Проза и драматургия Л.Петрушевской
Петрушевская Людмила Стефановна – прозаик, драматург.
Родилась 26 мая 1938 г. в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 – редактором на Центральной студии телевидения.
Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьез не задумываясь о писательской деятельности. Первым опубликованным произведением был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.
Первые же пьесыбыли замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 в театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983). Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» – редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику ее драматургических произведений).
Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Ее произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. В 1990 был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 – повесть «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» – «Сказки, рассказанные детям» (1993); «Маленькая волшебница», «Кукольный роман» (1996).
Л. Петрушевская живет и работает в Москве.
33. Жанр рассказа в творчестве Л.Улицкой
Ярким представителем современной русской прозы является Людмила Улицкая , автор рассказов, повестей, романов, лауреат премии Русский Букер за роман «Казус Кукоцкого».
Жанр рассказа доминирует в творчестве Л.Улицкой: циклы «Бедные родственники», «Детство сорок девять», «Девочки».
Особенности рассказов:
1.отсутствие героя-рассказчика; написаны в форме безличного повествования; 2.отсутствие внешнего сюжета;
3.использование одних и тех же героев (Анна Марковна, Берта, Матиас)
4.в центре – женские образы;
5.возвращение героев к прошлому; 6.основной интерес – частный человек в частной жизни.
В центре рассказа «Бедные родственники» - жизнь двух женщин: Аси и Анны Марковны. Они родственницы, учились в одном классе, но между ними есть грань. Анна Марковна – зажиточная женщина, а Ася – бедная родственницы, слабоумная. Каждый месяц двадцать первого числа Ася приходила к Анне Марковне, чтобы попросить денег. Женщины болтали о чем-нибудь, Ася слушала рассказы Анны Марковны о том, что происходит в их доме. Беседа между героинями происходит натянуто, чего-то не хватает. Здесь наступает кульминационный момент: Анна Марковна достает свои поношенные вещи и каждую отдельно передает в руки Аси; затем, как обычно, Ася получает конверт со сторублевкой, прощается и уходит. Деньги и вещи она передает полупарализованной старухе и сияет от радости. Ася всегда это делала тайно и получала удовольствие оттого, что кому-то нужна.
34. Современная русская поэзия (Б.Ахмадулина, И.Бродский, А.Кушнер, Б.Кенжив, Ю.Кузнецов)Середина-конец 20 века стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета.Поэзия 1960-х годов отходила от идеологических штампов, обретала спорность, совершала художественные открытия. В это время главным в поэзии было утверждение ценности человека, его неповторимой личности, достоинства Современники выделяли в поэзии того времени две ветви. Одни поэты, продолжая традиции Маяковского, стали выступать на эстраде (Р.Рождественский, Б.Ахмадуллина, Евг. Евтушенко, А. Вознесенский и др.). Вторая ветвь, наследуя традиции философской и пейзажной лирики, исповедовала «тихую» поэзию (Рубцов, Соколов, Смеляков и др).
Представители:.
Белла Ахмадулина советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Поэзия Ахмадулиной —, включ. в себя и любовную лирику, и описания природы, и гражданские мотивы. Уже в ранних стихах Беллы Ахмадулиной (книга «Струна», 1962) обнаружилось ее стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию:Необъятна земля, но в ней нет ничего,Если вы ничего не заметите…Одной из главных тем явл. тема дружбы (в стихотворениях Ахмадулиной, посвященных выдающимся поэтам-современникам: «Памяти Бориса Пастернака» (1962), «Зимняя замкнутость» — Булату Окуджаве (1965), «Песенка для Булата» ( «Владимиру Высоцкому»
Ио́сиф Алекса́ндрович Бро́дский — русский поэт, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе.Тема Ленинграда занимает значительное место в раннем творчестве поэтаДля раннего поэта характерна динамика: движение, дорога, борьба.. Преобладают темы конца, тупика, темноты и одиночества, бессмысленности всякой деятельности.Также одной из главных явл. любовь и смертьЛюбовь часто видится как бы через призму смерти, сама же смерть оказывается весьма конкретна, материальна, близка: Это абсурд, вранье: череп, скелет, коса. Смерть придет, у нее будут твои глаза. В поэзии Бродского возрождаются философские традицииОксюмороны, соединения противоположностей характерны для зрелого Бродского. поэт создает свой неповторимый язык,включает диалектизмы и канцеляризмы, архаизмы и неологизмы, даже вульгаризмы. Бродский многословен. Его стихотворения для русской поэзии непривычно длинны.В своих философских стихах он обращается к теме родины.Предметом философских размышлений является для Бродского и тема искусства.главной его философской темой, которую он поднимал во всем своем творчестве явл проблема свободы личности
Алекса́ндр Семёнович Ку́шнер (14 сентября 1936, Ленинград) — русский поэт. В поэзии следует принципам, заложенным акмеистами и близкими по поэтике авторами : описание предметного мира, быта и одновременно включённость в мировую культуру . Особое место в творчестве Кушнера занимает образ его родного Петербурга-Ленинграда: судьба лирического героя поэта неотделима от этого.Бродский дал общую оценку творчества: «Александр Кушнер — один из лучших лирических поэтов XX века, и его имени суждено стоять в ряду имён, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский»[ .
Бахы́т Шукурулла́евич Кенже́ев (2 августа 1950, Чимкент, Казахская ССР) — казахский поэт, пишущий на русском языке. поэзия Бахыта Кенжеева сложна и многогранна. Яркие и точные поэтические образы подчеркнуты музыкальной мелодичностью и пронзительной искренностью .Сборники:Избранная лирика ,Стихотворения последних лет, Возвращение.и тд
Ю́рий Полика́рпович Кузнецо́в (1941—2003) — русский поэт и переводчик.
принадлежит к числу поэтов, тесно связанных с русской традицией. Он видит свою задачу в постановке извечных вопросов бытия, а не быта. Наряду с историческими стихотворениями у него встречаются стихи о второй мировой войне, о событиях современности и о трагической судьбе России. Тема жестокости бытия переплетается с мотивом любви как спасительного начала. Итак, мы видим, что ведущим жанром в поэзии середины-конца 20 века была лирика – гражданская, философская, любовная, пейзажная и т.д. Актуальность, многообразие поэтов, высокий уровень стихотворного мастерства – все это отличительные черты русской поэзии того времени.
Современная русская проза
Современная русская литература представляет собой произведения, написанные или впервые опубликованные в России с середины 1990х годов ХХвека и до начала второго десятилетия ХХIвека. Девяностые годы ХХвека вошли в историю русской литературы как период смены эстетических, идеологических, нравственных парадигм, «состоялось тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя».(Н.Иванов) Современные русские писатели реализуют себя в самых различных творческих направлениях и жанрах. Широко представлена в литературе современная проза.
Особенности развития современной прозы:
1.Абсолютная свобода писателя (бесцензурнон пространство)
2.Переходность, перекличка с литературой «Серебряного века;
3.Жанротворчество ( мемуары, документальные хроники, исторические романы, автобиографии);
4.Диалог культур;
5.Многоголосие – отсутствие единого метода, стиля, лидера;
6.Современная литература – это представители разных поколений:
-писатели шестидесятники (В.Аксенов, В.Войневич, А.Солженицын);
-авторы 70х (С.Довлатов, А.Битов,В.Маканин, А.Петрушевская и др.);
-поколение «перестройки» (В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Улицкая, В.Сорокин, А.Слаповский);
-молодые современные писатели (А.Уткин,А.Гостева,И.Стогофф,Е.Радов,И.Денежкина и др.);
7.Ключевая проблема современной прозы – поиск нового героя.
8.Язык – ключевой символ современного социума – порождает дискурсивность, диалогичность, недосказанность, семантическую многослойность.
Основные направления современной прозы:
1.Неоклассическое (реалистическое) направление – обращение к социальным и этическим проблемам жизни; продолжает традиции русской классической литературы)
2.Условно-метафорическое направление – построение художественного мира на основе различных типов условностей (сказочный, фантастический,мифологический); сильное игровое начало.3.Постмодернизм – направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных науках – обесценивание реальности, разрушение иерархичности , смешение стилей, интертекстуальность, игровой момент. Яркие представители: В.Ерофеев, Саша Соколов, В.Пелевин, Л.Петрушевская, А.Битов и др.
Тематика современной поэзии:
1.Обращение к мифу и его трансформации ( В.Орлов, А.Ким,В.Сорокин,Л.Улицкая,Т.Толстая)
2.Деревенская проза ( Е.Носов, В.Белов,В.Распутин)
3.Военная тема (В.Астафьев, О.Ермаков, А.Проханов)
4.Историческая тематика ( Б.Акулин, Ю.Давыдов,А.Иванов)
5.Тема фэнтази ( М.Семенова,С.Лукьяненко,В.Рыбаков)
6. «Запретная тема»- социальное дно, эротика, мистика
7.Политическая тематика (А.Проханов «Господин Гексон», И.Стогофф «Камикадзе», 8.Детективная тематика ( А.Маринина, Б.Акунин,П.Дашкова,М.Юденич)
9.Женская тематика
Ярким представителем современной русской прозы является Людмила Улицкая ,
Литература периода ВОВ. Художественная летопись войны в произведениях В.Гроссмана, К.Симонова, А.Фадеева
Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А.Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была"голосом героической души народа".. Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались порадио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях,звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова породили многочисл. стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читат свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключит особенностью лирики 1941-1945 годов. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа– вот основные мотивы военной поэзии.
Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов. В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирич и лирико-эпическую (баллады, поэмы).
Проза предст публиц и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки. Статьи писали: Леонов, А.Толстой, Шолохов. Они воспит своими статьями высокие гражд чувства, учили непримиримо относиться к фашизму
Очень распростр был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова)и др.
Константин Михайлович Симонов(1915-1979) (настоящее имя Кирилл) — русский[en] писатель, общественный деятель, В годы Великой Отечественной войны[en] был на фронте корреспондентом газеты «Красная Звезда»). Одним из первых обратился к теме русского человека на войне (пьеса «Русские люди», 1942, Государственная премия СССР, 1943; повесть «Дни и ночи», 1943 — 44, Государственная премия СССР, 1946, одноименный фильм, 1945). Широкую популярность приобрела в годы войны Симоновская лирика («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Жди меня», «Убей его!» и другие, стихи из сборников «С тобой и без тебя», 1942, «Война», 1944, и др.), где мотивы патриотизма, мужества и героики соединены с мотивами фронтовойдружбы, любви, верности.
В годы Великой Отечественной войны Фадеев был фронтовым корреспондентом газеты "Правда". В 1945 г. он опубликовал свое самое известное произведение - роман "Молодая гвардия", удостоенный Сталинской премии. (Любопытно, что два года спустя роман был раскритикован "занедостаточное освещение роли партии" и в 1951 г. переписан автором).