Классическая древнекитайская философия .школы и идеи
Становление древнекитайской философии связано с ломкой традиционных общинных отношений, вызванной экономическим прогрессом, появлением денег и частной собственности, ростом научных знаний, в первую очередь в области астрономии, математики и медицины, которые создали благоприятную почву для духовных перемен.
У древнекитайской философии есть и другие особенности.
1. Специфической чертой китайской философии был принцип рассмотрения мира (природа, человек и его общество) как единого универсума, все элементы которого взаимосвязаны.
2. Практичность, ориентированность на поддержание реальности такой, какая она есть. Отсюда отсутствие сколько-нибудь серьезных обращений к сверхъестественному, базирование на идеале социальной, этической и политической системы 3. также употребление в письменной речи образно-символических знаков — иероглифов. Пиктографическое письмо вырабатывало эстетико-филологическое отношение к тексту. 4. Отсутствие понятийного аппарата. Отсюда слабая связь с наукой, неразвитость логики.
5. Основой стабильности китайской ф-и было постоянное подчеркивание исключительности китайского способа мышления. Следствием его явилось постепенное появление и закрепление чувства превосходства китайского национального умозрения, его нетерпимости ко всем другим философским взглядам.
Древнекитайская философия делится на три периода:
- 1) начальный классический период (VI—III вв. до н. э.);
- 2) философия эпохи Хань (II в. до н. э.— II в. н. э), когда конфуцианство утверждается в качестве ведущего направления философии, получающего официальную поддержку;
- 3) после-ханьская средневековая философия (III—X вв.), когда развивается философия китайского буддизма и оказывает возрастающее влияние на другие учения.
Согласно китайской историко-философской традиции, в древности существовало шесть основных школ:
1. Школа Инь-ян (Темного и Светлого начала). Формируется первой и есть основа для других. Суть: все комические события вытекают из взаимодействия универсальных миростроительных сил инь (женское, мягкое, темное) и Ян (мужское, твердое, светлое). Основаня книга: "И-цзин" (Книга перемен) (к.2 - нач.1 тыс. до н.э.) (инь - прерывистая черта, Ян - непрерывистая). К 5- 3 вв. до н.э. данная концепция обретает философский статус: деятельность Цзоу Яня по развитию концепции инь-ян как единого учения о пяти элементах, которые возникают в результате взаимодействия инь и Ян), они - не космические первоначала, а главные члены рядов на которые разделяются все предметы и явления мира. Они = дерево, огонь, почва, металл, вода. Идея о дуализме мира (инь-ян) и пяти началах всего сущего. Последователи: конфуцианство и даосизм.
2. даосизм (школа Пути). Книга Лао-Цзы "Дао-дэ_Дзын" (5-3 вв. до н.э.) = учение о правильном пути и добродетели. Многозначность понятия Дао: 1) субстанциональная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия человека, космоса, общества; 2) способ развертывания в первоэлементы цикличности бытия; 3) вселенная где все уравновешено, где не существует границ и разделений. Жзнь человека есть часть космического пути природы. Бессмертие дает мудрому слияние с космическим потоком Дао через преодоление иллюзии Я. Медитации, дыхательные гимнастики, диеты, сексуальеная гигиена для избавления от Я. Доктрина недеяния "у-вей" как отсуствие произвольной целеполагающей активности. Как философская система сформировался в 3-2 вв. до н.э.
3. Конфуцианство. 6-5 вв. до н.э. Задача в сохранении традиций старого предания. Идеи Конфуция собраны его учениками в трактате "Лунь-юй" (Беседы и суждения). Основаня тема: взаимоотношение человека, семьи и государства. Прочное государство основывается на прочной семье. Управление государством описывалось в семейно-родственных категориях. Идеал благородного мужа и его качества: 1) человечность, 2) порядочность, 3) знание приличий, 4) мудрость, 5) лояльность. Проявить эти качества можно лишь во взаоимоотношении с другими людьми. Ли (традиция, гуманность) - имеет сакральный характер и не может изменяться. Сяо (сыновняя почтительность). И (долг). Жэнь (практическое человеколюбие). Жить - значить учиться, а учиться - жить. Концепция исправления имен (чжен мин) - имена и предметы должны соответствовать друг другу.
4. легизм (школа Закона). От 8 в. До н.э. Высшая ценность - единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Фа (закон) - единый юридический закон, создателем которого может быть лишь единовластный правитель. Может изменяться по потребностям времени и не имеет сакрального характера. Соблюдение законов на основе суровой системы наказаний. Гарант управления на основе закона - ши (насилие, власть). Отношения верховной власти с народом могут быть только враждебными. Задача государства - в ослаблении народа. Система централизованного управления государством. Система надзора за чиновниками и круговая порука.
5. моизм. 5-6 вв. до н.э. Государство ориентировано на благополучие граждан. Причина плохого в мире - недостаток общечеловеческой любви. Девиз в трактате "Мо-Цзы" - всеобщая любовь и взаимная выгода. Подражание поведению правителей древности - беспрекословное подчинение выборному руководителю. Принцип экономии расходов и критика конфуцианства за дорогостоящие ритуалы. Учение о правильном знании: знание должн быть направлено на раскрытие причинности (гу), определения сходства и различия (тун и) и разделения вещей и явлений по родам (лэй). Критерии достверности знания: 1) сравнение с делами совершенно мудрых правителей древности; 2) перепроверка посредством соответствия фактам, которые слышали и видели многие люди; 3) применимость. Знание является отражением реалий (ши) в форме имен (мин). Реалии существуют не нуждаясь для этого в именах.
6. Школа имен. Проблема соотношений имен и реалий. Вокруг нее формируются философские построения номиналистов. Между именами и реалиями есть связь, их единство, иначе можно было бы сказать "белая собака есть черная собака".
4 ОБЩАЯ ХАРАКТИРИСТИКА ЭТАПОВ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ:ИДЕИ,ПОНЯТИЯ,ПРЕДСТАВИТЕЛИ.
1. Древнегреческойназывается философия(учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".)
Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.
•демократический — VII— V вв. до н. э.;
• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;
• эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.;
• римский - Iв. до н. э. - V в. н. э.
2. К досократическому периодуотносится деятельность так называемых философов-"досократиков":
• милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);
• Гераклита Эфесского;
• элейской школы;
• атомистов (Демокрита, Левкиппа);
• некоторых иных философов.
Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.
Классический (сократический) период— время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).
К данному этапу относятся:
• философско-просветительская деятельность софистов;
• философия Сократа;
• зарождение "сократических" школ;
• философия Платона;
• философия Аристотеля.
Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков":
• меньше уделяли внимания поиску первоначала;
• допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;
• выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего
(Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);
• положили начало спору между материализмом и идеализмом;
• проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;
• от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;
• внесли вклад в развитие логики;
• вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).
Для эллинистического периода(периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:
• распространение антиобщественной философии киников;
• зарождение стоического направления философии;
• деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;
• философия Эпикура и пр.
Отличительные черты эллинистической философии:
• кризис античных моральных и философских ценностей;
• снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;
• отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
• поиск физической и духовной опоры в самом себе;
• стремление к отрешению от действительности;
• преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);
• признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного
человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).
Наиболее известными философами римского периода являлись:
• Сенека;
• Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);
• Тит Лукреций Кар;
• поздние стоики;
• ранние христиане.
Для философии римского периода было характерно:
• взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);
• фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну — античную философию;
• влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);
• близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);
• небольшое внимание к проблемам окружающей природы;
• повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
• расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);
• расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости);
• преобладание идеализма над материализмом;
• все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
• повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
• рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
• постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.
3. В целом древнегреческая (античная) философияимеет следующие особенности:
•материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);
• древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
• стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
• на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);
• допускалось существование богов;
• древнегреческие боги были частью природы и близки людям;
• человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
• были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.