Карасев Л.В. «Движение по склону» (Вещество и пустота в мире А.Платонова) Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. М., 1995
7. Мухин А.Г. «Бытие в тупике»: (Аномальность в языке повести А.Платонова «Котлован») //Рус. словесность. 2001. №1.
8. Павловский А.И. Яма (о художественно-философской концепции повести Андрея Платонова "Котлован") //Русская литература. 1991. №1.
9. Толстая Е.Д. Апокалипсис Андрея Платонова //Толстая Е.Д. Мир после конца: Работы о русской литературе ХХ века. М., 2002.
Творческие задания
1-й подгруппе – выписать и прокомментировать примеры внешних характеристик персонажей;
2-й подгруппе - выписать и прокомментировать примеры «аномальности» в языке платоновской повести;
3-й подгруппе – проанализировать образы пространства в повести Платонова.
Темы сообщений
1. Образ ребенка в творчестве А. Платонова.
2. «Герои ума» и «герои сердца» в повести Платонова «Котлован».
3. Философия Н. Федорова и ее влияние на творчество А. Платонова.
Семинарское занятие №11
Тема: «Проблематика и поэтика
романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”»
План:
1. История создания и публикации романа “Мастер и Маргарита”. Реальная основа произведения. Проблема прототипов.
2. Проблематика романа. Вечные темы и историзм “Мастера и Маргариты”.
3. Литературные и фольклорные традиции в романе “Мастер и Маргарита”.
4. Особенности поэтики романа (своеобразие композиции; фантастическое и реальное).
Вопросы и задания:
1. Проследите эволюцию замысла, историю создания и публикации романа Булгакова. Выделите основные редакции булгаковского романа.
2. Составьте список исторических и литературных источников романа Булгакова.
3. На основе работы Б.М. Гаспарова («Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита»), определите основной круг мотивов романа Булгакова.
Литература:
1. Вулис А. Литературные зеркала. М., 1991.
2. Галинская И.Л. Загадки известных книг: [О Д.Сэлинджере и М.Булгакове]. М.,1986.
3. Гаспаров Б.М. // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. М., 1993. С.28-82.
4. Джулиани Р. Жанры русского народного театра и роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита” //М.Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. М., 1988. С.312-334.
5. Злочевская А.В. «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова – оригинальная версия русского метаромана ХХ в. //Рус. словесность. 2001. №2. С.5-10.
6. Золотоносов М. “Сатана в нестерпимом блеске...”: о некоторых новых контекстах изучения “Мастера и Маргариты” //Литературное обозрение. 1991. №5. С.100-107.
7. Йованович М. Об источниках “Мастера и Маргариты” //Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1992. №1. С.60-72
8. Кораблев А.А. Тайнодействие в “Мастере и Маргарите” //Вопросы литературы. 1991. №5. С.35-55.
9. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. М., 1991. – 175 с.
10. Сухих И. Евангелие от Михаила. 1928-1940. «Мастер и Маргарита». Булгаков. //Сухих И. Книги ХХ века: русский канон: Эссе. М., 2001. С.313-347.
Семинарское занятие №12
Тема: «Проблематика и поэтика романа М.Шолохова “Тихий Дон”»
План:
1. История создания и публикации романа “Тихий Дон”. Вопрос об авторстве романа.
2. Жанровые особенности произведения.
3. Концепция личности в “Тихом Доне” и судьба Григория Мелехова. Различные точки зрения на природу трагедии Григория Мелехова.
4. Проблема человека на переломе истории в романе М.Шолохова. Смысл финала произведения.
Вопросы и задания:
1. Как решается вопрос об авторстве романа «Тихий Дон» в современном шолоховедении?
2. Какова роль эпиграфов в романе Шолохова «Тихий Дон»? Используя текст романа, раскройте многогранность образа «тихого Дона».
3. Проанализируйте точки зрения исследователей относительно образа Григория Мелихова. Как в Григории Мелихове преломились родовые черты характера? Почему в исследовательской литературе Григория Мелихова называют «трагическим героем»? Существуют ли в литературе ХХ века образы, родственные герою Шолохова?
4. Приведите примеры из текста романа, где пейзажная зарисовка противостоит описанию человеческой жизни. Определите смысловую нагрузку подобных пейзажей.
Литература:
1. «Тихий Дон”: Загадки мнимые и реальные //Вопросы литературы. 1989. №8.
2. Ермолаев Г.С. О “Стремени Тихого Дона” //Русская литература. 1991. № 4.С.34-45.
3. Кацис Л. Шолохов и «Тихий Дон»: Проблема авторства в современных исследованиях: (К 70-летию первой публикации романа) //Новое лит. обозрение. 1999. №36. С.330-351.
4. Макаров А.Г., Макарова С.Э. “А власть эта не от бога”. “Соавторская” обработка художественного текста в “Тихом Доне” //Новый мир. 1993. №11. С.206-229.
5. Макаров А.Г., Макарова С.Э. К истокам “Тихого Дона” //Новый мир. 1993. №5. С.209-226. № 6. С.189-223.
6. Макаров А.Г., Макарова С.Э. Цветок-Татарник: В поисках автора «Тихого Дона»: от Михаила Шолохова к Федору Крюкову. М., 2001.
7. Семанов С.Н. О некоторых обстоятельствах публикации “Тихого Дона” //Новый мир. 1988. №9. С.265-269.
8. Тамарченко Е.Д. Идея правды в “Тихом Доне” //Новый мир. 1990. № 6. С.237-248.
9. Тахо-Годи А.А. Солнце как символ в романе Шолохова “Тихий Дон” //Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1977. №2. С.3-12.
10. Шолоховский вопрос: Продолжение разговора //Вопросы литературы. 1989. №8.//Вопросы литературы. 1991. № 2.С.3-81.
11. Якименко Л.Г. Избранные работы. В 2-х т. Т.2. М., 1982.
Семинарское занятие №13