Наука, ее признаки и особенности, роль в обществе

Список использованных источников (литературы)

  1. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 352 с.
  2. Заблуждающийся разум? Многообразие всенауч. знания // Отв. ред. и сост. И.Т.Касавин. – М.: Политиздат, 1990.
  3. Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии. – 1994. - №2.
  4. Розин В.М. Научное познание и художественное постижение как явления культуры и творчества человека // Социально-политический журнал. – 1993. - №8.
  5. Русские пословицы и поговорки // Под ред. В.Аникина; Сост.Ф.Селиванов; Б.Кирдан; - М.: Худож.лит., 1988.
  6. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом завете. – 2-е изд., испр. пер. с англ. – М.: Политиздат, 1986.

Наука, ее признаки и особенности, роль в обществе

Философское познание – это особая форма духовного опыта человека. По природе своей философии присуще стремление к синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для нее характерен специфический язык, глубоко личностное отношение к миру и другие черты. Философия, отличаясь от всех иных проявлений человеческого духа, оживляет их всех, сообщает им человеческую сторону, осмысливает для человека. Философия в человеческом знании есть приведение всех сведений о мире в стройную систему, понимание всего сущего как единого. Философия – это органическое единство научного знания и житейской мудрости человека. Философствовать означает не только размышлять о мире, но и вопрошать о самом себе в этом мире, о смысле и целях своей собственной жизни.

Итак, формы и способы познавательной деятельности человека разнообразны и весьма совершенны. Они характеризуют человека как уникальное явление, в котором имеется все. Разум дает ему интеллектуальную власть над миром и практически безгранично расширяет диапазон его возможностей и свободы.

Постановка и раскрытие вопроса о научном и ненауч­ном познании связаны с необходимостью показать много­образие способов и форм познавательной деятельности человека. По природе своей разум содержит в себе спо­собность и возможность универсального (всесторонне­го) познания внешнего мира.

Во-первых, эта универсальность обусловлена разнооб­разием духовных и практических потребностей человека.

Во-вторых, это связано с многообразием практическо­го отношения человека к миру, спецификой различных форм практики.

В-третьих, богатство форм познания мира заложено в самой природе человеческого способа отражения мира, в наличии мозга как высокоразвитого органа мышления.

Для современного человека основной формой (спосо­бом) познавательной деятельности человека является на­учное познание. В отличие от обыденного, оно протека­ет не стихийно, а целенаправленно.

Наука представляет собой особый вид, или сферу де­ятельности человека, где целью и результатом является система объективных знаний о внешнем мире и путях его практического преобразования. Наука — это мышление специальными понятиями как инструментами познания. Она является особой формой интеллектуального труда, системой деятельности по производству достоверного (точ­ного) знания. Всеобщим объектом науки выступает сис­тема «человек — мир». Объектом частных наук являют­ся отдельные фрагменты мира (например, земная кора нашей планеты), которые вовлечены в сферу практики человека и интересуют его. Предмет же науки — это наи­более важные и существенные стороны объекта, его при­знаки и свойства, вызывающие интерес для данной от­расли научного познания.

Научное познание имеет собственную природу и осо­бенности. Это проявляется в основном в следующем.

Прежде всего научное познание нацелено на получение объективного(достоверного) знания о своем объекте и предмете. Оно не допускает привнесения в знание субъек­тивных моментов от познающего субъекта (например, при­страстного, тенденциозного отношения к объекту). Для науки окружающий мир представляет собой всего лишь реальность, которая дана человеку в ощущениях его.

Научное познание одновременно является абстракт­но-аналитическими конструктивно-синтетическим.С помощью анализа предмет мысленно расчленяется на от­дельные составляющие (стороны, свойства, функции и др.). Благодаря же синтезу из знания отдельных сторон предмета формируется его целостный и объемный образ. Таким путем достигается конкретное, т.е. полное знание о предмете.

Научное познание всегда системно.Выработанные в ходе познания вещей их образы соединяются и подверга­ются рациональной обработке (осмыслению). В итоге формируется совокупность различных идей и представ­лений о предмете. В ходе дальнейшего познания склады­ваются такие сложные системы знания, как научная тео­рия, научная картина мира и т.д.

Научное познание всегда осуществляется с помощью специальных методов.Они представляют собой правила иприемы, принципы и процедуры, которыми владеет и пользуется субъект.

Научное познание — это особого рода деятельность. Ею занимаются специальные группы людей — ученые, научные коллективы и сообщества. Наука представляет собой, как это очевидно, специализированныйвид дея­тельности, который реализуется всегда коллективно.

Наконец, научное познание нацелено на изучение не только того, что естьв настоящем, но и того, что будетили же может быть в последующем. Подлинная наука всегда есть и футурология («взгляд в будущее»), т.к. она прогнозирует грядущие события и процессы.

Социальные функции науки состоят в основном в сле­дующем.

Наука есть мировоззренческая сила.Достоверные знания являются важнейшим инструментом и способом теоретического объяснения человеком окружающего мира и самого себя в нем. Без таких знаний невозможно полу­чение ответа на фундаментальный мировоззренческий вопрос о том, что есть мир и, соответственно, формиро­вание мировоззрения. По выражению М.Вебера, наука есть «расколдовывание мира» и внесение ясности в голо­вы людей.

Наука — это и производительная сила.Она закла­дывает необходимые предпосылки для изготовления че­ловеком орудий труда и техники. Без науки была бы невозможна промышленность, создание разнообразных технологий по производству нужных человеку вещей. Тем самым она становится фактически органическим элемен­том производительных сил общества. В XX в. наука ока­зала колоссальное воздействие на развитие всего общест­венного организма. Совершенно очевидно, что она имеет прямое отношение к богатствам и достижениям челове­ческой цивилизации.

Наука является и активной социальной силой.Это означает, во-первых, что ее развитие способствует круп­ным изменениям в социальной структуре общества. Так, в XX столетии резко возросли численность и влияние интеллектуальных слоев общества. Во-вторых, научное знание активно применяется при решении вопросов со­циального характера. Наука дает обществу соответствую­щие рекомендации — в политике, в экологии, в образовании и воспитании человека. В связи с этим уместно привести мысль Л.Н.Толстого о том, что не является нау­кой то, что не имеет целью благо, т.е. решение насущных проблем общественного характера.

При классификации наук выделяют обычно три груп­пы, или ветви как направления исследования мира. К ним относят, во-первых, естествознание.Объектом его изучения является природа, ее вещи, процессы и состоя­ния. Во-вторых, это обществознание,в рамках которого имеет место всестороннее исследование общественной жизни. И в-третьих, можно выделять и технические нау­ки,которые изучают средства деятельности человека. Учитывая неодинаковую степень отношения наук к прак­тике, их принято разделять на фундаментальныеи при­кладные.

Впоследнее время все более актуальной становится разработка четвертого, завершающего комплекса наук — человековедения.Оно призвано стать синтезом различ­ных научных и иных знаний о человеке. В рамках этого направления в нашей стране уже существуют Институт человека, Российская академия человековедения, Гума­нитарная академия. Есть Музей человека, готовится из­дание «Словаря по человеку», проводится и иная работа.

Говоря о закономерностяхв развитии научного по­знания, назовем следующие из них.

Дифференциацияв науке означает расчленение сово­купного научного поиска на ряд направлений (ветвей), которые со временем становятся относительно самостоя­тельными. В рамках этого процесса возникают все новые и новые науки. Напротив, в античном мире имел место синкретизм,т.е. нерасчлененность знания, в то время как подлинная наука лишь зарождалась и существовала в форме преднауки.Научное познание чем-то напомина­ет пышное и высоко растущее дерево. Его корнем явля­ется совокупная практика человечества, а сучья и вет­ви — это научные направления и отдельные науки.

Интеграциянаучного познания — это сближение и взаимодействие смежных областей знания. Так, в XX в. имеет место весьма тесная связь между физикой и хи­мией, физикой и философией и т.д. В итоге на основе этой тенденции формируется целостная и развернутая картина мира. С помощью же частных наук отражаются различные грани и оттенки этого мира.

В наше время имеет место рост относительной самостоятельностинауки как специальной сферы (вида) де­ятельности человека по производству точного знания. Нау­ка сегодня — это масштабный, специфичный мир со сво­им населением и специфичной системой отношений, ин­тересов, ориентации, связей и т.д. Этот мир убедительно описан в романе В.Дудинцева«Белые одежды», в повес­ти Д.Гранина«Иду на грозу», в других произведениях художественной литературы. В XX в. наука стала особо­го рода профессией. Одновременно она являет собой слож­ный мир технических устройств и сооружений, приборов и лабораторий, инструментов. Это, например, электрон­ные микроскопы, гигантские ускорители элементарных частиц, мощные телескопы и др.

Науке по природе своей присуще постоянное ускоре­ние темпов развития.В настоящее время удвоение уже имеющегося объема научных сведений человечества про­исходит через каждые 10—15 лет. К.Маркссправедливо заметил в связи с этим, что наука движется вперед про­порционально массе знаний, унаследованной ею от пред­шествующих поколений и растущей в геометрической прогрессии.

Наши рекомендации