Карасев Л.В. «Движение по склону» (Вещество и пустота в мире А.Платонова) Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. М., 1995

7. Мухин А.Г. «Бытие в тупике»: (Аномальность в языке повести А.Платонова «Котлован») //Рус. словесность. 2001. №1.

8. Павловский А.И. Яма (о художественно-философской концепции повести Андрея Платонова "Котлован") //Русская литература. 1991. №1.

9. Толстая Е.Д. Апокалипсис Андрея Платонова //Толстая Е.Д. Мир после конца: Работы о русской литературе ХХ века. М., 2002.

Творческие задания

1-й подгруппе – выписать и прокомментировать примеры внешних характеристик персонажей;

2-й подгруппе - выписать и прокомментировать примеры «аномальности» в языке платоновской повести;

3-й подгруппе – проанализировать образы пространства в повести Платонова.

Темы сообщений

1. Образ ребенка в творчестве А. Платонова.

2. «Герои ума» и «герои сердца» в повести Платонова «Котлован».

3. Философия Н. Федорова и ее влияние на творчество А. Платонова.

Семинарское занятие №11

Тема: «Проблематика и поэтика

романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”»

План:

1. История создания и публикации романа “Мастер и Маргарита”. Реальная основа произведения. Проблема прототипов.

2. Проблематика романа. Вечные темы и историзм “Мастера и Маргариты”.

3. Литературные и фольклорные традиции в романе “Мастер и Маргарита”.

4. Особенности поэтики романа (своеобразие композиции; фантастическое и реальное).

Вопросы и задания:

1. Проследите эволюцию замысла, историю создания и публикации романа Булгакова. Выделите основные редакции булгаковского романа.

2. Составьте список исторических и литературных источников романа Булгакова.

3. На основе работы Б.М. Гаспарова («Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита»), определите основной круг мотивов романа Булгакова.

Литература:

1. Вулис А. Литературные зеркала. М., 1991.

2. Галинская И.Л. Загадки известных книг: [О Д.Сэлинджере и М.Булгакове]. М.,1986.

3. Гаспаров Б.М. // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. М., 1993. С.28-82.

4. Джулиани Р. Жанры русского народного театра и роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита” //М.Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. М., 1988. С.312-334.

5. Злочевская А.В. «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова – оригинальная версия русского метаромана ХХ в. //Рус. словесность. 2001. №2. С.5-10.

6. Золотоносов М. “Сатана в нестерпимом блеске...”: о некоторых новых контекстах изучения “Мастера и Маргариты” //Литературное обозрение. 1991. №5. С.100-107.

7. Йованович М. Об источниках “Мастера и Маргариты” //Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1992. №1. С.60-72

8. Кораблев А.А. Тайнодействие в “Мастере и Маргарите” //Вопросы литературы. 1991. №5. С.35-55.

9. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. М., 1991. – 175 с.

10. Сухих И. Евангелие от Михаила. 1928-1940. «Мастер и Маргарита». Булгаков. //Сухих И. Книги ХХ века: русский канон: Эссе. М., 2001. С.313-347.

Семинарское занятие №12

Тема: «Проблематика и поэтика романа М.Шолохова “Тихий Дон”»

План:

1. История создания и публикации романа “Тихий Дон”. Вопрос об авторстве романа.

2. Жанровые особенности произведения.

3. Концепция личности в “Тихом Доне” и судьба Григория Мелехова. Различные точки зрения на природу трагедии Григория Мелехова.

4. Проблема человека на переломе истории в романе М.Шолохова. Смысл финала произведения.

Вопросы и задания:

1. Как решается вопрос об авторстве романа «Тихий Дон» в современном шолоховедении?

2. Какова роль эпиграфов в романе Шолохова «Тихий Дон»? Используя текст романа, раскройте многогранность образа «тихого Дона».

3. Проанализируйте точки зрения исследователей относительно образа Григория Мелихова. Как в Григории Мелихове преломились родовые черты характера? Почему в исследовательской литературе Григория Мелихова называют «трагическим героем»? Существуют ли в литературе ХХ века образы, родственные герою Шолохова?

4. Приведите примеры из текста романа, где пейзажная зарисовка противостоит описанию человеческой жизни. Определите смысловую нагрузку подобных пейзажей.

Литература:

1. «Тихий Дон”: Загадки мнимые и реальные //Вопросы литературы. 1989. №8.

2. Ермолаев Г.С. О “Стремени Тихого Дона” //Русская литература. 1991. № 4.С.34-45.

3. Кацис Л. Шолохов и «Тихий Дон»: Проблема авторства в современных исследованиях: (К 70-летию первой публикации романа) //Новое лит. обозрение. 1999. №36. С.330-351.

4. Макаров А.Г., Макарова С.Э. “А власть эта не от бога”. “Соавторская” обработка художественного текста в “Тихом Доне” //Новый мир. 1993. №11. С.206-229.

5. Макаров А.Г., Макарова С.Э. К истокам “Тихого Дона” //Новый мир. 1993. №5. С.209-226. № 6. С.189-223.

6. Макаров А.Г., Макарова С.Э. Цветок-Татарник: В поисках автора «Тихого Дона»: от Михаила Шолохова к Федору Крюкову. М., 2001.

7. Семанов С.Н. О некоторых обстоятельствах публикации “Тихого Дона” //Новый мир. 1988. №9. С.265-269.

8. Тамарченко Е.Д. Идея правды в “Тихом Доне” //Новый мир. 1990. № 6. С.237-248.

9. Тахо-Годи А.А. Солнце как символ в романе Шолохова “Тихий Дон” //Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1977. №2. С.3-12.

10. Шолоховский вопрос: Продолжение разговора //Вопросы литературы. 1989. №8.//Вопросы литературы. 1991. № 2.С.3-81.

11. Якименко Л.Г. Избранные работы. В 2-х т. Т.2. М., 1982.

Семинарское занятие №13

Наши рекомендации