Какое из приведенных положений не может принадлежать буддизму?

а) жизнь – это страдание; б) причина страданий – жажда жизни;

в) путь избавления от страданий – жажда жизни; г) у страдания есть причина.

5 В конфуцианстве практически не разрабатывались проблемы…

а) происхождения и структуры бытия;

б) отношения к традициям предков;

в) добродетели, долга, чести, благородства;

г) надлежащего управления государством.

6. В качестве чего рассматривалось «Небо» в древнекитайской философии (выберите все правильные ответы):

а) части стратосферы; б) верховного владыки;

в) судьбы; г) первопричины всего сущего.

7. Какая древнекитайская философская школа в качестве социального регулятора рассматривала закон (фа):

а) легистов; б) моистов; в) школы имен; г) натурфилософов;

8. Какие из нижеперечисленных принципов относятся к конфуцианству:

а) принцип недеяния (у вэй);

б) человеколюбие (жэнь);

в) принцип незнания (пустотность сердца);

г) следование ритуалу (ли);

д) принцип справедливости (и).

9. В какой части Вед даны философские рассуждения о природе человеческого «Я» и ее отношения к космической целостности бытия:

а) Араньяки; б) Ригведа; в) Брахманы; г) Упанишады.

10. Как в древнеиндийской философии называется безличное, бесконечное, духовное, мировое первоначало:

а) Атман; б) Брахман; в) сансара; г) карма;

Вопросы к курсу:

1 Определите, какие из приведенных ниже философско-религиозных учений по своему происхождению были: а) древнекитайскими; б) древнеиндийскими:

1) конфуцианство; 2) легизм; 3) ньяя; 4) моизм; 5) буддизм; 6) вайшешика; 7) веданта; 8) даосизм; 9) йога; 10) джайнизм; 11) адживика.

2 Каким философским учениям и школам Древнего Востока соответствуют принципы и идеи, содержащиеся во втором столбце таблицы?

Конфуцианство строгий аскетизм и следование принципу ахимсы
Буддизм религиозное освящение логико- философского мышления
Джайнизм человек должен бороться за счастье в земной жизни, так как загробного мира не существует
Даосизм совместная эволюция материи и сознания приводит к положительному или отрицательному взаимодействию мира и человека
Санкхья главное средство спасения – психический тренинг
Йога мир вечен и неподвижен, движение – иллюзия, все определяется безличным принципом мира
Легизм идеал человека – «благородный муж» –« человек политический»
Адживика разработка проблем социальной теории и государственного управления
Чарвака (локаята) учение об освобождении от страданий и праве каждого на спасение

3. Какие из перечисленных черт являются характерными для: философствования Древней Индии; Древнего Китая; общими для обеих исторических типов?

1) признание Дао верховным законом и конструктивным принципом мироздания; 2) учение о карме как нравственный регулятив повседневной жизни; 3) влияние на развитие философской мысли отшельников-аскетов, занимавшихся медитацией; 4) мысль о тождестве индивидуальной и мировой души; 5) созерцание, погружение в себя как особенность религиозно-философского мироощущения; 6) признание круговой динамики чередования активности и пассивности – взаимодействия противоположностей, образующих основу жизни; 7) рассмотрение Неба и Земли как родителей человека; 8) ориентация в основном на нравственные проблемы; 9) поиск способов совпадения «пути человека» и «пути Неба»; 10) религиозное освящение логико-философского мышления; 11) трактовка социальных изменений в старых социокосмических образах родового сознания; 12) четкое определение нравственных отношений государя и подданного; 13) гуманистический настрой философской мысли; 14) проповедь принципа ахимсы (ненасилия).

4. Почему древневосточные учения обычно называют религиозно-философскими?

5. В чем заключаются особенности древнеиндийской философии?

6. Охарактеризуйте ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии?

7. Почему в буддизме считается, что жизнь – это зло?

8. Что ≪приковывает≫ человека к «колесу сансары»? Прокомментируйте смысл этого высказывания.

9. Объясните парадоксальные с западно-европейской точки зрения слова Будды о том, что чтобы достигнуть счастья, надо отказаться от постоянного стремления к нему.

10. Объясните, в чем заключается смысл «активного недеяния» даосов?

Проблемные вопросы и задания:

1. Об известном китайском софисте Гунсунь Луне рассказывают следующую историю. Гунсунь Лун верхом на белой лошади подъезжал к пограничной страже. Начальник стражи сказал, что проходить стражу могут люди, а лошадей проводить не разрешается. Гунсунь Лун нашел выход из положения с помощью рассуждения, которое можно свести к следующему силлогизму:

Лошадь может быть рыжей.

Белая лошадь не может быть рыжей.

Следовательно, белая лошадь не есть лошадь.

Начальник стражи, удивленный таким рассуждением, пропустил Гунсунь Луна с его лошадью.

Какова логическая уловка Гунсунь Луна?

2. Попробуйте продолжить мысль даосов: Не будь на свете государств с их границами и чиновников с их властью, не было бы нужды и в ______________, отрицающем их.

3. Как рассматривается проблема отношения человека и мира в философии Древней Индии и Древнего Китая.

4. В чем состоит различие между Брахманом и христианским Богом?

5. Видите ли Вы связь между современными экономическими преобразованиями в Китае и принципами конфуцианства?

6. Согласно восточной традиции, придает ценностный смысл, направляет, ведет людей в мире истинного знания определенная высокодуховная личность Учителя как носителя скрытого, незафиксированного, но существенного содержания о жизненных ценностях, не связанных с удовлетворением непосредственных потребностей. Беседы с Учителем важны для того, чтобы с помощью высокого духовного наставника достичь состояния мокши, нирваны, дао - состояния покоя, умиротворенности, целостности.

« Мое тело едино с моей мыслью,

Мысль едина с эфиром,

Эфир един с жизненной энергией,

Жизненная энергия едина с небытием».

По Вашему мнению, оправданы данные формы отношений в современном мире?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

2. Гриненко, Г.В. История философии: учебник / Г.В. Гриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с.

3. Налетов, И.З. Философия: Учебник / И.З. Налетов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.

4. Губский, Е.Ф. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с.

5. Томпсон, М. Восточная философия / М. Томпсон; пер с англ. Ю. Бондарева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 384 с.

Дополнительный

1. Барж, Э.А. Уолинс. Египетская религия. Египетская магия / Э.А. Барж Уолис; пер. с анг. – М.: Алитейа, 2000. – 382 с.

2. Гусманов, И.Г. Греческая мифология. Боги: Учебное пособие / И.Г. Гусманов. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 328с.

3. Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2-х т. – М.: Мысль, 1972, 1973. – Т. 1. – 343 с.; Т. 2. – 381 с.

4. Древнеиндийская философия. – М.: Мысль, 1972. – 271 с.

5. Индуизм. Традиции и современность. – М.: Наука, 1985. – 282 с.

6. Крушинский, А.А. Язык и мышление в древнем Китае / А.А. Крушинский // Вопросы философии. – 2007. – № 5. – С. 99 – 112.

7. Малявин, В.И. Китайская цивилизация / В.И. Малявин. – М.: Экспресс, 2000. – 840 с.

8. Мясникова, Л.А. Опыт: обретения открытости и откровения. Монография / Л.А. Мясникова, В.Я. Нагевичене. – Екатеринбург: Уральская Академия государственной службы, 1997. – 97с.

9. Нагевичене, В.Я. Мифологическая картина Древнего мира. Методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 58 с.

10. Нагевичене, В.Я. Древний Египет. Методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – 123 с.

11. Нагевичене, В.Я. К вопросу о дефиниции «опыт» как метода формирования гностического и эпистемологического познания (в историко-философском аспекте). Монография / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2001. – 197 с.

12. Нагевичене, В.Я. Философия Древней Индии. Методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 64 с.

13. Нагевичене, В.Я. Философия Древнего Китая. Методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 64 с.

14. Нагевичене, В.Я. Мировоззрение Древней Японии. Учебно-методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – 124 с.

15. Нагевичене, В.Я. Целостность мира и человека – основополагающая идея религии. Учебно-методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – 48 с.

16. Трубников, Н.Н. «Толкование значений трех сутр» и начало буддистской философской мысли в Японии / Н.Н. Трубникова // Вопросы философии. – 2007. – № 8. – С. 106 – 117.

Источники

1. Антология мировой философии: в 4-х т. Т. 1, ч. 1 и ч. 2. Философия древности и средневековья. – М.: Мысль, 1969. – 936 с.

2. Мень, А. История религий. В 2-х кн. Кн.1: В поисках Пути, Истины и Жизни: Учеб. Пособие / А. Мень. – М.: Издательская группа «ФОРУМ – ИНФРА-М», 1997. – Кн. 1. – 216 с.

3. Тибетская книга мертвых. – М.: София, 2003. – 208 с.

Наши рекомендации