ожидали в будущем демографический взрыв, если только не будет установлен контрбаланс посредством войн и нищеты. Такие политэкономические доктрины были, конечно, ценностно нагружены. Так что, говорит Фурзангер, следует ожидать, что мы обнаружим ценности, непосредственно включенные в состав эволюционной теории, - что в действительности и происходит.
Но, продолжает Фурзангер, в таком случае, очевидно, мы имеем перед собой порочный круг. Мы начинаем с определенных ценностей - по меньшей мере ценностей социальных теоретиков XVIII в. Мы встраиваем эти ценности в наше эволюционное теоретизирование, считая их естественными. Затем появляется эволюционный этик (вроде меня), который использует эту теорию, чтобы извлечь с ее помощью понятие о человеческой природе - в частности, понятие о моральной природе человека. Ценности были встроены в науку, а затем они вновь выводятся из нее. Так что едва ли стоит удивляться тому, что в составе эволюционной теории неокантианского типа, развиваемой Роулзом, я могу обнаружить взгляд на этику, приблизительно напоминающий общественный договор. Именно эту точку зрения общественного договора Дарвин положил в основу своего эволюционного теоретизирования!
«Это важный вопрос — может ли эволюционная биология служить подходящей ареной для идеологических дебатов на предмет наиболее адекватного понимания человека. Я думаю, что не может. Это понимание уже нужно нам, чтобы интерпретировать голые факты антропологии, палеоантропологии и археологии. Вместо того чтобы прибегать к эволюционной истории как средству самопознания, Мы должны познать самих себя, чтобы создать эволюционную реконструкцию нашего поведения. Другого пути не существует»16.
Я должен согласиться, что Фурзангер и те, кто разделяет сходные взгляды, занимают значительную и сильную позицию. Несомненно, неодарвинизм, к которому восходят мои этические взгляды, сам опирается на в высокой степени ценностно нагруженные взгляды на человеческую природу и на то, как эта человеческая природа функционирует в обществе. Признавая наличие круга, я чувствую (это мое личное, не претендующее на безапелляционность мнение), что этот круг нельзя считать всецело ошибочным. Скорее, здесь мы имеем дело с процессом подпитывания. Эволюционисты-дарвинисты, сформулировавшие свою теорию, исходя из определенных политико-экономических воззрений, не остались просто на том же уровне, не прекратили дальнейших научных поисков. Скорее, Дарвин и его наследники в биологии покинули исходную почву и проверяли свою теорию на предметном материале, и они обнаружили, что существует, по-видимому, строгая корреляция между теорией и фактами. Под этим я имею в виду, что дарвиновская теория ведет к строгим предсказаниям, многие из которых были с триумфом подтверждены, а там, где возникали расхождения теории и фактов, - там предпринимались попытки корректировать теорию17. Это, конечно же, тот путь, каким идет наука, включая парадигматические теории физики.
Но такие проверки и коррекции важно упомянуть в связи с обвинением в круге. К тому времени, как я предпринял попытки применить эволюционную теорию для того, чтобы вычленить ценности, я уже имею дело отнюдь не с политической экономией, выступающей под другим именем. Я обращаюсь к чему-то, что утвердилось само по себе, вошло в свои права в области биологии. С другой стороны, представители эволюционной атаки, в том числе и я сам, не принимают свои выводы просто за нечто раз навсегда данное. На деле сейчас происходит именно то, что я сравниваю и противопоставляю свои взгляды на этику, выводимые из эволюции, с теми взглядами на этику, которые вырабатывают другие философы. А там, где есть разногласия, там есть и почва для дальнейшего уточнения и взаимовлияния. Другими словами, идет непрерывный процесс проверки, подтверждения и пересмотра различных позиций в рамках усилий по приведению их во взаимное соответствие. И обычно это удается с не меньшим успехом, чем при любом ином человеческом предприятии.
Так что, разумеется, попытки преодолеть наиболее отжившие формы мышления XVIII в. предпринимались. Кроме того, едва ли дело обстоит так, что эволюционисты безоговорочно признают дарвиновскую концепцию человеческой природы, содержащую мальтузианскую подоплеку. Все это наводит на мысль, что мы имеем дело не просто с замкнутым тавтологическим кругом, в котором ценности переходят в пауку, переходящую в ценности, переходящие в науку, и так до бесконечности, а с политэкономией, теорией ценностей и биологией, постигающими общую для всех них реальность. Причиной, которая приводила философов и политэкономов к созданию именно таких, а не иных учений о человеческой природе, было то, что, неизвестно как и почему, таковой в действительности является сама человеческая природа. Биологи сконцентрировали свои усилия на понимании этого факта и, подвергнув его проверке на природном материале, подобрали ему позитивное объяснение. Таким образом, в результате появляется возможность применить полученные объяснения обратно к миру ценностей. Тонкое переплетение между теориями политической экономии, философии и биологии возникает не просто оттого, что они усваивают содержание друг друга, а оттого в конечном счете, что они осваивают одни и те же факты реальности.
Перевод А. Б. ТОЛСТОВА
1 См.: Spencer H. Progress: Its Law and Cause. – “Westminster Review, 1857.
2 См. Н и х 1 е у J. S. Evolution and Ethics. L., 1947
3 См. D о b z h a n s k у Th. The Biology of Ultimate Concern. N. Y., 1967.
4 См. W i 1 s о а Е. О. Biopfailia. Cambridge, 1984.
5 См.: Т а у lo r P. W. Problems of Moral Philosophy. Belmont, 1978.
6 См.: Rawals J.A Theory of Justice. Cambridge (Mass.), 1971.
7 См.: Т а у 1 о r P. W. Social Science and Ethical Relativism.— «Journal of Philosophy», 1958, № 55, p. 32-44.
8 См.: М а с k i e J. L. Hume's Moral Theory. L., 1979.
9 См.: W а а 1 Е. й-е. Chimpanzee Politics. L., 1982; G 00 da 11 J. The Chimpanzees of Gombe. Cambridge (Mass.), 1986.
10 Ayala F. J. The Biological Roots of Morality.-«Biology and Philosophy» 1987, p. 241-242,
11 I bid., p., 237.
12 Ibid., p. 244-245.
13 См.: Williams G. С. Adaptation and Natural Selection: A Critique of Some Current Evolutionary Thought. Princeton, 1966.
14 См.: Ruse M. Is Rape Wrong on Andromeda? Reflections on Extra-Terrestrial Life,— In; «The Search for Extra-Terrestrial Life». N. Y., 1985.
15 См.: Voorzanger В. No Norms and No Nature—the Moral Bcvelance of Evolutionary Biology.— «Biology and Philosophy», 1987, № 2, p. 253—270.
16 I b i d., p. 265.
17 См.: Bowler P. J. Evolution: The History of an Idea. Berkeley, 1984; Dоbzhansky Th., Ayala F., Stebbins G., Valentine J. Evolution. San-Francisco, 1977.