Античная философия: основные школы, идеи, этапы развития.

Общая характеристика: античная философия – философия Древней Греции и Древнего Рима (VI в. до н.э.-Vв). Это первая форма философии. Величайшее достижение этих философов – постановка вечных, всегда сопутствующих человеку проблем. У древних мыслителей было одно «орудие» познания – созерцание, наблюдение, тонкая умозрительность.

Этапы развития античной философии:

· досократовский (7-5 в. до н.э.)

· классический (5-4 в. до н.э.)

· эллинистический (4-2 в. до н.э.)

· римский (с 1 в. до н.э.-5,6 в.н.э.)

1.досократовский. Основные школы: милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Пифагор и пифагорейцы; элейская - элеаты (Парменид, Зенон); атомистическая (Левкипп и Демокрит); Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор.

Стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Поиск первоначал (в природе: первоначала – стихии: вода, воздух, огонь, земля). В центре – природные явленияфилософы-«физики» (физис – природа). Центральный мотив – онтологический, бытийный (рациональное объяснение происхождения и сущности мира).

Милетцы – учение о неопределённой материи, материалистическое учение;

Эмпедокл – стихии-элементы, из которых образуются органические вещества и многообразие мира;

Элеаты – освобождение от натурфилософских мотивов, от метафоричности, чувственных образов; противопоставляли истинное бытие как умопостигаемое, рационально-понимаемое чувственному миру.

Демокрит – атомистическая трактовка бытия («атом»-наименьшая физическая частица, их бесчисленное множество, атомы различаются по форме, порядку и положению, есть и пустотаатомы движутся, соединяются и разъединяютсячувственные вещи;

С 5 в. – софисты (Горгий, Гиппий, Продик, Протагор) – проблематика политической жизни граждан.

2. классический. Сократ, Платон (Академия), Аристотель (Лицей).

Сократ отвергает всю натурфилософию. Центр философских интересов – проблемы субъекта. Человека.

Различие между добром и злом – абсолютный характер. Знание того, что такое добро и что – такое зло, делает человека добродетельным.

Майевтика («повивальное искусство») – рождение истины в процессе диалога; собеседник приводился к противоречиюсовместный поиск истины.

Платон – объективный идеалист.

Мир идей – истинное бытие.

Мир вещей (хора), где мы живём – всегда изменчив

Идея души – бессмертна и перерождается. До своего вселения в телесную оболочку находится в сфере идей, человеческое тело – лишь темница для души;

Идея театра – намеренное преобразование, за образом стоит не то, что на самом деле;

Идея рода – перерождение, припоминание – опытная душа;

Учение о государстве – философы-правители, воины, граждане.

Аристотель. 4-х принципная система вещей:

1-материя (возможное существование вещи)

2-форма (определённая вещь)

3-производящая причина материи

4-целесообразность

Классическая концепция истины; классификация наук.

Система категорий: сущности, количества, качества, действия.

3. эллинистический. Школы: эпикурейцы (Эпикур, Лукреций Кар), стоики (Посидоний, Зенон, Хрисипп), неостоики (Сенека, Эпиктект), скептики (Пиррон, Секст Эмпирик).

Индивидуализм, скептицизм, атараксия (поиск спокойствия души).

Эпикуреизм (Эпикур: высшее благо – блаженство, наслаждение, удовлетворение естественных потребностей).

Стоицизм – воздержание от страстей, отрицали удовольствие, естественная жизнь; стойко выдерживать трудноститак достигается добродетель.

Скептицизм:

· сомнение во всём (из-за невозмутимости, спокойствия духа)

· воздержание от утверждения

· относительность всех вещей в мире

Ни одно из суждений не более правдоподобно, чем ему противоречащее.

Ни одно из суждений не более правдоподобно, чем ему противоречащее.

4.римский. Решающая сила античного мира – Рим. В этот период осуществляется культурная защита, сохранение идей древнегреческой философии, нежели её продолжение.

Неоплатонизм: (Платон, Прокл, Ямвлих)- сер.3-сер.6 века)

· учение об иерархически устроенном мире;

· «восхождение» души по своему истоку;

· Разработка практических способов единения с божеством на основе языческих культов;

· Разработка диалектики платоновской Триады:

Единое – Ум – Душа

Иерархия бытия:

Единое (сверхсущее благо)

Ум (дифференциация на множество идей)

Душа (чувственное начало, существа)

Умственный и чувственный Космос

· Учение о переселении душ

· Бог – непознаваемое, сверхразумное, сверхмировое неизречённое начало.

Наши рекомендации