Какое из приведенных положений не может принадлежать буддизму?
а) жизнь – это страдание; б) причина страданий – жажда жизни;
в) путь избавления от страданий – жажда жизни; г) у страдания есть причина.
5 В конфуцианстве практически не разрабатывались проблемы…
а) происхождения и структуры бытия;
б) отношения к традициям предков;
в) добродетели, долга, чести, благородства;
г) надлежащего управления государством.
6. В качестве чего рассматривалось «Небо» в древнекитайской философии (выберите все правильные ответы):
а) части стратосферы; б) верховного владыки;
в) судьбы; г) первопричины всего сущего.
7. Какая древнекитайская философская школа в качестве социального регулятора рассматривала закон (фа):
а) легистов; б) моистов; в) школы имен; г) натурфилософов;
8. Какие из нижеперечисленных принципов относятся к конфуцианству:
а) принцип недеяния (у вэй);
б) человеколюбие (жэнь);
в) принцип незнания (пустотность сердца);
г) следование ритуалу (ли);
д) принцип справедливости (и).
9. В какой части Вед даны философские рассуждения о природе человеческого «Я» и ее отношения к космической целостности бытия:
а) Араньяки; б) Ригведа; в) Брахманы; г) Упанишады.
10. Как в древнеиндийской философии называется безличное, бесконечное, духовное, мировое первоначало:
а) Атман; б) Брахман; в) сансара; г) карма;
Вопросы к курсу:
1 Определите, какие из приведенных ниже философско-религиозных учений по своему происхождению были: а) древнекитайскими; б) древнеиндийскими:
1) конфуцианство; 2) легизм; 3) ньяя; 4) моизм; 5) буддизм; 6) вайшешика; 7) веданта; 8) даосизм; 9) йога; 10) джайнизм; 11) адживика.
2 Каким философским учениям и школам Древнего Востока соответствуют принципы и идеи, содержащиеся во втором столбце таблицы?
Конфуцианство | строгий аскетизм и следование принципу ахимсы |
Буддизм | религиозное освящение логико- философского мышления |
Джайнизм | человек должен бороться за счастье в земной жизни, так как загробного мира не существует |
Даосизм | совместная эволюция материи и сознания приводит к положительному или отрицательному взаимодействию мира и человека |
Санкхья | главное средство спасения – психический тренинг |
Йога | мир вечен и неподвижен, движение – иллюзия, все определяется безличным принципом мира |
Легизм | идеал человека – «благородный муж» –« человек политический» |
Адживика | разработка проблем социальной теории и государственного управления |
Чарвака | (локаята) учение об освобождении от страданий и праве каждого на спасение |
3. Какие из перечисленных черт являются характерными для: философствования Древней Индии; Древнего Китая; общими для обеих исторических типов?
1) признание Дао верховным законом и конструктивным принципом мироздания; 2) учение о карме как нравственный регулятив повседневной жизни; 3) влияние на развитие философской мысли отшельников-аскетов, занимавшихся медитацией; 4) мысль о тождестве индивидуальной и мировой души; 5) созерцание, погружение в себя как особенность религиозно-философского мироощущения; 6) признание круговой динамики чередования активности и пассивности – взаимодействия противоположностей, образующих основу жизни; 7) рассмотрение Неба и Земли как родителей человека; 8) ориентация в основном на нравственные проблемы; 9) поиск способов совпадения «пути человека» и «пути Неба»; 10) религиозное освящение логико-философского мышления; 11) трактовка социальных изменений в старых социокосмических образах родового сознания; 12) четкое определение нравственных отношений государя и подданного; 13) гуманистический настрой философской мысли; 14) проповедь принципа ахимсы (ненасилия).
4. Почему древневосточные учения обычно называют религиозно-философскими?
5. В чем заключаются особенности древнеиндийской философии?
6. Охарактеризуйте ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии?
7. Почему в буддизме считается, что жизнь – это зло?
8. Что ≪приковывает≫ человека к «колесу сансары»? Прокомментируйте смысл этого высказывания.
9. Объясните парадоксальные с западно-европейской точки зрения слова Будды о том, что чтобы достигнуть счастья, надо отказаться от постоянного стремления к нему.
10. Объясните, в чем заключается смысл «активного недеяния» даосов?
Проблемные вопросы и задания:
1. Об известном китайском софисте Гунсунь Луне рассказывают следующую историю. Гунсунь Лун верхом на белой лошади подъезжал к пограничной страже. Начальник стражи сказал, что проходить стражу могут люди, а лошадей проводить не разрешается. Гунсунь Лун нашел выход из положения с помощью рассуждения, которое можно свести к следующему силлогизму:
Лошадь может быть рыжей.
Белая лошадь не может быть рыжей.
Следовательно, белая лошадь не есть лошадь.
Начальник стражи, удивленный таким рассуждением, пропустил Гунсунь Луна с его лошадью.
Какова логическая уловка Гунсунь Луна?
2. Попробуйте продолжить мысль даосов: Не будь на свете государств с их границами и чиновников с их властью, не было бы нужды и в ______________, отрицающем их.
3. Как рассматривается проблема отношения человека и мира в философии Древней Индии и Древнего Китая.
4. В чем состоит различие между Брахманом и христианским Богом?
5. Видите ли Вы связь между современными экономическими преобразованиями в Китае и принципами конфуцианства?
6. Согласно восточной традиции, придает ценностный смысл, направляет, ведет людей в мире истинного знания определенная высокодуховная личность Учителя как носителя скрытого, незафиксированного, но существенного содержания о жизненных ценностях, не связанных с удовлетворением непосредственных потребностей. Беседы с Учителем важны для того, чтобы с помощью высокого духовного наставника достичь состояния мокши, нирваны, дао - состояния покоя, умиротворенности, целостности.
« Мое тело едино с моей мыслью,
Мысль едина с эфиром,
Эфир един с жизненной энергией,
Жизненная энергия едина с небытием».
По Вашему мнению, оправданы данные формы отношений в современном мире?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основной
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.
2. Гриненко, Г.В. История философии: учебник / Г.В. Гриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с.
3. Налетов, И.З. Философия: Учебник / И.З. Налетов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.
4. Губский, Е.Ф. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с.
5. Томпсон, М. Восточная философия / М. Томпсон; пер с англ. Ю. Бондарева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 384 с.
Дополнительный
1. Барж, Э.А. Уолинс. Египетская религия. Египетская магия / Э.А. Барж Уолис; пер. с анг. – М.: Алитейа, 2000. – 382 с.
2. Гусманов, И.Г. Греческая мифология. Боги: Учебное пособие / И.Г. Гусманов. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 328с.
3. Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2-х т. – М.: Мысль, 1972, 1973. – Т. 1. – 343 с.; Т. 2. – 381 с.
4. Древнеиндийская философия. – М.: Мысль, 1972. – 271 с.
5. Индуизм. Традиции и современность. – М.: Наука, 1985. – 282 с.
6. Крушинский, А.А. Язык и мышление в древнем Китае / А.А. Крушинский // Вопросы философии. – 2007. – № 5. – С. 99 – 112.
7. Малявин, В.И. Китайская цивилизация / В.И. Малявин. – М.: Экспресс, 2000. – 840 с.
8. Мясникова, Л.А. Опыт: обретения открытости и откровения. Монография / Л.А. Мясникова, В.Я. Нагевичене. – Екатеринбург: Уральская Академия государственной службы, 1997. – 97с.
9. Нагевичене, В.Я. Мифологическая картина Древнего мира. Методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 58 с.
10. Нагевичене, В.Я. Древний Египет. Методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – 123 с.
11. Нагевичене, В.Я. К вопросу о дефиниции «опыт» как метода формирования гностического и эпистемологического познания (в историко-философском аспекте). Монография / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2001. – 197 с.
12. Нагевичене, В.Я. Философия Древней Индии. Методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 64 с.
13. Нагевичене, В.Я. Философия Древнего Китая. Методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 64 с.
14. Нагевичене, В.Я. Мировоззрение Древней Японии. Учебно-методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – 124 с.
15. Нагевичене, В.Я. Целостность мира и человека – основополагающая идея религии. Учебно-методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – 48 с.
16. Трубников, Н.Н. «Толкование значений трех сутр» и начало буддистской философской мысли в Японии / Н.Н. Трубникова // Вопросы философии. – 2007. – № 8. – С. 106 – 117.
Источники
1. Антология мировой философии: в 4-х т. Т. 1, ч. 1 и ч. 2. Философия древности и средневековья. – М.: Мысль, 1969. – 936 с.
2. Мень, А. История религий. В 2-х кн. Кн.1: В поисках Пути, Истины и Жизни: Учеб. Пособие / А. Мень. – М.: Издательская группа «ФОРУМ – ИНФРА-М», 1997. – Кн. 1. – 216 с.
3. Тибетская книга мертвых. – М.: София, 2003. – 208 с.