Основные направления развития русской прозы 2-й половины ХХ века
Тема человека на войне.
Уже во время войны появился ряд правдивых, страстно-патриотических и эстетически совершенных произведений: поэма А.Твардовского «Василий Тёркин», повесть А.Бека «Волоколамское шоссе», рассказы А.Платонова, А.Толстого, роман В.Некрасова «В окопах Сталинграда», повесть Э.Казакевича «Звезда».
Но время меняло акценты художественного анализа войны. В первые послевоенные годы возобладал «лакировочный» подход: романтизация победы, чёрно-белое восприятие, заключающееся в показе кристальной чистоты «наших» и сконцентрированности идиотизма и зла врагов. В литературе исключалась трагедийность. За «упаднические, пораженческие настроения» М.Исаковскому (стихотворение «Враги сожгли родную хату») дали 8 лет каторги.
Первые попытки приблизиться к объективной правде – рассказ М.Шолохова «Судьба человека» (1954г., опубликован в 1956, сразу после ХХ съезда партии), повесть Ю.Бондарева «Батальоны просят огня» (1956) и его же роман «Тишина». Здесь война показана как страшная трагедия народа; появилась тенденция совмещения «генеральской» и «окопной» правды войны, усилилось чувственное начало по отношению к событийному, впервые поставлены вопросы о причинах поражений в начале войны, о цене побед, о влиянии культа личности на судьбы людей.
В 60-е годы изображение войны и человека пошло по двум направлениям. Первое – масштабное воссоздание исторического полотна в «панорамных романах-эпопеях» «под Л.Толстого»: «Живые и мёртвые» (трилогия) К.Симонова, «Блокада» А.Чаковского, «Война» И.Стаднюка, «В августе 44-го» В.Богомолова, «Щит и меч» А.Кожевникова. Второе направление – сосредоточение внимания на человеке войны в так называемой «прозе лейтенантов» - писателей 1923-24 годов рождения. В.Быков сказал: «Все мы вышли из бондаревских «Батальонов…». Наивысшее художественное воплощение – в прозе малых жанров: повести Б.Васильева, В.Быкова, рассказ В.Кондратьева «Сашка», документальные повести «У войны не женское лицо» С.Алексиевич и «Блокадная книга» Д.Гранина и О.Адамовича, произведения Ю.Бондарева, К.Воробьёва, В.Курочкина. Главная тема этих произведений: как в человеке в нечеловеческих условиях войны сохраняется или рушится человеческое – доброта, гуманность, любовь, неброский героизм. Усилились трагедийность и психологизм. В полный голос зазвучали мотивы предательства и дезертирства, женщин и любви на войне, психологии простого солдата или даже простого человека, втянутого обстоятельствами в войну («Знак беды» В.Быкова). Внимание писателя сконцентрировалось на внутреннем мире человека войны, на мотивах и последствиях нравственного выбора в экстремальных условиях, на описании не батальных сцен, а повседневного быта, военного труда, человеческих отношений.
Важнейшей темой стала тема памяти. Есть попытки и решения вечных тем на военном материале (роман В.Гроссмана «Жизнь и судьба»). Юмористическую и сатирическую традицию в военной теме продолжили В.Курочкин («На войне как на войне») и В.Войнович («Жизнь и удивительные жизнеописания солдата Ивана Чонкина»).
2. Антитоталитарная и «лагерная» проза.
Тему художественного развенчания пагубного воздействия тоталитарного режима на душу и судьбу частного человека, начатую ещё Е.Замятиным и А.Платоновым, развивают во 2-й половине ХХ века А.Рыбаков («Дети Арбата», «35-й и другие годы»), А.Приставкин («Ночевала тучка золотая…»), В.Дудинцев («Белые одежды»), Г.Владимов («Верный Руслан»), В.Шаламов («Колымские рассказы»). А.Солженицын («Один день Ивана Денисовича»), С.Довлатов («Зона»), Г.Жжёнов («Саночки»). Современные писатели в решении этой темы отходят от иносказаний и символов и рисуют реальные драматические судьбы реальных героев в реальных обстоятельствах. Тоталитарный пресс не способен раздавить верных идеалам юности героев «Детей Арбата», борющихся со своей судьбой братьев Кузьмёнышей («Ночевала тучка…»), учёного-генетика Фёдора Дёжкина и его друзей и последователей, не запятнавших свои «белые одежды», ищущих своё счастье в нечеловеческих условиях «зоны» Ивана Денисовича Шухова, караульного пса Руслана, героев довлатовской «Зоны».
Эти произведения, как ни странно, внутренне связаны с военными. Прежде всего, - поиском гуманизма в антигуманных условиях репрессий, борьбы с наукой, департации целых народов, тюрьмы и каторги – словом, в условиях войны государства со своим народом. Драматические, а порой и трагические судьбы окрашены внутренней несгибаемой стойкостью и верой.
3. «Деревенская» проза.
Это термин условный. Просто в произведениях В.Белова, В.Астафьева, В.Распутина, Ф.Абрамова, С.Залыгина, В.Шукшина преобладают герои – сельские жители. Но внутренний пафос их произведений – не в противопоставлении деревни городу, а в водоразделе между прошлым и настоящим. Эти произведения буквально кричат об утрате народных традиций и устоев, этических и эстетических идеалов самобытной русской жизни, исторической памяти под воздействием разрушительной и безнравственной цивилизации.
К середине 60-х, когда закончилась хрущёвская «оттепель» и надежды интеллигенции на «социализм с человеческим лицом» рухнули, на новом витке возобновились споры «западников» и «почвенников».
Причину надвигающейся экологической и духовной катастрофы «деревенщики» увидели в разрушении традиционных связей человека и природы («Царь-рыба» В.Астафьева, «Прощание с Матёрой» В.Распутина). Природа человека должна жить в согласии, в ладу с природой вне человека. Этой гармонии ищут и деревенский философ Иван Африканович из повести В.Белова «Привычное дело», и чудаки-романтики из рассказов В.Шукшина «Чудик», «Микроскоп», «Мастер».
Деревенский уклад жизни естественен, натурален, а цивилизация, отчуждая человека от природы, формирует психологию потребителя или властелина, лишая человека духовной опоры, - таков основной пафос произведений этих писателей. По мысли В.Астафьева, сегодняшние разобщённость, надругательства над природой и эгоизм – это посланные человечеству испытания, которые нужно пройти. В «Царь-рыбе», повествующей об ужасающих картинах разграбления природы, повального браконьерского отношения к богатствам Сибири, нынешняя эпоха сравнивается с полярной зимой, на смену которой обязательно должны прийти тепло и свет.
4. «Возвращённая» литература третьей волны эмиграции.
Можно выделить две группы этих писателей: 1) «Дети 56 года», уехавшие из страны в 60-70-е годы уже известными писателями: Ан.Кузнецов, А.Гладилин, В.Аксёнов, В.Войнович, В.Максимов, Г.Владимов и др. 2) писатели, выехавшие из СССР безвестными и оформившиеся как литераторы в условиях эмиграции: Э.Лимонов («Это я, Эдичка»), С.Довлатов («Зона», «Чемодан»), Саша Соколов («Школа для дураков»).
В произведениях эмигрантов 3-й волны воссоздаётся картина абсурдности и алогичности жизни, характерная для мироощущения человека 80-х.
5. Проза и драматургия о современной «городской» жизни
Эти произведения преимущественно исследуют нравственные вопросы, проблемы соотношения бытия и быта. На первый взгляд, произведения Ю.Трифонова («Обмен», «Долгое прощание», «Старик»), А.Битова («Сад», «Пушкинский дом»), В.Маканина («Предтеча», «Отставший», «Лаз»), В.Токаревой, Т.Толстой, Л.Петрушевской страдают мелкотемьем, бытописательством. На самом деле Ю.Трифонов исследует самые различные ситуации нравственных подмен, которые медленно, изнутри подтачивают основы жизни. Маленьким, почти незаметным предательством выглядит стремление главного героя повести «Обмен» Дмитриева к совершению квартирной сделки с больной матерью. Но это так же незаметно ведёт к деградации личности. Главная тема А.Битова – духовная несвобода, неорганичность современного человека. В.Маканин, рисуя характерный для советской эпохи барачно-поселковый быт, исследует причины человеческой ущербности, зыбкости положения героев, утративших сокровенные, личностные начала в толпе и тесноте обезличенной общественной жизни.
Характерная черта современных произведений – отсутствие или размытость положительного героя, идеала, героя времени. Человек в этих произведениях сложен, противоречив, индивидуален, похож на самого себя, и в этом его самоценность. Такими же предстают и герои лучших пьес 80-х годов – «Человек со стороны» И.Дворецкого, пьес В.Розова, «Старший сын», «Провинциальные анекдоты» и «Утиная охота» А.Вампилова.
6. Новейшая литература постмодернизма конца ХХ – начала XXI века.
К числу таких произведений можно отнести поэму В.Ерофеева «Москва-Петушки», роман Ф.Розинера «Ахилл бегущий», произведения А.Варламова «Гора», Л.Урицкой «Сонечка», Б.Окуджавы «Упразднённый театр», Д.Ликспирова «40 лет Чарнджоя», В.Сорокина «Розовое сало».