Структура познания. Специфика и основные формы чувственного и рационального познания
Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира.
Познание – это многосторонний, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями процесс.
Противоречивость познания связана со спецификой его форм и характером связей между ними.
В гносеологии выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание. Эти формы знания зачастую рассматривались как два последовательных этапа его формирования.
Чувственное познание осуществляется органами чувств.
Его особенностями являются: непосредственность (прямое воспроизведение объектов); наглядность и предметность возникающих образов; воспроизведение внешних сторон объекта.
Формы чувственного познания: ощущения (отражают отдельные свойства и стороны объекта, не дают целостной картины воспринимаемого); восприятия (синтез ощущений, дают целостный образ); представления (обобщенный образ действительности, наглядное воспроизведение прошлых восприятий).
Чувственное познание активно и социально обусловлено. Социальная обусловленность выражается во влиянии социальных отношений, общественной и индивидуальной практики на выбор объектов познания; в формировании установок и ожиданий.
Рациональное познание присуще только человеку, это более сложный способ познания.
Рациональному познанию присущи: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность возникающих образов; воспроизведение объектов на основе внутренних закономерностей и отношений.
Основные формы рационального: понятие (логический образ, воспроизводящий существенные свойства объекта); суждение (высказывание, отражающее отношение между различными вещами и их свойствами); умозаключение (вывод из нескольких взаимосвязанных суждений); интуиция (способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования при помощи доказательств). В иррационализме интуиция может рассматриваться как мистическое постижение истины вне системы научного опыта и логических умозаключений.
В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта.
В докантовской философии, прежде всего под влиянием идей Декарта, под субъектом познания понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида, под объектом же - то, на что направлена его познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант, перевернул отношения субъекта и объекта и в связи с этим дал им другую интерпретацию. Кантовский трансцендентальный субъект - это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект же — продукт деятельности этого субъекта. Трансцендентальный субъект Канта первичен по отношению к объекту. В системе Канта была осознана многогранность взаимодействия субъекта и объекта.
Представители немецкой классической философии раскрыли онтологические, гносеологические, ценностные, материально-практические стороны этого взаимодействия. В связи с этим в немецкой классической философии субъект предстает как надындивидуальная развивающаяся система, сущность которой состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля эта деятельность рассматривалась прежде всего как духовная активность, которая порождала объекты.
У Маркса и Энгельса эта деятельность носила материально-чувственный характер, была практической. Субъект и объект выступали у Маркса и Энгельса как стороны практического отношения, практической деятельности.
В позднейшей философии субъект-объектное отношение к действительности становится объектом критики.